Разделы презентаций


СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Содержание

Изучаем социологию системноЭлектронный форматОсвоение курса «Социология» в режиме электронного обученияДисциплинарный форматСеминарские занятия, дискуссии, выполнение творческих заданий, проведение исследований (инициативно)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Лекция 1
Доц., к.с.н. Поздеева Е.Г.

СОЦИОЛОГИЯ  КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНАЛекция 1Доц., к.с.н. Поздеева Е.Г.

Слайд 2Изучаем социологию системно
Электронный формат
Освоение курса «Социология» в режиме электронного обучения
Дисциплинарный

формат
Семинарские занятия, дискуссии, выполнение творческих заданий, проведение исследований (инициативно)

Изучаем социологию системноЭлектронный форматОсвоение курса «Социология» в режиме электронного обученияДисциплинарный форматСеминарские занятия, дискуссии, выполнение творческих заданий, проведение

Слайд 3Путь для электронного курса
 http://open.spbstu.ru/.
«Электронное обучение»
«Центральный сервер»
 http://lms.spbstu.ru/
Вы используете
ваш
ЛОГИН и

ПАРОЛЬ
от вашего Личного кабинета

Путь для электронного курса http://open.spbstu.ru/.«Электронное обучение»«Центральный сервер» http://lms.spbstu.ru/Вы используете ваш ЛОГИН и ПАРОЛЬ от вашего Личного кабинета

Слайд 4Электронный курс предполагает
Просмотр видеолекций
Изучение презентационных материалов
Освоение глоссария
Знакомство со списком необходимой научной

литературы
Выполнение заданий
Прохождение тестов, в т.ч. итогового теста
Общение с преподавателем на

форуме
Электронный курс предполагаетПросмотр видеолекцийИзучение презентационных материаловОсвоение глоссарияЗнакомство со списком необходимой научной литературыВыполнение заданийПрохождение тестов, в т.ч. итогового

Слайд 5Оценка на экзамене
Итоговая оценка по тесту ( ЭО)
Оценка активной работы

на семинарских занятиях
Учитывается инициативная творческая, исследовательская работа

Оценка на экзаменеИтоговая оценка по тесту ( ЭО)Оценка активной работы на семинарских занятияхУчитывается инициативная творческая, исследовательская работа

Слайд 6Авторы учебников, учебных пособий

А.И. Кравченко
С.С. Фролов
Г.В. Осипов
Ж.Т. Тощенко
В.И. Добреньков
В.Н. Лавриненко

Авторы учебников, учебных пособийА.И. КравченкоС.С. ФроловГ.В. ОсиповЖ.Т. ТощенкоВ.И. ДобреньковВ.Н. Лавриненко

Слайд 7Учебная литература
Журналы:

Социологические исследования
Социологический журнал
Телескоп

Интернет-порталы

www.isras.ru

www.ecsocman.hse.ru

Учебная литератураЖурналы:Социологические исследованияСоциологический журналТелескопИнтернет-порталыwww.isras.ru www.ecsocman.hse.ru

Слайд 8Работы классиков и современных авторов

М. Вебер «Протестантская этика и дух

капитализма»
Э. Дюркгейм «Самоубийство»
П.А. Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество», «Система социологии»
З. Бауман

«Мыслить социологически», «Индивидуализированное общество», «Текучая современность»
Ф. Фукуяма «Доверие»
В.А. Ядов «Саморегуляция и прогнозирование поведения личности»
Б. Латур «Наука в действии»
Э. Гидденс «Трансформация интимности»
Работы классиков и современных авторовМ. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»Э. Дюркгейм «Самоубийство»П.А. Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество»,

Слайд 9ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ

П.А. Сорокин: «Социология – это наука, изучающая поведение

людей, живущих в среде себе подобных»

С.С. Фролов : «Социология -

это наука о наиболее общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества; путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом».

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИП.А. Сорокин: «Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных»С.С. Фролов

Слайд 10ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
М.Вебер: «Социология – наука, стремящаяся понять

социальное действие и тем самым объяснить его процесс и воздействие»

Э.

Гидденс: «Социология это научное изучение социальных институтов и социального поведения»
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИМ.Вебер: «Социология – наука, стремящаяся понять социальное действие и тем самым объяснить его

Слайд 11ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ
Объект науки –
то, на что направлен

познавательный процесс.
Область реальности, закрепленная за данной наукой


Предмет науки– элементы,

связи, отношения, свойства объекта, позволяющие выявить ряд закономерностей развития объекта.
Предмет смоделирован наукой

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИОбъект науки – то, на что направлен познавательный процесс. Область реальности, закрепленная за данной

Слайд 12Предмет науки
Это научный образ, способ видения объекта, характерный для данной

науки
Предмет – результат концептуализации (формирование при помощи понятий отдельной области

