Слайд 1Советы психолога при подготовке к экзаменам
Слайд 2Рекомендации для родителей
Помните, что ГИА, ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому
оградите его от своих
переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;
Старайтесь
оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого,
который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою
помощь;
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка
дня при подготовке к ГИА, ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у
него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями
и т. п.;
Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной
подготовки по темам;
Помните, что ГИА, ЕГЭ -это не одномоментная акция, а длительный
процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки
самоорганизации и самообучения
Слайд 3
Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к
ГИА,
ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и
пропишите в
виде последовательных шагов;
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим,
ободряющим тоном;
Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на
этапе подготовки к ГИА, ЕГЭ.
Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить
количество употребляемых «фастфудов».
Важно, чтобы родитель
научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения.
Слайд 4Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам
Что делать, если глаза
устали ?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза.
Если устали глаза, значит, устали организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.Итак,выполним три упражнения:
1)Посмотри попеременно вверх-вниз(15сек.), Влево-вправо(15сек);
2)Нарисуй глазами свое имя, отчество,фамилию.
3)Попеременно фиксируй взгляд наудаленном предмете(20сек.),потом-на листе бумаги перед собой (20сек.).
Как психологически подготовиться к экзаменам?
Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверх задач для достижения сверх целей. Не стоит дожидаться пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, по не многу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и мыслями-начни с самого легкого! И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.
Слайд 5Как нужно выглядеть на экзамене?
Постарайся избежать чересчур ярких кричащих
цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не
вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступить в контакт вовремя экзамена.
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
На экзамене –Первый шаг–психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.
Необходимо при учить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.-
На экзамен приходите вовремя, за 30минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже–по той же причине.
Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и не успехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
Получив тестовый бланк, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6раз
Слайд 6Психологическая диета
Меню из продуктов, которые помогут вам...... Улучшить память
Морковь
особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует
обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Ананас любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100г всего 56 ). Достаточно выпивать1 стакан ананасового сока в день.
Авакадо—источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.... Сконцентрировать внимание
Креветки—деликатес для мозга :снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100г
в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.
Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон»( доклад, конференция, концерт) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга, достичь творческого озарения
Слайд 7 Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем
вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают
кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему.
Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С.
Черника—способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие советы для тех, кто хочет поддержать хорошее настроение.
Паприка—чем острее, тем лучше .Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья»—эндорфина.
Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150грамм.
Бананы содержат серотонин—вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал :«Высчастливы»
Слайд 8Как преодолеть ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Приспособиться к окружающей среде.-
Мощным источником стресса
для учащихся, сдающих ГИА и ЕГЭ ,является незнакомое место проведения
экзамена и незнакомые педагоги—члены экзаменационных комиссий.-Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся им целесообразно, по возможности, побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки.
Переименование
Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события.-Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. -Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование»
Слайд 93. Систематическая десенситизация
Приём, при котором в воображении постепенно развивается
терпимость к раздражителям-Этот метод разработан Иозефом Вульпеи заключается в следующем:
воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). -Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх.
Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию.
Например: —Встать утром и выслушать мамины указания.—Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.—Поездка на место проведения экзамена. —Рассаживание по местам.—Получение тестовых бланков.—Заполнение бланков—титульных листов.—Решение заданий... -После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. -Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке.-После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать
Слайд 10Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
-Сосредоточься! После
выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все
непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
-Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы
-Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
-Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах
Слайд 11-Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание,
забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в
тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Думай только о том, что каждое новое задание -это шанс набрать очки
-Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).-Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными заданиями, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").-
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.