Слайд 1СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI века
© Пржиленский Владимир Игоревич, 2015
Слайд 2Философия в современном мире (лекция)
Изменение структуры и функций философии. Лингвистический
поворот.
Изменение характера и содержания философского знания в России и
за рубежом.
Вопрос для интерактивного обсуждения: Основные направления в философии ХХ – XХI вв.
Вопрос для интерактивного обсуждения: Роль философских инноваций в профессиональной деятельности юриста.
Слайд 3
Изменение структуры и функций философии
Классическая философия – теория мира, учение
о бытии
Новая философия – теория познания, средство систематизации научных знания,
методология науки
Новейшая философия – критика, герменевтика, рефлексия, средство прояснения смысла, искусство применения теоретического знания
Слайд 4Эволюция метода
Классическая философия – умозрение и логика
Новая философия – рефлексия
и теория познания
Новейшая философия – критика и герменевтика
Слайд 5Аналитическая философия
Феноменология
Прагматизм
Лингвистическая терапия
Герменевтика
Семиотика
Лингвистический поворот
Слайд 6Бертран Рассел (1872-970)
В теории описаний Рассел предложил новый аналитический метод,
позволяющий всюду, где возможно, вместо упоминания неизвестных объектов, подставлять конструкции,
основанные на известных объектах.
Слайд 7Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Мир состоит из фактов, а не из
объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь
набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными. В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.
Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.
Слайд 81. решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором
формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;
2.
любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке.
Рудольф Карнап (1891-1970)
Слайд 9Гуссерль Эдмунд (1859 — 1938)
всякое изначальное (original) данное созерцание является истинным
источником познания
Слайд 10Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Цель философской герменевтики – анализ структуры герменевтического опыта
под углом зрения раскрытия заключенного в нем «мироотношения», т.е. человеческого
отношения к миру.
Слайд 11Чарльз Пирс (1839-1914)
Теории должны оцениваться не по их отражательной способности
(на чем настаивают сторонники корреспондентской теории истины), а рассматриваться как
верования, которые в одном потоке опыта являются ложными, а в другом могут оказаться истинными.
Слайд 12Уильям Джемс (1842-1910)
«Истинное»... это способ нашего мышления, соответствующий обстоятельствам
(expedient), так же как «правильное» – это наш соответствующий обстоятельствам
способ поведения»
Слайд 13Обретение идентичности как технология
«Чем быть тебе велено Богом и занимать
среди людей положение какое – это пойми»
Терций
Слайд 14Выбор идентичности
Жить с множеством идентичностей человек не может, но и
без идентичности еще не научился. Между тем выбор идентичности оказался
крайне затруднителен: история предлагает одни выборы, а внутренний опыт их не принимает. Человек оказался встроен в множество историй, тем самым он оказался вовлечен в разные проекты.
Слайд 15Если ты не операционализируешь собственную идентичность, то за тебя это
сделают другие.
Изменение идентичности – технология решения самых разных задач (от
геополитических до хозяйственно-экономических). Наряду с идентичностью и в связке с ней идут образ жизни и стиль потребления. Технологический и прагматический контексты идентичности заставляют нас думать, зачем и кому нужна идентичность. Идентичность становится предметом философской рефлексии, а затем и операционализации. Если ты не операционализируешь собственную идентичность, то за тебя это сделают другие. Быть субъектом в процессе созидания собственной идентичности крайне важно не только потому, что это, в определенном смысле, равнозначно сохранению свободы, а прежде всего потому, что в наступившую эпоху идентичность становится полностью рукотворной.
Слайд 16self-made
Одним из главных оснований для придания идентичности рукотворного характера является
новоевропейское понимание свободного индивида – хозяина собственной судьбы. В английском
слове «self-made» как будто заключена вся философия современного человека, считающего, что его будущее – это то, что необходимо создавать. Но можно ли быть хозяином будущего, не будучи хозяином прошлого?
Слайд 17Идентизванство
Опыт самовольного приобретения новой идентичности зачастую носит ярко выраженный протестный
и даже провокационный характер. Сегодня многие обращают внимание на падение
доверия к академической исторической науке. Думается, что мы имеем дело с реакцией на процессы, связанные с внедрением в коллективное и индивидуальное сознание принципиально новых технологий, позволяющих манипулировать людьми через игру с их идентичностью. Исторические факты превратились в материал для совершенно нового способа управления индивидами и массами. Что, впрочем, не исключает и расширения возможностей для индивида решать свои собственные проблемы за счет применения к себе тех же самых технологий. Необходимость выбора связана с тем обстоятельством, что прежнее естественное владение идентичностью уже невозможно.
Слайд 18Истолкование идентичности
«Неудивительно, что только там, где мир становится картиной, впервые
восходит гуманизм. И напротив, насколько такая вещь, как картина мира,
была невозможна в великое время Греции, настолько же был бессилен тогда утвердиться и гуманизм. Гуманизм в более узком историческом смысле есть поэтому не что иное, как этико-эстетическая антропология. Это слово означает здесь не то или иное естественнонаучное исследование человека. Оно не означает и сложившегося внутри христианской теологии учения о сотворенном, падшем и искупленном человеке. Оно обозначает то философское истолкование человека, когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку».
М. Хайдеггер
Слайд 19Власть над реальностью через изменение идентичности
Процедура идентификации становится средством овладения
миром, будущим, судьбой. Новая идентичность, каковой бы она ни была
– приобретенной добровольно или недобровольно, присвоенной или навязанной, – всегда означает новые права, новые полномочия, новую вину и новую же ответственность. Помимо воли обладателя этой новой идентичности, последняя вписывает его в совершенно иной событийный ряд и включает в отличный от прежнего повествовательный контекст.
Слайд 20Identity no matter?
(Идентичность не имеет значения?)
Таков девиз тех,
кто не в состоянии осуществлять бесконечные дискурсы с целью подтверждения,
опровержения, уточнения и изменения собственной идентичности. Трагическое мироощущение всегда было уделом немногих, но именно оно находилось в горизонте внимания этих немногих. Лишь в последнее время возник интерес к теме самоощущения и самоидентификации у масс, у среднего человека. Тот самый средний человек, беседовавший с Заратустрой, перестал быть контекстом и средой, став субъектом действия и объектом воздействия.
Слайд 21Идентичность и будущее
Что изменилось в самопонимании и самоощущении носителей идентичности?
Думается, что, прежде всего, изменилось отношение к ней самой, к
порядку конституирующего идентичность дискурса. Каузальное отношение к идентичности уступило место телеологическому. Из хранителя традиции человек постепенно превратился в продолжателя и преобразователя. Идентичность стала наполняться содержанием, максимально успешным, с точки зрения будущего. Если прежде приукрасить деяния предков было делом обычным, то сами предки с их историей и нынешним состоянием не подвергались сомнению, то сегодня здесь также появилась возможность выбора.
Слайд 22Оперирование идеологиями
«Существует бесчисленное множество вариантов того, как смысл в конкретно-исторических
условиях служит поддержанию доминирования… Может быть выделено пять общих способов,
посредством которых оперирует идеология: «легитимация», «сокрытие», «унификация», «фрагментация» и «реификация».
Томпсон Дж.Б.
Слайд 23Конструируемая идентичность – вызов времени
Современный человек ощущает, что что-то очень
важное происходит с ним, но без его воли. О том,
что он становится жертвой идеологических и информационных войн, он узнает, но всегда с опозданием. Но все же, его скептическое отношение и к поставляемой информации, и к предлагаемым обновленным картинам мира, и к их источникам, способно подорвать все усилия по созданию / конструированию его новой идентичности.