познания)
Основные понятия социологии:
общество, социальные группы, социальное взаимодействие, социальное неравенство, социальные институты, социальные статусы и роли и др.
Предмет наукиЭто научный образ, способ видения объекта, характерный для данной наукиПредмет – результат концептуализации (формирование при помощи

Слайд 13ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Слайд 14ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ (В.А. Ядов)
Это наука о становлении, развитии, изменении

и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации:

социальных систем, структур, институтов.
Это наука о социальных изменениях, вызванных активностью социального субъекта.
Это наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между общностями, между общностью и личностью.
Это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ  (В.А. Ядов)Это наука о становлении, развитии, изменении и преобразованиях, о функционировании социальных общностей

Слайд 15Законы и закономерности

Законы и закономерности

Слайд 16КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ
Категория «Социальное»
В широком смысле: общественное
В узком смысле: совокупность

свойств и особенностей общественных отношений, которые проявляются в конкретных условиях

между индивидами или общностями в процессе взаимодействия.

Взаимодействие пронизывает все типы отношения.


КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ Категория «Социальное»В широком смысле: общественноеВ узком смысле: совокупность свойств и особенностей общественных отношений, которые проявляются

Слайд 17Что отражает СОЦИАЛЬНОЕ-?

Что отражает СОЦИАЛЬНОЕ-?

Слайд 18Предмет социологии
Социальная обусловленность любых явлений

Предмет социологииСоциальная обусловленность любых явлений

Слайд 19Свойства СОЦИАЛЬНОГО

Свойства СОЦИАЛЬНОГО

Слайд 20КАТЕГОРИИ
Социум, социальная жизнь, социальные отношения, социальный механизм

КАТЕГОРИИСоциум, социальная жизнь, социальные отношения, социальный механизм

Слайд 21Социологическое воображение

Социологическое воображение

Слайд 22Ч. Миллс, П. Штомпка СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – вытекающая из признания множественности

в социальном мире…

Ч. Миллс, П. Штомпка СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – вытекающая из признания множественности в социальном мире…

Слайд 23Свойства социологического воображения

Рассмотрение всех явлений в обществе как результата деятельности

социальных групп, индивидов, имеющих обобщенные интересы;
Выявлять структурные параметры явлений
Вскрывать воздействие

традиций и исторического прошлого
Учитывать динамику, развитие социальной среды
Признавать разнообразие и вариативность общественной жизни

Ч. Миллс Социологическое воображение. М., 2001.
П. Штомка Социология. Учебник М.: Логос, 2005
Свойства социологического воображенияРассмотрение всех явлений в обществе как результата деятельности социальных групп, индивидов, имеющих обобщенные интересы;Выявлять структурные

Слайд 24Современные метафоры предмета современной социологии
«Сеть» ( М. Грановеттер, Б.

Латур, М. Кастельс)
«Поток» (А. Аппадураи)
«Мобильность» (Дж. Урри)
«Макдональдизация» ( Дж. Ритцер)
«Травма»

( П. Штомпка, Дж. Александер)
«Перформанс» (Дж. Александер)

Современные метафоры предмета современной социологии «Сеть» ( М. Грановеттер, Б. Латур, М. Кастельс)«Поток» (А. Аппадураи)«Мобильность» (Дж. Урри)«Макдональдизация»

Слайд 25ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Слайд 26Научный статус социологии
Э. Дюркгейм

Автономность социологии по отношению к другим наукам



Изучает социальные факты
П.А. Сорокин
Социология – обобщающая, генерализующая (интегрирующая) наука.

Стоит

на вершине всех социальных наук.
Изучает «родовые» свойства явлений
Научный статус социологииЭ. ДюркгеймАвтономность социологии по отношению к другим наукам Изучает социальные фактыП.А. СорокинСоциология – обобщающая, генерализующая

Слайд 27Роль социологии
Социология –
это изучение общества,
это исследование всех сторон

социальной жизни

Роль социологииСоциология – это изучение общества, это исследование всех сторон социальной жизни

Слайд 28Социологическое исследование
– это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических

и организационно-технических процедур, связанных целью получения достоверных данных об изучаемом

явлении для последующего применения

Социологическое исследование– это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получения достоверных

Слайд 29Исследовательские стратегии в социологии

Исследовательские стратегии  в социологии

Слайд 30Социологическое исследование
Вопросы:
Что? исследуем
Как? исследуем
Кто?
исследует

Социологическое исследованиеВопросы:Что? исследуемКак? исследуемКто?исследует

Слайд 31Методы

Методы

Слайд 32Где социолог ?

Где социолог ?

Слайд 33Парадигмы социологического исследования
Понимающая модель социологии
(М. Вебер)
Основа – понимание

смысла целерациональных действий
Изучение типов мотивированного поведения

Парадигмы социологического исследованияПонимающая модель социологии(М. Вебер) Основа – понимание смысла целерациональных действий Изучение типов мотивированного поведения

Слайд 34Социология как профессия
Социология – это профессиональная исследовательская деятельность, заключающаяся в

систематическом сборе, анализе, интерпретации фактов социальной обусловленности явлений

Социология как профессияСоциология – это профессиональная исследовательская деятельность, заключающаяся в систематическом сборе, анализе, интерпретации фактов социальной обусловленности

Слайд 35Взаимосвязь социологии с другими науками

Взаимосвязь социологии с другими науками

Слайд 36Логика анализа взаимосвязи социологии с другими науками

Логика анализа взаимосвязи социологии с другими науками

Слайд 37Логика взаимодействия социологии с другими науками

Логика взаимодействия социологии с другими науками

Слайд 43Структура социологического знания

Структура социологического знания

Слайд 44Иерархия уровней социологического знания
Общая теория
Частная теория

Иерархия  уровней социологического знанияОбщая теорияЧастная теория

Слайд 45Социология как учебная дисциплина в европейских университетах
1876г – первый курс

социологии в Йельском университете
1892г – социологический факультет в Чикагском университете
1895г

– первая кафедра социологии в ун-те Бордо (возглавил Э. Дюркгейм). 1898 – журнал «Социологический ежегодник».
1909г. Американская Социологическая Ассоциация.
1919г. Первая кафедра социологии в Мюнхене (М. Вебер). 1909г. – вместе с Ф. Теннисом – Немецкое социологическое общество
1920г. Кафедра социологии в Познани (Польша),
Ф. Знанецкий.
После Второй мировой войны – Курсы и кафедры социологии в Оксфорде, Кэмбридже.

Социология как учебная дисциплина в европейских университетах1876г – первый курс социологии в Йельском университете1892г – социологический факультет

Слайд 46Социология как учебная дисциплина в европейских университетах
Международные школы:
1893г. – элитарный

международный институт (Рене Вормс)
1905г. – школа социальных наук в Париже

(совместно с русскими учеными)
1949г. – Международная социологическая ассоциация


Социология как учебная дисциплина в европейских университетахМеждународные школы:1893г. – элитарный международный институт (Рене Вормс)1905г. – школа социальных

Слайд 47Специфика развития социологии как учебной дисциплины в России
Начало ХХ века
1901-1906гг.

Школа общественных наук в Париже.
1910 – первая кафедра социологии под

рук.
М.М. Ковалевского. ( Психоневрологический ин-т,
В.М. Бехтерев в 1908)
1913-1915гг- научные сборники «Новые идеи в социологии»
1916г. Первое социологическое Общество им. М.М. Ковалевского. Организатор – П.А. Сорокин.
Специфика развития социологии как учебной дисциплины в РоссииНачало ХХ века1901-1906гг. Школа общественных наук в Париже.1910 – первая

Слайд 48Специфика развития социологии как учебной дисциплины в России
1917г – открытие

Общественного ф-та Петроградского ун-та
1918г. – кафедра социологии на этом ф-те.


Возглавил ее П.А. Сорокин
1920г.- социологический ф-т Петроградского ун-та,
декан – П.А. Сорокин.
1922г. Учебник Н.А. Бухарина «Теория исторического материализма: популярный учебник марксистской социологии».
1930-е гг. И. Сталин «Краткий курс ВКПб, раздел «О диалектическом и историческом материализме». Социология объявлена «буржуазной наукой».
Специфика развития социологии как учебной дисциплины в России1917г – открытие Общественного ф-та Петроградского ун-та1918г. – кафедра социологии

Слайд 49Специфика развития социологии как учебной дисциплины в России
1950-60гг. После ХХ

съезда КПСС начинается оживление исследовательской деятельности.
1958 – создание Советской социологической

ассоциации.
Открытие лаборатории социологических исследований при ЛГУ.
1967г. – монография «Человек и его работа»
1968г. Открытие НИИКСИ в Ленинграде.
1970-конец 80гг. – этап экстенсивного развития науки социологии.

Специфика развития социологии как учебной дисциплины в России1950-60гг. После ХХ съезда КПСС начинается оживление исследовательской деятельности.1958 –

Слайд 50Специфика развития социологии как учебной дисциплины в России
1988 – Постановление

Политбюро ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении

важнейших проблем советского общества». Реабилитация и начало возражения социологии.
1991 – первый съезд советских социологов
1993 – создание российской социологической ассоциации
Каждые 4 года – проведение социологических конгрессов. ВЦИОМ. Создание центров по изучению общественного мнения ( Б. Грушин, Ю. Левада). Социология – неотъемлемая часть образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.
Специфика развития социологии как учебной дисциплины в России1988 – Постановление Политбюро ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской

Слайд 51Академическая и публичная социология сегодня (М. Буровой)

Академическая и публичная социология сегодня (М. Буровой)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика