Слайд 1СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
И ВЗРОСЛЫХ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Диссертация
на соискание степени магистра
психолого-педагогического образования
Соискатель: магистрант факультета психологии
О.О. Морозова
Научный
руководитель:
доцент, кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей психологии и психологии развития И.А. Еремицкая Рецензент:
кандидат психологических наук, Психолог I категории Астраханского отряда охраны Филиала ОАО «Газпром» О.А. Русанова
Слайд 2Актуальность проблемы
Сегодняшнее время – это эпоха кризисных состояний, социальных перемен.
Очевидно, что выжить в ситуации неопределенности, риска может только личность
спонтанная, творческая. Воспитание творческой личности крайне необходимо для нынешнего общества. В программе ДОУ поставлены задачи воспитания творческих способностей детей. Но содержание программы раскрывает, в основном, формирование знаний, умений, навыков. Бесспорно, знания нужны, но важно уметь их использовать для генерирования собственных идей и мыслей в соответствии с меняющейся обстановкой реального сегодняшнего мира.
Перспектива
Разработка и внедрение программ по совместной творческой деятельность ребенка и родителей в учреждении дополнительного образования рассматривается как один из наиболее эффективных способов детско-родительского взаимодействия, способа сближения ребенка и родителя. Именно поэтому такая форма взаимодействия выступает актуальным условием развития воображения дошкольников.
Слайд 3
Объект исследования – развитие воображения дошкольников.
Предмет исследования – совместная
деятельность детей и взрослых как условие развития воображения дошкольников.
Цель исследования
– выявить влияние совместной деятельности детей и взрослых на развитие воображения дошкольников.
Слайд 4
Гипотеза исследования – развитие воображения дошкольников происходит более активно в
совместной деятельности со взрослыми, если обучение и развитие детей осуществляется
по специально разработанной программе развития воображения, способствующей формированию у детей опыта творческой деятельности в совместном взаимодействии со взрослыми.
Слайд 5Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть
понятие воображения как ведущего компонента творческой деятельности детей дошкольного возраста
и определить его в личностном развитии дошкольника.
2. Выявить сущность и специфику организации совместной творческой деятельности детей и родителей и раскрыть возможные пути развития воображения детей в процессе данной деятельности.
3. Определить уровень развития воображения детей дошкольного возраста.
4. Разработать систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих эффективное развитие воображения дошкольника и апробировать ее в условиях психолого-педагогического эксперимента.
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.
Слайд 6Блок диагностических методик по изучению параметров воображения:
модифицированые креативные
тесты Ф. Вильямса, Е.Е.Туник;
методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;
тесты «Творческое мышление» Е. Е. Туник;
методика «Необычное дерево» Н. Е. Веракса;
методика «Рисунок несуществующего животного».
Слайд 9Проверка показала, что распределения значимо отличаются от нормального (уровень значимости
р ≤ 0,05) по ряду показателей: «Вильямс-название», «Дорисовывание фигур», «Форма-оригинальность»,
«Форма-итог», «Эскизы-гибкость», «Необычное дерево», «Несуществующее животное».
У детей контрольной и экспериментальной групп после проведения программы развития имеются достоверные различия по показателям: «Вильямс-оригинальность», «Вильямс-итог», «Несуществующее животное».
Слайд 10.
Оценка достоверности различий показала, что: у детей контрольной группы до
и после проведения программы имеются достоверные различия только по показателю
«Вильямс-беглость» (уровень значимости р ≤ 0,01) по остальным показателям распределения незначимо отличаются от нормального, уровень значимости р > 0,05.
У детей экспериментальной группы до и после проведения программы имеются достоверные различия (р ≤ 0,05); по всем показателям, кроме «Вильямс-гибкость» В ходе эксперимента возникает явно выраженное репродуктивное мышление в рисунках. Мыслительные процессы в ходе работы основаны на образах и представлениях, почерпнутых из конкретных источников.
Слайд 11Положения выносимые на защиту:
1. Результаты исследования в комплексе с
анализом научно - практической литературы по проблеме развития воображения детей
дошкольного возраста как важнейшего компонента творческой деятельности позволил разработать программу развития воображения, направленную выявление возможностей активизации творческого воображения, дальнейшее развитие и совершенствование параметров воображения в дошкольном возрасте.
2. Специфика совместной творческой деятельности детей и родителей определяется уникальной атмосферой студии, в которой организуется творческое пространство, неповторимое и оригинальное, в котором достигается индивидуальная комфортность каждого ребенка и взрослого, и на фоне эмоционального благополучия происходит повышение продуктивности в развитии воображения детей.
Слайд 123. Психолого-педагогическая система средств формирования воображения дошкольника, включает развивающие игры,
обучение творческому рисованию, работу с родителями воспитанников.
4. Главной целью разработанной
нами развивающей программы стало выявление возможностей активизации творческого воображения, дальнейшее развитие и совершенствование воображения в дошкольном возрасте на основе циклов занятий по художественному творчеству.
Слайд 16Выводы:
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, -
восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет
и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать. Взрослые должны уделять достаточное внимание развитию воображения детей, создавать условия для активизации этой психической функции.
Слайд 17Проведя анализ данных, полученных нами в результате констатирующего, формирующего и
контрольного этапов эксперимента, мы смогли сделать вывод. Проведение психолого-педагогической работы
с детьми дошкольного возраста по разработанной нами программе, при соблюдении организационно-педагогических условий способствовало повышению уровня познавательного и эмоционального развития детей экспериментальной группы. Что способствовало повышению уровня развития воображения дошкольников.