Слайд 1Бюджетная система РФ
Ермакова Елена Алексеевна
дэн, профессор СГСЭУ
Слайд 2литература
Бюджетный кодекс РФ
«Консультант плюс», «Гарант»
Журналы: Финансы, Бюджет, Вопросы экономики,
Финансы и кредит
Интернет-ресурсы:www.minfin.ru
www.roskazna.ru
www.gks.ru
www.dcenter.ru
www.eeg.ru
Слайд 3Бюджет:
Нормативно-правовое обеспечение в России
Слайд 4Бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств публично-правового образования
Бюджет -
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного самоуправления.
Слайд 5Бюджетные правоотношения
Материальные – отношения, возникающие в процессе формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных
и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга
Процессуальные – отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Слайд 6Черты бюджетных правоотношений
связаны с образованием, распределением и использованием централизованного
государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории
права и обязанности субъектов
бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета - основного финансового плана
участвует государство, муниципальное образование или соответствующий государственный орган власти (местного самоуправления)
носят непрерывный, повторяющийся характер
публичный характер
складываются преимущественно по поводу денежных средств.
Слайд 7Субъекты бюджетных правоотношений
публично-правовые образования (Российская Федерация, муниципальные образования, субъекты РФ)
Представительные и исполнительно-распорядительные органы
Государственные и муниципальные организации
Граждане и негосударственные организации
Слайд 8Бюджетное законодательство РФ
Бюджетный кодекс РФ
Федеральные законы о федеральном бюджете и
бюджетах ГВФ
Законы субъектов РФ
Муниципальные правовые акты о местных бюджетах
(решения о бюджете муниципальных образований)
Слайд 9Нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции согласно
БК РФ
Все законы, правовые акты не могут противоречить БК РФ
(ст. 2)
Главенство международных договоров (п. 1 ст. 4)
Слайд 11Эволюция бюджетного законодательства РФ
Законы об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РФ (1991), о внутреннем долге (1993), о бюджетных
правах субъектов РФ и органов МСУ (1993), о внешних заимствованиях и кредитах (1994), об эмиссии ценных бумаг (1996), о бюджетной классификации (1996), о финансовых основах местного самоуправления (1997)
Бюджетный кодекс: принят 17 июля 1998 года, вступил в силу с 1 января 2000 года (за исключением отдельных норм)
За 8 лет принято 26 законов об изменении Бюджетного кодекса, в том числе: расходы, долг, внесение и рассмотрение проекта бюджета (2000), «внебюджетные доходы» (2002), Стабилизационный фонд (2003), межбюджетные отношения (2004), судебные иски (2005)
Ежегодно: закон о федеральном бюджете, изменение закона о бюджетной классификации
Слайд 12ФЗ № 63 от 26 апреля 2007 года «О внесении
изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса
и приведения в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов»
Изменения N 245-ФЗ от 30.09.2010
Понятия и термины – статья 6 БК РФ !!!
Слайд 13Бюджетное устройство
определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными
звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные
вопросы формирования и использования бюджетных средств
организация бюджетной системы, что предполагает структурное построение ее элементов, их взаимосвязь. Оно определяется федеративным устройством государства, наличием местного самоуправления. Бюджетное устройство обусловливает формы и методы взаимоотношений органов власти в процессе бюджетной деятельности. Бюджетное устройство РФ предполагает такое взаимодействие элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета
Слайд 14Бюджетная система
Российской Федерации
основанная на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Слайд 15Бюджетная система РФ
федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты
субъектов РФ + бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в
том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Слайд 16Консолидированные бюджеты
субъектов РФ
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Слайд 17Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ"
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ
Слайд 18Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств
муниципального образования
(ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации")
В Саратовской области:
4 городских округа (г.Саратов, ЗАТО п. Светлый, ЗАТО п.Шиханы, ЗАТО п. Михайловский);
38 муниципальных районов, включающих:397 поселений, из них:
42 городских и 355 сельских
Слайд 19Принципы построения бюджетной системы
Единства бюджетной системы РФ;
Разграничения доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
Самостоятельности
бюджетов;
Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
Сбалансированности бюджета;
Результативности и эффективности использования бюджетных средств
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
Прозрачности (открытости)
Достоверности бюджета;
Адресности и целевого характера бюджетных средств;
Подведомственности расходов бюджетов (веден Фз от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Единства кассы (введен Фз от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Слайд 20Принцип единства бюджетной системы
бюджетного законодательства,
принципов организации и функционирования бюджетной
системы,
форм бюджетной документации и отчетности,
бюджетной классификации бюджетной системы,
санкций за
нарушение бюджетного законодательства,
единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов,
ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов и бюджетных учреждений,
единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.
Слайд 21Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
закрепление доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ
определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Слайд 22Самостоятельность бюджетов
право и обязанность ОГВ и ОМС самостоятельно обеспечивать
сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность ОГВ
и ОМС на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
право ОГВ и ОМС устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;
право ОГВ и ОМС самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
недопустимость установления РО, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней БС РФ, или за счет средств КБ, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств
Слайд 23недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов
местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
недопустимость введения в
действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Слайд 24Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
определение бюджетных полномочий
органов государственной власти субъектов РФ и ОМС,
установление и исполнение
расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,
определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Слайд 25Полнота отражения доходов и расходов бюджетов
все доходы и расходы
бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в
полном объеме
все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе
Слайд 26Сбалансированность бюджета
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Слайд 27Результативность и эффективность бюджетных средств
достижение заданных результатов с использованием
наименьшего объема этих средств.
достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом
объема средств.
Слайд 28Эффективность использования бюджетных средств
Слайд 29Общего (совокупного) покрытия расходов
запрет на увязку доходов бюджета и
поступления из источников финансирования его дефицита с определенными расходами бюджета.
не распространяется на:
субвенции и субсидии, полученных из других бюджетов БС РФ;
средства целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольные взносы, пожертвования, средства самообложения граждан;
расходы бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
расходы бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ.
Слайд 30Прозрачность (открытость)
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
"Парламентская газета", "Российская газета", Собрание законодательства РФ
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Слайд 31Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 32Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 33Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 34Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 35Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 38Достоверность бюджета
надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории
реалистичность расчетов
доходов и расходов бюджета
Слайд 40Отклонение фактических показателей исполнения федерального бюджета от первоначально принятых (%)
Слайд 41Адресность и целевой характер бюджетных средств
бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием
цели их использования
Слайд 42бюджетные ассигнования (БА)
предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом
году для исполнения бюджетных обязательств
лимит бюджетных обязательств (ЛБО)
объем прав в
денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году
Слайд 43Получатель бюджетных средств
орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в
ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета
ПОЛНОМОЧИЯ !
Слайд 44Подведомственности расходов
получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты
БО только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении
которого они находятся.
Слайд 45Главный распорядитель бюджетных средств ГРБС
орган государственной власти (государственный орган), орган
управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации,
а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
ПОЛНОМОЧИЯ !
Слайд 46ведомственная структура расходов бюджета
распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением)
о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств,
по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ
Слайд 47Распорядитель бюджетных средств
орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное уреждение,
имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
ПОЛНОМОЧИЯ !
Слайд 48Подведомственности расходов
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств,
не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.
Слайд 49Единство кассы
зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат
с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов,
осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования