Слайд 1
Современное занятие в
дошкольном образовательном учреждении
МАОУ ДПО «Центр развития
системы образования» г. Перми
Образование без стереотипов
2017 г.
Сайт: crsoperm.ru
Слайд 2Есть ли отличие
занятия в детском саду
сегодня
от занятия
20 лет назад?
Слайд 3Дневник слушателя семинара-практикума
«Школа молодого педагога»
Моя цель:
Мои ожидания от мероприятия:
Слайд 4ФГОС дошкольного образования
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей ( 1.2.);
уважение личности ребенка;
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка (1.2).
Слайд 5ФГОС дошкольного образования
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) (1.4);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (1.4);
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (1.4);
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (1.4);
Слайд 6ФГОС дошкольного образования
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия (1.6);
объединения обучения и воспитания
в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (1.6);
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности (1.6).
Слайд 7Принципы деятельностного подхода
принцип субъективности воспитания, опоры на предшествующее развитие (опираться
на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие);
принцип учета ведущих видов деятельности
(деятельность ребенка строит его психику; знания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного применения);
принцип учета сензитивных периодов развития;
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития ребенка (предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец);
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности (уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия);
Слайд 8принцип обучения деятельности (научить детей предметно-практическим действиям, способам и приемам
деятельности, ставить цели, находить средства);
принцип управляемого перехода от деятельности
в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации (готовность ребенка к самостоятельной активной деятельности);
принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития);
креативный принцип (учить творчеству, т.е. «выращивать» у детей способность и потребность самостоятельно находить решение).
Принципы деятельностного подхода
Слайд 9Личностный подход
Обеспечение безопасности личностного проявления ребенка во всех образовательных ситуациях,
создание условий его личностного развития.
Активность ребенка, его готовность к
деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом.
Личностно - деятельностный подход с позиции ребенка предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив.
Принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими детьми.
Слайд 11Цель
– это финальный и общий результат.
Какой цели можно добиться, например, за 15
минут образовательной деятельности в младшей группе?
Слово «цель» правильнее писать,
например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
Слайд 12Цель формулируется как результат деятельности и должна быть:
- конкретной,
-
реалистичной,
- достижимой в данный период времени,
- диагностируемой.
Например,
«Создание картины «Цветная радость» посредством использования техники пластилинографии» (к НОД «Цветная радость»); «Составление рассказа об осени с опорой на схему» (к НОД «Приметы осени»).
Слайд 14Представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели
образовательной деятельности.
Наличие образовательных (ой), развивающих (ей) и воспитательных (ой) задач.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д..
Четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия).
Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).
В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить, обогатить, систематизировать, обобщить и т.д.).
Слайд 15Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться
с глагола.
Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД
вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:
- познакомить ….,
- формировать первоначальные представления…,
- учить (научить) составлять…
Слайд 16Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций (мышление, память,
воображение, внимание), а так же на развитие общей, мелкой, артикуляционной
моторики и др.
Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.;
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
Слайд 17Воспитательные задачи направлены на формирование нравственных качеств личности, взглядов, убеждений
и поступков ребенка (опираться на реализацию задач социально-коммуникативного развития).
Формулирование воспитательных
задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.
Слайд 18Примерный перечень глаголов для составления задач:
-Активизировать… -Ввести новые роли
(события, действия)… -Воспитывать… -Добиваться… -Закрепить… -Напоминать… -Осваивать… -Обеспечить… -Обогащать… -Помочь…
-Показать… -Приобщать… -Расширять… … -Создавать условия (обстановку)… -Способствовать… -Укреплять здоровье… -Формировать умения… -Формировать представления… -Развивать интерес… потребность… -Развивать стремление… -Создавать условия (обстановку)…
Рекомендуется формулировать задачи
глаголом в неопределенной форме:
закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д..
Слайд 19В средствах
В приемах
В отношениях
ОТЛИЧИЯ
Слайд 21Позиция «равного партнера».
Смена деятельности и мизансцен.
Работа в малых группах.
Учет интересов
детей.
Ситуация выбора детей: деятельности, средств, материалов, способов, ……
Гендерный подход
(если позволяет содержание).
Зона ближайшего развития (задания трех уровней).
И др.
Слайд 22Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование
понятий словарного запаса)
Первая часть (вступительная).
Назначение - настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг
с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.
Организационный момент (мотивация)
Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение - стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию НОД.
Третья часть (закрепление нового материала)
Третья часть (совместная деятельность). Создание проблемной ситуации,
поиск выхода из неё.
Итог НОД в соответствии с поставленными целями (рефлексия).
Первая часть (закрепление пройденного материала)
Четвертая часть (заключительная)
Слайд 23Есть ли отличие
ВАШЕГО занятия в детском саду
ВЧЕРА
от ЗАВТРА?
Слайд 24Источники:
Методы и приёмы способствующие проведению образовательной деятельности с дошкольниками
в режиме диалога. Цыгвинцева А.В., методист МАОУ ДПО «ЦРСО» г.Перми
http://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/ideya-64-metody-i-priemy-sposobstvuyuschie-provedeniyu-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-doshkolnikami-v-rejime-dialoga
Методические рекомендации для воспитателей по написанию конспекта ННОД http://www.topolek.sheledu.ru/downloads/Metodicheskie%20rekomendacii%20po%20sostavleniyu%20NNOD.doc
ПАМЯТКА для воспитателей ДОУ http://dou17balakovo.ucoz.ru/pdf/pamjatka_dlja_vospitatlej.doc
Современные требования к технологии проведения НОД
http://11liski.detkin-club.ru/teachers/121995
Современные требования к технологии проведения НОД http://11liski.detkin-club.ru/teachers/121995
Требования к современному занятию в соответствии с ФГОС. Селина Т.М., рук. Центра НМС деятельности МОУ НПК №1 им. А.С.Макаренко http://dou-28.ru/starshiy-vospitatel/prezentatsiya-trebovaniya-k-sovremennomu-zanyatiyu-v-sootvetstvii-s-fgos.html
Слайд 26При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув,
за счет чего удалось добиться положительного результата,
поддержать стеснительных, застенчивых,
охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами.
При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать.
Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?».
Задайте детям вопросы:
- Что помогло справиться с заданием?
- Чему сегодня научились?
- Что узнали нового?
- Где это пригодится?
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.
Слайд 27Этапы овладения деятельностью
(по А. А. Люблинской) предполагают:
Узнавание (деятельности)
Цель на этом этапе воспитателя познакомить
с деятельностью от замысла до результата, вызвать желание её выполнять, т. е.
смотивировать.
Обучение
Цель этого этапа научить (индивидуально или малыми группами) деятельности так, чтобы ребёнок не заподозрил это.
Самостоятельное выполнение деятельности
Когда ребёнок демонстрирует свои способности. В это время можно проследить оценку итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе и в рамках мониторинга, с использованием методов, основанных на наблюдении (включённое наблюдение).
Творческий этап
В это время ребёнок демонстрирует по своему, оригинальными способами решает задачу (в зависимости от возрастных особенностей, изученных технических приёмов и т. д.).
Слайд 28Методическая разработка Цыгвинцевой А.В.
Слайд 29Методическая разработка Цыгвинцевой А.В.
Слайд 30Методическая разработка Цыгвинцевой А.В.
Слайд 31Методическая разработка Цыгвинцевой А.В.