Слайд 2Периодизация советского искусства
1917-1933 годы - начальный период, переосмысление старых находок
в области искусства, обилие творческих направлений (импрессионизм, экспрессионизм, авангардизм и
др.)
1934-1940 – становление социалистического реализма
1941-1945 – годы Великой отечественной войны
1946-1953 – становление сталинского ампира
1954-1964 – «хрущёвская оттепель»
1965-1982 – брежневский период, «период застоя», формирование андеграундных, неофициальных направлений в искусстве
1983-1991 – период горбачёвской перестройки, выход андеграундных форм искусства из «подполья», плюрализм направлений.
Слайд 3Новые виды искусства в советский период
Художественное оформление празднеств в городах.(Монументальные
панно, декор зданий, улиц, природных объектов).Художники: Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере,
С. В. Герасимов.
Агитационный плакат. Художники: Д. Моор (Дм. Стахиевич Орлов)
Слайд 4Дм. Моор (Дм. Стахиевич Орлов)
1883-1946
Слайд 5Биография и творчество
Родился в Новочеркасске 22 октября (3 ноября) 1883
в семье горного инженера. В 1898 переехал с родителями в
Москву. Систематического художественного образования не получил; в 1910 посещал школу-студию П. И. Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 публиковал в печати свои карикатуры.
Слайд 6В период работы в московском журнале «Будильник» (1907) молодой художник
Дмитрий Орлов принял псевдоним Моор, так как характер главного героя
шиллеровских «Разбойников» Карла Моора соответствовал творческому темпераменту мастера, страстного и последовательного в своем «романтически неистовом» стремлении к искусству, политически злободневному, активно воздействующему на зрителя.
Слайд 7
После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создавал агитационные плакаты
(«Ты записался добровольцем?», «Врангель ещё жив, добей его без пощады!»,
«Помоги!» и многие другие). Сатира Моора направлялась на религию, Белое движение, Антанту и буржуазный строй. Издевательские плакаты Моора расклеивались на входах в храмы.
Слайд 8высмеивали Бога, священников и православных, призывали к конфискации церковных ценностей
в пользу государства и голодающих. Работал в РОСТА.
Антирелигиозные рисунки
Орлова публиковались в журнале «Безбожник у станка» и пользовались большой известностью за границей. Иллюстрировал «Библию для верующих и неверующих»
Слайд 9Дм. Моор. «Ты записался добровольцем?» (1920)
Плакат Гражданской войны.
Слайд 10Новая трактовка существовавших видов искусства
Монументальная скульптура (Ленинский план монументальной пропаганды
в первые годы после революции)
Агитационный фарфор (художник С. В. Чехонин)
Слайд 11Агитационный фарфор
Первый советский фарфор был создан в течение 1918—1923 годов
на Государственном фарфоровом заводе им. Ломоносова большой группой художников под
руководством С. В. Чехонина.
В просписях фарфора создалась и получила развитие новая советская эмблематика. По старому нерасписанному фарфору, оставшемуся в кладовых императорского завода, художники писали новые революционные лозунги, заменяли старую царскую маркировку серпом и молотом
Слайд 12Агитационный фарфор.
Тарелка «С вершин науки можно раньше зреть зарю нового
дня, чем внизу среди обыденности жизни».
Слайд 14В фарфор, камерный вид искусства, пришло искусство улицы, плаката, оформления
революционных праздников, пришло искусство монументальной пропаганды, ставшее более долговечной, чем
временное праздничное убранство улиц. С фарфора звучат лозунги: «Земля трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Пропади буржуазия, сгинь капитал!», «Пусть, что добыто силою рук трудовых, не проглотит ленивое брюхо!». Тарелка уподобляется плакату и листовке, на ней изображается даже трудовая карточка.
Слайд 15Фарфоровая тарелка с изображением трудовой карточки В.И.Ленина.
Надпись: «Кто не
работает- тот не ест»
Слайд 16Живопись 1920-х годов
Главные группировки: АХРР (Ассоциация художников революционной России),
ОСТ (Общество станковистов), а также «4 искусства» (наследники группы «Мир
искусства»).
Слайд 17К.Ф.Юон. 1875—1958. Новая планета. (1921)
Слайд 18Одно из первых произведений, воплотивших образ Октябрьской революции. Картина родилась
из эскиза к театральному занавесу. Художник пытается осознать революцию как
событие вселенского масштаба: в результате космического катаклизма рождается новая планета, озаряющая мир тревожными всполохами света.
Слайд 19Люди в смятении и радости наблюдают крушение старого мира. «Живая
мысль и живое воображение не могут пройти мимо грандиозности событий,
не углубившись в их важный мировой смысл, – писал Юон в 1925 году. – Мои личные пути направлены сейчас на то, чтобы… найти язык и знаки способные дать непосредственное выражение своих идей».
Слайд 20Константин Фёдорович Юон
Родился 24 октября 1875 года в Москве,
в германошвейцарской семье. Отец — работник страховой компании, позже — её директор;
мать — музыкант-любитель. С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.
Слайд 21В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников.
Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».
С
1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.
Слайд 22После революции Константин Юон остался в России.
В «космической» картине
«Люди» (1923) речь идет о созидании нового мира.
В 1925 году
Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).
В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.
Слайд 23Важнейшие художники 20-х годов
Исаак Бродский (много изображений Ленина, революционные сюжеты).
Ленин в Смольном.
Слайд 24Исаак Израилевич Бродский (1883-1939)
Советский и российский живописец и график, педагог
и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один
из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.
Слайд 26Греков Митрофан Борисович (1882 - 1934)
Все творчество М.Б.Грекова - свидетельство
поразительной целеустремленности и цельности. У него нет иных тем и
сюжетов, кроме эпизодов героической летописи подвигов Красной Армии в гражданскую войну. Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний.
Слайд 27К.С. Петров-Водкин. Петроградская мадонна.
Слайд 28Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года
в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника. испытал сильное
влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.
Слайд 30А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928.
Слайд 31Скульптура 1920-х
И.Дм.Шадр (Иванов)
(1887-1941)
Слайд 32И.Шадр. Булыжник – орудие пролетариата
Слайд 33Социалистический реализм
В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских
писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской
литературы и искусства.
Основные принципы:
Народность. Чаще всего героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
Идейность. Показ мирного быта народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который должен соответствовать материалистическому пониманию истории.
Слайд 34Живопись 1930-х годов
Художники: Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов,
Юрий Пименов.
Слайд 37А.Дейнека. Эстафета на улицах Москвы
Слайд 38А.Дейнека.Мозаики на станции метро «Маяковская»
Слайд 39Скульптура в 30-е годы
Вера Ивановна Мухина (1889-1953)
Слайд 40Монумент Рабочий и колхозница. Павильон СССР. Париж. 1936
Слайд 41И.Шадр.
Проект памятника советского павильона на всемирной выставке в Париже
в 1936 г.
Слайд 43Строительство метрополитена, художественное оформление станций
Маяковс-кая
Слайд 45Искусство в годы Великой Отечественной войны
Важнейшие виды искусства – плакат,
графика, политическая карикатура.
Станковая живопись.
Слайд 46Ираклий Моисеевич Тоидзе. «Родина-мать зовёт!»
Литография,1941
Слайд 48Кукрыниксы
Молниеносная война –затяжная война…
Слайд 49А.Дейнека. Окраина Москвы (1941).
Слайд 50А.Пластов. Фашист пролетел (1942).
Слайд 51А.Дейнека. Оборона Севастополя (1942)
Слайд 52Скульптура. Евгений Вучетич (1908-1974).
Памятник советскому воину-освободителю. Берлин.Трептов парк. 1945
Слайд 53Е.Вучетич. Перекуём мечи на орала (1957).
установлена у здания ООН в
Нью-Йорке (США)
Слайд 54Живопись 50-60-х годов
В живописи этих лет широкое распространение получил исторический,
«историко-революционный» жанр.
Художники: Владимир Серов, Юрий Непринцев, Александр Лактионов.
Слайд 55Вл.Серов. Ходоки у Ленина.
Реалистичное, фотографичное, бытовое изображение.
Слайд 56Ю.Непринцев. Отдых после боя (Василий Тёркин)
Слайд 57А.Лактионов. Письмо с фронта
популярность картины говорила о жажде конкретного, трогательно-духовного,
которую испытывали люди, только что пережившие войну
Слайд 59Георгий Нисский. Подмосковье. 1957
Слайд 60«Суровый реализм»
Братья Смолины А.и.П.
«Зверобои»
Слайд 62Дм.Жилинский.
Семья.У моря (1964)
Возвращение к принципам живописи Ренессанса, русской классике.
Слайд 63Дм.Жилинский.(р.в 1927 году). Времена года
Дмитрий Дмитриевич Жилинский не политический художник.
Он, может быть, самый последовательный в советском искусстве певец человека
творческого труда. Пианисты, дирижеры, скрипачи, художники, скульпторы, писатели — не портретная галерея, а какой-то гимн советской интеллигенции
Слайд 65Скульптура 50-60-х годов
Мемориальные комплексы: Трептов парк, Мамаев курган, скульпторы Евгений
Вучетич и Яков Белопольский; памятник генералу Карбышеву в Маунтхаузене — скульптор
Владимир Цигаль).
Слайд 66Мамаев курган. Скульптура Родины-матери и бойца.
Слайд 67Графика в 60-е годы.Эстамп.
Гурий Захаров.
Ферапонтово. Илларион Голицын.
Слайд 69Искусство 70-80-х годов
Александр Шилов.Автопортрет.
Стиль -Неоакадемизм.