Слайд 1«Совместная и самостоятельная творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста конструктивно-модельной
деятельности»
МДОУ «Детский сад
«Кораблик»
Слайд 2«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует,
ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек
создает ценности и культуру»
А.С.Макаренко
Главная цель конструирования: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.
Слайд 3Типы конструирования
Техническое:
Из строительного материала
Из деталей конструктора с разными способами крепления
Из
крупногабаритных модульных блоков
Художественное:
Из бумаги
Из природного и бросового материала
Слайд 4Формы конструирования
Конструирование по образцу
Конструирование по модели
Конструирование по условиям
Конструирование по темам
Конструирование
по замыслу
Конструирование по простейшим
чертежам и схемам
7. Каркасное конструирование
Слайд 5Приемы конструирования
Ранний возраст: закрепление частей на основе; соединение частей друг
с другом; приклеивание; сгибание, разгибание, выгибание; сминание.
Младший дошкольный возраст: +
Заклеивание; склеивание; зажимание; сложение; разворачивание – сворачивание; скручивание – раскручивание и примазывание.
Старший дошкольный возраст: + обматывание; пришивание; прокалывание и закручивание.
Слайд 6Конструирование по образцу
- заключается в том, что детям предлагают образцы
построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из
бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
Техническое и художественное:
Полное репродуцирование образа
Построение объекта по рисунку
Воспроизведение образа с заменой
Педагог определяет тему конструирования (цель)
- образ конструкции (результат)
- осуществляет подбор материалов (средства)
- показывает способы конструирования (обучения действиям)
Слайд 7
Самостоятельная деятельность детей
Тема «Ферма» использование разного вида конструктора
Слайд 8Конструирование по условиям
Условие – когда ребенку ставят условие (т.е. чужой
замысел, а дошкольнику необходимо внимательно отнестись к условию и придумать,
как эту задачу выполнить).
Например:
В совместной деятельности – проект «Дикие животные Шекснинского края»
Условие – отгадай загадку и узнаешь какое животное тебе предстоит смастерить….(используется природный и бросовый материал – ракушки, контейнер от «Киндер сюрприза»)
«Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны».
самостоятельной
деятельности
1 условие: изготовить
из «Лего» - одинаковые по высоте, но разные по ширине башенки, оранжевого и синего цвета.
2 условие: изготовить один двухэтажный, но не синий домик и два одинаковых одноэтажных зеленых домика.
3 условие: одну маленькую и одну большую лошадку.
4 условие: смастерить необычные космические корабли.
5 условие – мальчики построят трехкомнатную квартиру, а девочки однокомнатную.
Слайд 101 условие: построить домики трех цветов светофора.
2 условие: изготовить украшение
(корона и браслет) разными способами крепления
Слайд 11
Конструирование по модели
Детям в качестве образца предлагается модель, в которой
составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Эту модель дети воспроизводят
из имеющихся у них деталей.
Самостоятельная деятельность детей
По теме : «Дом и его части»
детям предлагались шаблоны
и ставилась определенная задача
(создать дом) , без способа ее решения
Слайд 12Совместная деятельность с детьми
По теме «Транспорт» в качестве модели использовалась
конструкция обклеенная белой бумагой
Слайд 13Конструирование по замыслу
Эта форма обладает большими возможностями для развития
творчества детей, для проявления их самостоятельности. Но такая форма -
трудная задача для дошкольников, т.к. их замыслы не устойчивы и часто меняются в процессе осуществления.
Выделяются два этапа :
1. Создание замысла
2. Его исполнение.
Таким образом ребенок учится планировать последовательность действий, составлять образ будущей конструкции, отбирать способы постройки
Прием: скручивание и прокалывание (в самостоятельной деятельности)
Слайд 14Прием: пришивание
Прием: сминание
Слайд 15Прием: сгибание – разгибание (оригами)
Обыгрывание сюжета с домашними животными (оригами
+ «Лего» конструктор)
Слайд 16Конструирование по темам
в совместной деятельности:
- предлагается общая тематика конструкций, например
«Куколка», «Детская площадка», и дети сами создают конкретные поделки и
постройки, выбирают способы их исполнения.
Слайд 17Конструирование по темам
в самостоятельной деятельности:
Тема: «Такие разные дома»
Тема – «Медведь»
Слайд 18Каркасное конструирование
в самостоятельной деятельности:
– особенный подход в выполнении задачи, направляющий
мыслительную деятельность ребенка. Данная форма деятельности ориентирует на выявление основных
элементов будущей модели и сборки каркаса. После того как основа будет готова, можно будет приступать к наполнению более мелкими деталями.
Перспективно – календарное планирование
воспитательно – образовательной работы
Конструктивная деятельность планируется в режимных моментах в совместной деятельности детей (НОД, проектная деятельность).
Так же планируется индивидуальная работа с детьми, готовится оснащение педедагогического процесса для самостоятельной деятельности, в старших дошкольных группах 1 раз в неделю планируется «Творческая мастерская». Все педагоги планируют работу с родителями – индивидуальные беседы, консультации.
Рекомендации: Разнообразить тематику конструктивной деятельности детей - планировать изготовление объектов используя различный строительный материал:
- поделок - игрушек, используя бумагу в сочетании с другими материалами, например, игрушки-забавы из картона с движущимися частями;
- объемные игрушки из коробок, катушек, картона и бумаги (автомашины, подъемные краны, тракторы, дома);
- поделок из спичечных коробков путем их различных сочетаний и соединений;
- игрушек-самоделок из бросового материала (катушек, проволоки в цветной обмотке, поролона, ткани, шерстяных ниток, пенопласта и т. п.);
Достижения детей:
- Ребенок различат внешние качества предмета (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия.
- Развивается зрительное восприятие качества предмета, он разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (ребенок осуществляет анализ и синтез).
- Совершенствуется зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным.
- Формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
-Развивается пространственное представление, через сенсорное развитие детей. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве и на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т.д.).
Слайд 21 Трудности в самостоятельной деятельности:
- Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
- Неустойчивость замысла
(дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);
- Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);
- Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
- Неумение предварительно анализировать задачу.