Слайд 1
Социальные сети: троллинг, буллинг и манипуляции
Слайд 2Троллинг
Троллинг – это публикация заведомо провокационных сообщений для получения негативной
реакции пользователя. Часто троллинг характеризуют как стиль общения.
Сетевые тролли
также могут действовать группами и проводить скоординированные или случайные психологические атаки. Существуют несколько каст троллей.
Цель троллинга - вызвать максимально негативную эмоцию собеседника.
Пранк - разновидность троллинга.
Слайд 3Разновидности троллей
По уровню мастерства:
- "Толстый" тролль - действует напрямую,
легко разоблачить.
- "Тонкий" тролль - умело использует иронию, уловки в
аргументации, подстраивается под "жертву".
По поведенческим особенностям:
- Тролль-комментатор. Как правило, данная категория троллей представлена либо скучающими сетевыми эрудитами, либо лицами, имеющими возможность быстро находить в сети и обрабатывать (представляя своими словами) нужный им массив тематической информации, либо состарившимися сетевыми гуру.
- Тролль-оффтопик. Размещает сообщения, которые являются несоответствующими направленности форума.
- Тролль-эгоцентрик. Этот тип стремится завоевать чрезмерное внимание в коллективе.
- Тролль — «герой-любовник». Получает острые ощущения от последовательного заигрывания и интриг онлайн с женщинами группы.
- Тролль-советчик. Такой вид троллинга популярен на компьютерных и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам и в каждой из них отписывается якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос, пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается флейм и жертву банят на форуме или в чате.
- Тролль - политик. Опытный вид троллей, которые находятся на службе у различных политически направленных организаций.
Слайд 4Психология троллинга
Психологи связывают проявления троллинга с "темной триадой" -
нарциссизм, макиавеллизм, психопатия.
Нарциссизм характеризуется претенциозностью, гордостью, самовлюблённостью и отсутствием эмпатии.
Макиавеллизм
включает в себя манипуляцию и эксплуатацию других, циничное пренебрежение нравственностью, сосредоточение на собственных интересах и лживость.
Главными особенностями психопатии являются асоциальное поведение, импульсивность, эгоизм, бессердечность и беспощадность.
Все три черты связаны с бессердечно-манипулятивным межличностным стилем.
Слайд 5Словарь тролля
Баттхёрт - потеря самообладания в результате действий тролля.
Копипаста
- информация скопированная откуда-либо для последующего повтороного размещения. Часто используется
в троллинге как один из основных методов.
Лулз (лулзы) - действие, высказывание совершенное ради веселья.
Доставлять лулзы - приносить веселье.
Оффтоп - обсуждение не связанное с основной темой.
Флуд - размещение большого количества однородной или бессмысленной информации.
Флейм (флейминг) - острая интернет-дискуссия обычно с использованием оскорблений, нападок и т.д. уходящая от темы основного обсуждения.
Слайд 6Четыре закона троллинг
1. Закон самовозрастания троллинга. Победи тролля - не
корми тролля!
2. Тролль существует пока вы в него верите.
3.
Смысл троллинга в троллинге.
4. "Трололо" - любое обсуждение троллинга в конечном итоге превращается в троллинг!
Слайд 7Троллинг
Опасность:
1) Итогом массового «трололо» или частной вылазки профессионального тролля
чаще всего становится дискредитация сообщества или отдельных его членов вплоть
до оттока участников и посетителей;
2) Перенос моделей поведения "агрессора" и "жертвы" в реальную жизнь;
3) Разжигание агрессии ненависти и вражды вплоть до столкновения целых сообществ.
Слайд 8Кибербуллинг
Кибербуллинг (электронная травля, жестокость онлайн) — это вид травли,
преднамеренные агрессивные действия систематически на протяжении длительного периода, осуществляемые группой
или индивидом с использованием электронных форм взаимодействий, направленных против жертвы, которая не может себя защитить. Это может происходить через смс-сообщения, социальные сети, создание компрометирующих веб-страниц или размещение унижающего, оскорбляющего видеоконтента и так далее.
Слайд 9Разновидность кибербуллинга
Хейтинг (hate) — это негативные комментарии и сообщения,
иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без
обоснования своей позиции.
Флэйминг (flaming) — это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами, часто разгорается в чатах и комментариях в социальных сетях. Так как это происходит публично, большое количество людей могут спонтанно подключаться к оскорблениям одной из сторон конфликта. Часто бывает, что одна из сторон ставит целью вовлечение большого количества случайных свидетелей в противостояние.
Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk — преследовать, выслеживать) — использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения с намерением напугать жертву угрозой противозаконных действий или повреждений, которые могут быть осуществлены с получателем сообщений или членами его семьи.
Слайд 10Опасность кибербуллинга
1. Репутационные издержки;
2. Доведение человека до серьезных психологических
проблем;
3. Пропаганда агресси и вражды;
4. Перенос модели поведения в реальную
жизнь.
Слайд 11Способы противостояния буллингу в Интернете
1. Не реагируйте. Сохраняйте спокойствие.
2. Сохраните доказательства травли (в случае с кибербуллингом — скриншоты
оскорбительных комментариев или сообщений). Если травля не прекращается или становится жёстче, свяжитесь с представителями администрации ресурса или обратитесь в полицию с доказательствами травли или угроз.
3. Защищайте свой профиль. Если найдёте в соцсети профиль с вашей фотографией, который вы сами не создавали, — свяжитесь с администрацией ресурса и добейтесь удаления профиля.
4. Заблокируйте или удалите обидчика — из списка друзей, адресных и телефонных книг.
Слайд 12Способы противостояния буллингу в Интернете
КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление (введена
Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ);
Распространение ложных данных и подрыв репутации подпадает
под статью 128.1 УК РФ Клевета;
Угроза жизни – статья 119 УК РФ.
Слайд 13Манипуляции....
1. В любой непонятной ситуации - делай как все!
2. Метод
повторения. Повторяемое суждение не обязательно должно быть истиным!
3. Эксплуатация доброты
или бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
4. Метод Бенджамина Франклина. Эксплуатация отклика на просьбу о помощи.
5. Навязываемое обязательство.
6. Позитивное подкрепление.
7. Эмоциональная манипуляция. Страх, вина, гнев...
Слайд 14...
8. Спираль молчания...или точка зрения большинства!
9. Метод наклеивания ярлыков.
10. Метод
утечки "секретной информации".
11. Метод "нормальных людей".
12. Искажение, подмена информации.
13.
Отвлечение внимания.
Слайд 15Наиболее опасные примеры манипуляций
1. Секты, коммерческие культы.
2. Суицидальные группы, колумбайнеры.
3.
Радикальные политические организации (НСДАП А. Гитлера, исламисты и др.).
4. Мошеннические
организации (пирамиды, псведоблаготворители).
5. Фейк-ньюс.
Слайд 16Механизмы манипуляции
1) Мифотворчество (романтизация, героизация);
2) Элитарность («не такой как все»);
3)
Геймификация (игровые механизмы – «собачий кайф», текстовые ролевые игры);
4) Челленджи
(дух соревнования);
5) «Запретный» контент;
6) Конфликт поколений («взрослый мир – плохой мир»);
7) Аккумулирование негативизма («весь мир против тебя», «государство – зло» и т.п.);
8) Закрытая общность («брат за брата», "один за всех и все за одного" и др.);
9) Единый канал координации (телеграм-чат, закрытые группы);
10) Мода (селфхарм, свитшоты и др.).
Слайд 17Технология безопасного Интернет-знакомства
Слайд 18Аккаунт собеседника
Внимательно просмотрите аккаунт Вашего нового друга. Указывает ли он
свое настоящее имя и фамилию? Есть ли у него реальные
друзья? Насколько долгая история создания его аккаунта? Есть ли личные фотографии? Есть ли личная информация - школа, университет, город? В каких сообществах состоит человек?
Вас должно насторожить: отсутствие реального имени (никнейм), упоминания личной информации и фотографий, непродолжительная история аккаунта, наличие фейковых друзей, подписки на сообщества, содержащие деструктивный контент.
