Разделы презентаций


Социологическое исследование

Содержание

Социологическое исследование Вопросы для обсуждения1. Понятие и виды социологических исследований.2. Программа социологического исследования.3. Методы сбора эмпирических данных.4. Анализ данных. Структура отчета.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Социологическое исследование
Курс «Социология»
Лекция № 2

Социологическое исследованиеКурс «Социология»Лекция № 2

Слайд 2 Социологическое исследование
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и виды социологических исследований.
2. Программа

социологического исследования.
3. Методы сбора эмпирических данных.
4. Анализ данных. Структура отчета.




Социологическое исследование Вопросы для обсуждения1. Понятие и виды социологических исследований.2. Программа социологического исследования.3. Методы сбора

Слайд 3Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и

организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получить достоверные знания

об изучаемом явлении или процессе.

Виды исследований
(в зависимости от глубины анализа предмета исследования)

Разведывательное

Описательное

Аналитическое

Социологическое исследование

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью

Слайд 4Этапы проведения конкретно социологического исследования
1 этап
Подготовительный
- Сбор информации об изучаемом

явлении или процессе;
Составление программы социологического исследования;
Разработка необходимого инструментария (анкета, бланк

интервью, карточки наблюдателя).

2 этап
Основной
(Полевой)
-Подразумевает проведение пилотажного исследования и основной сбор первичной социологической информации.

3 этап
Заключительный

Обработка и анализ полученной информации;
Интерпретация полученных результатов, подтверждение (опровержение гипотез), формулировка выводов, рекомендаций;
Составление отчета.

Социологическое исследование

Этапы проведения конкретно социологического исследования1 этапПодготовительный- Сбор информации об изучаемом явлении или процессе;Составление программы социологического исследования;Разработка необходимого

Слайд 5 Социологическое исследование
Принято выделять пять этапов конкретно-социологического исследования (КСИ):

Социологическое исследованиеПринято выделять пять этапов конкретно-социологического исследования (КСИ):

Слайд 6Социологическое исследование
Программа КСИ ─ это изложение основных принципов, теории и

методологии исследования, его процедур и организации. Программа является обязательным исходным документом любого

социологического исследования, независимо от того, является ли исследование теоретическим или прикладным. Программа исследования состоит из методологического, методического разделов и рабочего плана исследования.

II. Методический раздел:

Обоснование и описание инструментария исследования.
Описание техники построения выборочной совокупности.
Логическая схема обработки информации.

III. Рабочий план исследования:

План мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных за выполнение.
Расчет необходимых ресурсов.

I. Методологический раздел:

Актуальность проблемы.
Цель и задачи исследования.
Объект и предмет исследования.
Гипотезы исследования.
Теоретическая интерпретация понятий.

Программа КСИ

Социологическое исследованиеПрограмма КСИ ─ это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа

Слайд 7Методы сбора первичных эмпирических данных
ОПРОС
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
НАБЛЮДЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
Социологическое исследование

Методы сбора первичных эмпирических данныхОПРОСАНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВНАБЛЮДЕНИЕЭКСПЕРИМЕНТСоциологическое исследование

Слайд 8Опрос как основной метод сбора первичной информации. Интервью и анкетирование

Выявление скрытых мотивов, причин.
Высокий уровень надежности полученной информации.
Возможность

моделирования мысленной ситуации.
Практически отсутствует ограничение по темам.
Полнота получаемой информации.

ВОЗМОЖНОСТИ ОПРОСА

Социологическое исследование

Опрос как основной метод сбора первичной информации.  Интервью и анкетирование Выявление скрытых мотивов, причин. Высокий уровень

Слайд 9Проведение опроса
Используя опрос как метод получения информации, необходимо решить:
1.
2.
3.
Кого спрашивать
Как

и где спрашивать
Какие задавать вопросы
Социологическое исследование

Проведение опросаИспользуя опрос как метод получения информации, необходимо решить:1.2.3.Кого спрашиватьКак и где спрашиватьКакие задавать вопросыСоциологическое исследование

Слайд 10Виды опросов (1)
По формам и условиям общения социолога с респондентом

и способу получения информации различаются:
Устный опрос

(интервью) Беседа, проводимая по определенному плану.

Письменный опрос (анкетирование) Вопросы и ответы на них формулируются в письменном виде.

Социологическое исследование

Виды опросов (1)По формам и условиям общения социолога с респондентом и способу получения информации различаются:Устный опрос

Слайд 11Виды опросов (2)
По степени охвата генеральной совокупности:
Сплошной опрос

Опрашивается вся генеральная совокупность

Выборочный опрос Опрашивается часть генеральной совокупности

Социологическое исследование

Виды опросов (2)По степени охвата генеральной совокупности:Сплошной опрос

Слайд 12Виды опросов (3)
По степени формализации:
Стандартизированный опрос

Беседа, проводимая по определенному плану с помощью разработанного инструментария.

