Слайд 21.Понятие социальный институт
2.Функции и дисфункции социальных институтов
3.Основные ресурсы социальных
институтов
План
Слайд 3Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт
Спенсер.
Он изучил и описал 6 типов социальных
институтов: промышленный, профессиональный, политический,
обрядовый,
церковный,
домашний.
Слайд 4При всем обилии потребностей фундаментальных, важных для всех – пять:
1.в воспроизводстве рода (институт семьи и брака) ;
2.в безопасности и
социальном порядке (политические институты, государство)
3.в добывании средств существования (экономические институты, производство);
4.в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования);
5.в решении духовных проблем, смысла жизни(институт религии).
Слайд 5 Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной
деятельности людей, реализующие определенные функции в обществе, главная из которых
– удовлетворение социальных потребностей.
Слайд 6Социальные институты, общие характеристики:
организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей
и статусов, устанавливая образцы поведения в различных сферах общественной жизни
включают
систему санкций – от правовых до морально-этических
упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер
обеспечивают стандартное поведение людей в обществе
Слайд 8Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде
закона или социальной нормы, принятого порядка. Это формализация социальных связей
и отношений.
Слайд 9Этапы институционализации
Возникновение общественно значимой потребности, формирование задач для ее удовлетворения.
Стихийно
складываются социальные нормы и правила.
Практическое применение, утверждение данных норм и
правил в обществе.
Установление санкций для поддержания норм и правил, создание систему статусов и ролей для всех членов института.
Слайд 12Развиваясь,социальные институты меняют свою форму.
Источники развития по факторам подразделяются
на:
Эндогенные(внутренние)
Экзогенные(внешние)
Слайд 15Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, отчего социальный
институт уже не удовлетворяет все общественные потребности.
Например, в догосударственный
период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.
Слайд 16Развитие социальных институтов проявляется в двух направлениях:
Возникновении новых институтов.
Совершенствование
сложившихся социальных институтов
Слайд 172.Функции и дисфункции социальных институтов
Функции социальных институтов
Ясная
Скрытая(латентная)
Слайд 18 Если явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый»)
характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой.
Слайд 19Фундаментальные институты задействованы в решении задач:
Политические, экономические – общественно-социальная регуляция
поведения на основе норм,
правил и предписаний, закрепленных в юридических
и административных актах.
Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
Слайд 20Семья,религия – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Они
придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу.
Слайд 22Дисфункция
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает
общество или сообщество, называется дисфункцией института.
Слайд 23Выражением дисфункции социального института является персонализация его деятельности.
Потеря деперсонализации
– нарушение условия нормального
функционирования социального института.
Принцип деперсонализации означает, что
обеспечение всех функций
института не зависит главным образом и исключительно от личных особенностей
тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным
институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и т.д.
Слайд 243. Основные ресурсы социальных институтов
Экономисты считают, что для производства товаров
и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре
вида ресурсов:
1. землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;
2. труд, или мотивацию и навыки людей;
3. капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;
4. организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.
Слайд 25Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых
условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга
между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов.
Слайд 26
Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим
уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся
получать знания и социализироваться .
Слайд 27
Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов
общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной
потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.
Слайд 282. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Социальные институты общества».
институты
государство
Слайд 293. Запишите слова, пропущенные во фрагменте таблицы «Социальные институты общества».
семьи
и брака
образования
Слайд 304. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически
сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
2) Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие – появляться.
3) Социальные институты представляют собой определённые этапы исторического развития человечества.
4) Социальные институты – это определённые стереотипы человеческого поведения.
5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.
12
Слайд 315. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни
общества
23314
Слайд 326. Установите соответствие между компонентами общества как системы и примерами.
государство
/ партия
Социальные институты и их функции
12121
Слайд 338.
(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную
социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека
– юноши и девушки старше 15 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных отношений.
Определите, какие положения в тексте носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических суждений
31112
Слайд 349. «Характеристика общества как системы предусмат- ривает изучение его внутренней
______ (А). Её основ- ными элементами являются ______ (Б) общественной
жизни и социальные институты. Выделяют экономи- ческую, социальную, политическую и духовную под- системы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (В) общества. _______ (Г) в каждой из подсистем решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (Д), а также ________ (Е) совместной деятельностью людей.
Список терминов:
Целостность 4) социальные блага 7) культура
структура 5) сфера 8) социальные институты
общество 6) производство 9) управление
251849
Слайд 3510. Учёные характеризуют семью как социальный институт. Используя обществоведческие знания,
приведите три обоснования такой характеристики.
семья обеспечивает биологическое и социальное воспроизводство
населения, устанавливает образцы поведения
применяет систему санкций (правовых, моральных)
упорядочивает, координирует индивидуальные действия людей, придаёт им организованный и предсказуемый характер
Слайд 3611. Приведите три примера воздействия различных социальных институтов на процесс
социализации личности.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) семья способствует усвоению принятых
в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»);
2) школа (образование) даёт необходимые знания;
3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.