Слайд 19Вопросы собеседника
Обращайте внимание на вопросы, которые задает вам новый
друг - спрашивает ли он личную информацию - адрес, график
и место работы родителей, доход семьи? Не уходит ли от ответов на ваши вопросы о своей жизни?
Вас должно насторожить: нежелание собеседника рассказывать о своей личной жизни, прямые или косвенные вопросы про вашу интимную жизнь, финансовое благополучие, подробные вопросы об отношениях с родителями.
Слайд 20 Встреча с собеседником
Не предлагает ли Вам прислать фотографии
интимного характера? Не задает ли интимные вопросы? Приглашает ли Вас
встретится у себя дома или в малолюдном месте?
Вас должно насторожить: просьба прислать свои интимные фотографии или получение интимных фотографий со стороны собеседника, вопросы, связанные с вашей интимной жизнью, приглашение со стороны незнакомого собеседника встретится с вами у него дома, в гостях или в малолюдных и незнакомых для вас местах, а такэе попытки собеседника прийти к вам в гости.
Слайд 21Активное желание помочь собеседнику
Насколько активно собеседник интересуется вашими проблемами?
Не заявляет ли он активное желание помочь вам, утверждая, что
вас "никто не любит, не понимает" или проводя грань "все плохие - он хороший"? Не настраивает ли вас против вашего круга общения?
Вас должно насторожить: активная критика со стороны собеседника ваших друзей и близких, а также ваших убеждений или образа жизни.
Слайд 22Позиция собеседника
Не заводит ли человек частые беседы о религии или
политики? Не навязывает ли он вам свою позицию?
Вас должно насторожить:
агрессивные попытки собеседника навязать свою точку зрения, активное приглашение вступить в деструктивные интернет-сообщества.
Слайд 23
Если вы хотя бы в одном из пунктов находите ответ,
характеризующий вашу ситуацию следует:
1) немедленно прекратить общение с вашим
собеседником;
2) при столкновении с реальными случаями склонения вас к интимному разговору или вступлению в радикальные организации и др. необходимо сделать скрин-переписки (не удаляйте переписку до завершения оперативных действий!) и отправить его на горячую линию "Скажи экстремизму - НЕТ" (http://resurs-center.ru/hotline) или в аккаунт в социальной сети "Вконтакте" - "ЭКСТРЕМИЗМУ НЕТ" (https://vk.com/nes74).
Слайд 24Предложение получения материальной выгоды
Не предлагает ли он вам получить материальных
доход - быстрый, легкий, высоко оплачиваемый?
Вас должно насторожить: предложения со
стороны собеседника повысить свой доход за счет лишь упоминания номера своей кредитной карты или карты ваших родителей, просьба передать посылку незнакомым людям за хорошее вознаграждение и др.
Слайд 25http://www.resurs-center.ru/hotline
Горячая линия «Экстремизму - НЕТ!»
Общественная горячая линия призвана помочь в
борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма, преступлениями и дискриминацией на
национальной и религиозной почве, нарушениями в области прав и свобод граждан. Данная горячая линия является независимым общественным механизмом.
Если Вы или близкий Вам человек обладаете информацией или столкнулись со случаями:
Вовлечения людей в деятельность деструктивных религиозных организаций (сект);
Вербовкой в экстремистские организации;.
Преступлениями в сфере экстремизма и терроризма;
Дискриминацией по национальному или религиозному признаку;
Деструктивный медиа-контентом;
Пропагандой суицидального поведения;
Распространением тюремной культуры, скулшутинга.
Слайд 26Адреса «Киберлаборатории»:
Проект «Киберлаборатория по вопросам медиабезопасности» -
http://resurs-center.ru/kiberlab_Main;
Курс «Медиабезопасность: подготовка
киберволонтеров» -
http://resurs-center.ru/kiberlab;
Виртуальная горячая линия «Скажи экстремизму – НЕТ» -
http://resurs-center.ru/hotline;
Аккаунт в социальной сети «Вконтакте» - «Экстремизму НЕТ» -
https://vk.com/nes74
Центр мониторинга социальных сетей, Челябинск, Воровского, 36
(ГБУ «Молодежный ресурсный центр»)