Нестандартизированный опрос Опрос проводится в свободной форме, без разработанного инструментария

Частично стандартизированный Вопросы подготовлены, но могут меняться в ходе беседы

Социологическое исследование

Виды опросов (3)По степени формализации:Стандартизированный опрос

Слайд 13 Социологическое исследование
Интервью в количественном и качественном исследовании

Социологическое исследование   Интервью в количественном и качественном исследовании

Слайд 14Социологическое исследование
ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ ПО СТРУКТУРЕ

Социологическое исследование ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ ПО СТРУКТУРЕ

Слайд 15Знание, получаемое в количественном интервью, лежит на поверхности. Оно сводимо

к ответам типа «да» и «нет». Респондент хорошо владеет |информацией,

поскольку она касается его повседневной жизни, и надо только его попросить ею поделиться («Вам нравятся сигареты «Парламент»?). Ценность количественных интервью в том, что массив элементарной ин­формации обобщается и описывает элементарные признаки большой со­вокупности людей.

В качественном интервью фокус смещается на глубинные механизмы человеческого поведения. Получаемое в нем знание не лежит на поверхно­сти. Сам респондент нередко им не владеет, не подозревает о нем. Поэтому ему бессмысленно задавать исследовательские вопросы. Новое знание рождается в процессе взаимодействия интервьюера и интервьюируемого. Они вместе идут к ответам на вопросы, которые прежде перед информан­том не стояли. Ответы — результат размышлений. Поэтому успех глубинного интервью зависит в первую очередь от умения интервьюера слушать так, чтобы информанту хотелось рассказывать, делиться мыслями.

Социологическое исследование

Знание, получаемое в количественном интервью, лежит на поверхности. Оно сводимо к ответам типа «да» и «нет». Респондент

Слайд 16Социологическое исследование
Запись интервью может осуществляться:
письменным способом (вестись графически);


с помощью аудиотехники.
Интервью – беседа, проводимая по определенному

плану, предполагающая непосредственное взаимодействие интервьюера (исследователя) с респондентом (опрашиваемым).

Техника интервью

Социологическое исследование Запись интервью может осуществляться: письменным способом (вестись графически);  с помощью аудиотехники. Интервью – беседа,

Слайд 17Отбор информантов
При формировании выборки для глубоких интервью отбирают информантов, обладающих

как минимум следующими свойствами:

Членство в социокультурном поле, которое входит в

объект исследования. Порой опрашиваются информанты, знаю­щие данное поле извне (например, работники правоохранительных органов как источники информации о преступной среде, учителя, рассказывающие о современной школьной молодежи). Как допол­нительный источник такой информант вполне приемлем, а часто и необходим. Но в данном случае они выступают не как информан­ты-эксперты, а лишь как эксперты, которые рассуждают в таком стиле: «Я там не был, но знаю, что...».
2. Способность быть экспертом по данному полю. Это предпо­лагает наличие наблюдательности и определенных аналитических способностей.
3. Готовность сотрудничать с исследователем.
Чтобы избежать совершенно непригодных, бесполезных экспертов, необходимо знакомство с кандидатом в информанты и поверхностная бе­седа с ним на разные темы. Этого этапа достаточно, чтобы отсеять людей.

Социологическое исследование

Отбор информантовПри формировании выборки для глубоких интервью отбирают информантов, обладающих как минимум следующими свойствами:Членство в социокультурном поле,

Слайд 18Социологическое исследование
Вводная часть.
Социально-демографический блок (паспортичка).
Контрольные вопросы.
Основные вопросы.
Заключительные вопросы.
Структура анкеты

Социологическое исследование Вводная часть.Социально-демографический блок (паспортичка).Контрольные вопросы.Основные вопросы.Заключительные вопросы.Структура анкеты

Слайд 19 Социологическое исследование
В ней объясняется, кто и с какой целью

проводит анкетирование.
Дается инструкция по заполнению анкеты.
При необходимости указываются сроки и

способы возврата анкеты (при прессовом и почтовом анкетировании).
Даются гарантии конфиденциальности.

Вводная часть

Социологическое исследование  В ней объясняется, кто и с какой целью проводит анкетирование.Дается инструкция по заполнению

Слайд 20Социологическое исследование Виды вопросов
Вопросы, представленные в анкете, могут классифицироваться:
По типу

получаемой информации
По функциям
По способу
ответа на них

Социологическое исследование    Виды вопросовВопросы, представленные в анкете, могут классифицироваться:По типу получаемой информацииПо функциямПо способуответа

Слайд 21По способу ответа
Респонденту предлагаются варианты ответов.
Сочетают оба вида ответов.
Ответ на

вопрос формулируется в свободной форме.

По способу ответаРеспонденту предлагаются варианты ответов.Сочетают оба вида ответов.Ответ на вопрос формулируется в свободной форме.

Слайд 22Социологическое исследование Закрытые вопросы
Респонденту предлагается несколько вариантов ответов (в зависимости

от условий можно выбрать один, несколько или все варианты ответов).
Ответы

на вопрос представлены в виде шкалы.

Содержат два взаимоисключающих варианта ответа.

Какие проблемы в организации труда, по Вашему мнению, характерны для строительной сферы: - ненормированный рабочий день; - отсутствие «социального пакета»; - конфликты в трудовом коллективе?

Сколько времени Вы тратите при поездке на работу: - 30 минут; - 45 минут; - 1час; - больше 1 часа?

«Да» или «Нет».

Социологическое исследование  Закрытые вопросыРеспонденту предлагается несколько вариантов ответов (в зависимости от условий можно выбрать один, несколько

Слайд 23Социологическое исследование Вопросы по типу получаемой информации
Вопросы
Об отношении
к этим
фактам
О прошлом

и настоящем
О конкретных фактах
О нормах и
мотивах
поведения

Социологическое исследование   Вопросы по типу получаемой информацииВопросыОб отношениик этимфактамО прошлом и настоящемО конкретных фактахО нормах

Слайд 24Социологическое исследование Функциональные вопросы
Программные вопросы исследования
Разновидность контрольных вопросов
Следующий вопрос относится

только к сотрудникам, имеющим высшее образование
Проверочные к основным вопросам
Основные
вопросы
Вопросы-
ловушки
Вопросы-
фильтры
Контрольные

вопросы
Социологическое исследование   Функциональные вопросыПрограммные вопросы исследованияРазновидность контрольных вопросовСледующий вопрос относится только к сотрудникам, имеющим высшее

Слайд 25Социологическое исследование Метод анализа документов Документом в социологии является любой источник

(печатный или рукописный) несущий в себе информацию по исследуемой проблеме

(фото, кинопленка, аудиозапись и т.д.)

Особенности применения метода

Достоинства метода

Недостатки метода

1) Документальная информация носит вторичный характер;
Исследователь не может менять форму изучаемых документов;
Документ может нести субъективный смысл;
Контент-анализ, особая разновидность данного метода, осуществляет анализ содержания массовой совокупности текстов с использованием стандартизированных измерительных, статистических процедур.

Стабильное состояние объекта исследования, возможно повторное обращение;
В некоторых документа передается информация не только о событиях, но и отношение автора к ним;
В документах информация упорядочена и структурирована, она представлена в обобщенном виде. Есть возможность сравнивать факты разных периодов, зафиксированные разными авторами.

Социолог не имеет
непосредственные контакты с социальными явлениями;
2. Выводы исследования строятся на основе вторичной информации, которая может быть искажена.
3. Язык документа может не совпадать с языком исследования.
4. Возможны случайные ошибки, описки в документах, которые могут искажать информацию. И другое

Социологическое исследование  Метод анализа документов Документом в социологии является любой источник (печатный или рукописный) несущий в

Слайд 26 Социологическое исследование Метод наблюдения Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта,

обусловленное исследовательской задачей, прямая регистрация всех фактов, относящихся к нему.

Характеризуется - систематичностью, планомерностью, целеустремленностью

Особенности применения метода

1) Одновременность события и его наблюдения;
Данные об объекте получены «со стороны». Целостное восприятие ситуации;
Зависимость данных от установок наблюдателя. Влияние наблюдателя на объект;
Влияние объекта на наблюдателя, его восприятие ситуации.

Достоинства метода

Восприятие поведения людей в реальных условиях;
2. Оперативность информации;
3. Объективность, конкретность данных. Единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации.
4. Обоснованность позиции в восприятии фактов. Гибкость исследовательских установок.
5. Точное понимание смысла действий, поведения людей за счет идентификации с группой.

Недостатки метода

Локальность наблюдаемой ситуации, невозможность ее повторения;
2. Ограниченность получения данных о целях, мотивах поведения.
3. Субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков (эмоциональное состояние, низкая квалификация, неверные методологические установки наблюдателя).
4. Искажение в восприятии наблюдаемого объекта в связи с наличием стереотипов.

Социологическое исследование  Метод наблюдения  Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное исследовательской

Слайд 27Социальный эксперимент
Типология социального эксперимента
По характеру
исследуемых объектов:


Экономические;


2) Педагогические;


3) Правовые


И другие
По специфике


поставленной
Задачи:


Научно-исследовательские;


Практические
По структуре
доказательства
гипотезы


Параллельные;


Последовательные
По характеру
экспериментальной ситуации:


полевые;


2) лабораторные.
Социологическое исследование

Социальный экспериментТипология социального экспериментаПо характеруисследуемых объектов:Экономические;2) Педагогические;3) ПравовыеИ другиеПо специфике поставленной Задачи:Научно-исследовательские;ПрактическиеПо структуре доказательствагипотезыПараллельные;ПоследовательныеПо характеру экспериментальной ситуации:полевые;2)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика