Слайд 1МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей.
Преподаватель Пак
С.Н.
1.Методика формирования синтаксической стороны речи в разных возрастных группах.
2.Методика формирования
способов словообразования в разных возрастных группах.
ГСР №4
Слайд 2Повторение:
А. Методика формирования синтаксической стороны речи в разных
возрастных группах.
Б. Специальные игры и занятия для формирования
синтаксической стороны речи.
Слайд 3
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования
навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в
связное высказывание.
Последовательность
работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста:
А) дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение;
Б) оформлять и распространять предложение за счет однородных членов (с помощью воспитателя);
В) употреблять обобщающие слова перед однородными членами;
Г) наконец, дети подводятся к составлению сложных предложений.
Слайд 4Для обучения используют:
картинки,
демонстрируемые действия,
коммуникативные ситуации,
дидактические игры,
игры-драматизации.
Материалом могут служить:
игрушки,
предметы одежды,
посуда,
обувь,
пища.
Все
упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, с использованием сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).
Слайд 5Приемы работы над сложным предложением:
1) составление сложносочиненных предложений по двум
картинкам. Сначала по образцу воспитателя, а затем самостоятельно.
Белка сидит на
елке. Заяц сидит под елкой.
Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.
2) Закончи предложения: Птица летает, а змея …
Зимой идёт снег, а летом идёт … Утром мы завтракаем, а днём……….
Слайд 6
Содержание образовательного материала:
1) Упражнение на подбор однородных определений для согласования
существительного с прилагательным в роде и числе.
Какая сегодня погода? (Хорошая)
Какой
бывает день, когда тепло? (Теплый)
2) Упражнение по составлению ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.
Дети были в школе. Откуда пришли дети? (Из)
Снег лежал на крыше. Откуда сбрасывали снег? (С)
3) «Ситуация письменной речи». Рекомендуется вводить со средней группы. Разработана Е. И. Тихеевой (ребенок диктует, а взрослый записывает). Этот прием активизирует употребление сложных предложений.
Слайд 7
Содержание образовательного материала:
4) Упражнение «Закончи предложение». Составление сложных предложений путем
добавления придаточных предложений Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
5) Игра «Скажи
по – другому». Обучение разным способам выражения одной и той же мысли (подготовит. гр.).
«Девочка села на стул и надевает валенки. Девочка, которая сидит на стуле, надевает валенки. Девочка, сидящая на стуле, обувается. Сидящая на стуле девочка наклонилась к своему валенку и натягивает его на ногу».
Слайд 8Методика формирования способов словообразования в разных возрастных группах.
Специальные игры
и занятия для формирования
грамматического строя речи.
2-ая младшая группа
Слайд 9
2 младшая группа.
Дети обучаются способам словообразования
с помощью разных суффиксов
(заяц — зайчонок — зайчата; сахар — сахарница, хлеб — хлебница).
В игре «Парные картинки» (кошка и котенок, мышь и мышонок и др.) воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов - онок, - ёнок.
В игре с картинками «У тебя кто?» воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».
Игра «Кто у кого» (у лисы - лисята, у ежа - ежата)
Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари - в сухарнице, сахар–в сахарнице, хлеб - в хлебнице и т. д.
Способы образования глаголов:
в дидактических играх
«Что делают на музыкальных
инструментах?»
(на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют),
«Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Какие профессии вы знаете?
«Что делает учитель? Строитель?».
В игре «Что? Где? Когда?»
задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?»
Слайд 11способы образования глаголов
на материале звукоподражаний
(Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что
она делает? (Крякает.) (воробей чик-чирик — чирикает, лягушка ква-ква —
квакает).
Глаголы могут образовываться при помощи приставок
(выйди — войди — отойди; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, перепрыгнуть, присесть
Слайд 12 средняя группа
Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования
разных частей речи
Проводятся те же дидактические игры, что и в
младших группах:
«Кто у кого»,
«Угадай, кого не стало»,
«Магазин игрушек».
Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным.
Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому:
у лошади - жеребенок,
у коровы - теленок,
у свиньи - поросенок,
у овцы - ягненок.
Слайд 13Средняя группа
Для закрепления суффиксов, обозначающих увеличение,
полезно поиграть в игру
«Дюймовочка и Гулливер»
Ведущий показывает картинку, изображающую большую или маленькую вещь
а дети выбирают, кому она может пригодиться: Дюймовочке или Гулливеру.
Слайд 14В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий
посуды суффиксальным способом.
Есть слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебница),
но есть и другие, которые тоже обозначают посуду,
но звучат не так - солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёнк), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).
С целью закрепления навыка образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда.
Слайд 15Дети к пяти годам должны уметь пользоваться суффиксами, обозначающими профессии.
Лото «Профессии».
Детям раздают картинки с изображениями людей, выполняющих какую-либо
работу.
Ведущий задает вопросы
(Кто ловит рыбу?
Кто смотрит за лесом?
Кто водит трактор?),
а дети ищут нужную картинку и называют слово, обозначающее профессию изображенного человека.
Слайд 16 особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов
по лицам и числам.
Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов
(ворона каркает,
кошка мяукает,
петух кукарекает,
воробей - чик-чирик - чирикает).
Детей обучают способам отыменного образования глаголов
(мыло - мылит, краска - красит, учитель - учит, строитель - строит).
Слайд 17Старшая группа
Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие
грамматические навыки,
как навыки образования наименований посуды и детенышей животных
и птиц с помощью суффиксов
(грачонок - грачата, снегирь - снегирята - один и много,
но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишкой (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)
В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк».
Слайд 18Образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов,
приставок.
игра «Знаешь ли ты профессии?»)
Чинит часы … (часовщик),
Дома
строит … (строитель)
В игре «Кто он такой?« дети учатся образовывать существительное от глагола.
Образец: если он за всех заступается, он заступник.
Он много работает. Он ... (работник),
В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.
Он летчик - я тоже (летчица).
Он плясун - я тоже (плясунья). И т. д.
Слайд 19Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники»)
(береза, березовый, подберезовик; лист,
лиственный, листопад).
«Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны
по смыслу.
Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.
Сравнительная степень образуется при помощи
суффиксов -ее- (-ей), -е-, -те-
и при помощи слов более или менее: чистый - чище - более чистый.
Слайд 20Превосходная степень образуется путем прибавления к основе
1) прилагательного
суффиксов -ейш-, -айш- (высочайший, умнейший)
2.) и при помощи вспомогательных
слов самый и наиболее (самый высокий, наиболее правильный).
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения
(5 - 6 мин):
- на образование прилагательных от основ существительных: Какое варенье из малины? (Малиновое.)
- на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода: Занимается спортом ... (спортсмен).
на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):
В доме жила коза. Чей дом? (Козий.)
Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный.)
Слайд 21Следует шире использовать вопросы проблемного характера.
Мясорубка.
Для чего она
нужна?
Почему ее так назвали? (Рубит мясо.)
Соковыжималка .
Для чего
она нужна?
Почему ее так назвали? (Выжимает сок.)
Слайд 22Формировали у дошкольников умение образовывать слова суффиксальным способом.
В игре
«Покажи, что я назову» перед детьми размещали картинки с изображением
пар предметов обычного и маленького размера
(нос - носик; помидор - помидорчик; кот - котенок; зеркало - зеркальце; дерево – деревце).
В игре «Мы — спортсмены» учат употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.
Я начну предложение, а закончит кто-нибудь из вас: катается на лыжах…лыжник; спортсменка, которая прыгает… прыгунья».
Слайд 23Аналогично были проведены упражнения
«Кто служит в нашей армии?»
(ракетчик,
разведчик, трубач, моряк и т. д.),
«Назови профессию»
(часовщик, скрипач,
строитель, билетер, пианист, лесник, учитель, каменщик, дворник).
Слайд 24Приведем пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования прилагательных.
Это
игры «Чьи хвосты»,
«Правильно назови листья»,
«Что из чего сделано?».
Как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки – собачий.
Хвост лошади – лошадиный.
Аналогично проводится упражнение «Чьи уши, нога, рога?»
Чьи уши у… медведя? (медвежьи); …лошади (лошадиные)
Чья нога у....? Чьи рога у ....? Чьё сердце у...? и т.д.
Слайд 25
Игра «Выполни инструкцию».
Войти в комнату, выйти из комнаты, сойти
с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за
угол, перешагнуть через порог.
Игра на образовывание сложных слов «Назови машину одним словом».
Образец: Машина, которая чистит картофель…(картофелечистка), Машина, которая картофель сажает…(картофелесажалка).
Слайд 26Подготовительная группа
Подготовительная группа
предлагается образовать степень прилагательного
(умный — умнее;
добрый — добрее; тихий — тише);
даются задания с помощью
суффиксов изменить значение слова, придав ему другой смысловой оттенок
(злой — злющий;
толстый — толстенный;
полный — полноватый).
Слайд 27Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы
(одеть — надеть).
При
этом их внимание обращается на слова-антонимы (одеть — раздеть,
надеть — снять).
Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов
(бежал — перебежал на другую сторону,
забежал в дом,
убежал из дома;
веселый — веселится;
грустный — грустит).
Слайд 28В образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как
подбирается словообразовательная пара
{чистый пол, чистить, ),
как с помощью
одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо
{школа — школьник, огород — огородник)
или на предмет
(чай — чайник, скворец — скворечник).
Слайд 29Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях
(у лисы — лисенок;
у лошади — жеребенок,
а у
жирафа, носорога?)
и название предметов посуды (сахар — сахарница, но соль — солонка).
Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник)
и конструировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу?», «Дрова надо... (пила)».