Слайд 2Соционика — учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности
и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле
— об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип).
Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество).
Слайд 4Что дает соционика?
1. Прежде всего возможность понять собственный механизм восприятия
информации и связанные с этим свои сильные и слабые стороны,
на что делать упор в жизни и что подтягивать, перестать терзать себя за то, что является твоей неотъемлемой частью.
2. Возможность лучше понимать окружающих, замечая не только поступки, но и то что за ними стоит.
3. Узнать, кто же такой дуал и что такое дуальная защита.
4. Возможность понять причины сложившихся человеческих отношений, конфликтов и непониманий.
5. Возможность организовывать группы с заранее прогнозируемыми, наиболее благоприятными отношениями (семья- одна из таких групп).
Слайд 5Соционический клуб
Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях
и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб (другое название —
установка на вид деятельности).
· «ученые», «исследователи» (логики, интуиты) — Дон Кихот, Робеспьер, Бальзак, Джек Лондон
· «управленцы», «практики» (логики, сенсорики) — Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен
· «социалы» (этики, сенсорики) — Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер
· «гуманитарии» (этики, интуиты) — Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли
Слайд 6Методы определения типа
Одной из важных особенностей соционики является определение типа
информационного метаболизма, наиболее близко и достаточно точно моделирующего проявления человека
в различных ситуациях.
Можно выделить четыре основных подхода к определению психотипа:
· тесты (опросники с закрытыми вариантами выбора ответа)
· интервью (беседа, анкетирование)
· анализ поведения (очный и заочный)
· анализ невербального поведения (точнее впечатлений им вызываемым, также известен как «образный метод»)
Следует заметить что подходы не являются взаимоисключающими и зачастую используются совместно.
Слайд 7тесты
Первые соционические тесты появились ещё в самом начале развития соционики.
Сначала они работали по достаточно простому алгоритму выделения четырёх базовых
дихотомий «логика-этика», «интуиция-сенсорика», «интроверсия-экстраверсия» и «иррациональность-рациональность». Кроме того, с конца 1980-х гг. соционики использовали опросники, составленные на основе типологии Майерс-Бриггс.
В тесте Мегедь-Овчарова и Вайсбанда всего по 4 вопроса. Тест Вайсбанда несколько сложнее, так как в нём используется древовидная структура. Тест Гуленко построен аналогичным образом, хотя вопросов в нём уже около 70. Также для определения социотипа могут применяться тесты, используемые в родственных соционике типологиях, — MBTI, тест Кейрси и др.
В последнее время появились более сложные опросники, которые учитывают больше параметров. Наиболее известные из них «Многофакторный Тест» (МТ) Д. и М. Лытовых и опросники В. Таланова (ПКЛ, ЛОГиТ, ЛОТ), однако эти разработки нуждаются в независимой проверке.
Вайсбанду принадлежит попытка разработать набор диагностических признаков, тестирование по которому предполагает подробное ознакомление со смыслом каждого из них. Этот тест граничит с методами анализа поведения.