Слайд 1Современное
информационное общество
Слайд 2Концепции постиндустриального общества
Д. Белл «Грядущее постиндустриальное
общество»
Э. Тоффлер «Третья волна»
У.
Ростоу «Стадии экономического роста»
Смена общественных «волн» или «стадий
экономического роста»:
аграрное
– индустриальное –
постиндустриальное общество.
Слайд 3Информация
Информация - это
принимаемые и
передаваемые
сведения,
сохраняемые
различными
источниками.
Слайд 4Виды информации
Текстовая
Графическая
Звуковая
Количество информации - это
мера уменьшения
неопределенности
некоторой
ситуации.
Слайд 5Свойства информации
Точность
Объективность
Ценность
Полнота
Актуальность
Достоверность
Доступность
Слайд 6Пути развития и распространения информации
:
1. От алфавита - к книгопечатанию
( Гутенберг – создатель первого «информационного
производства»).
2. Радио и кинематограф
(Попов, братья Люмьеры -
создатели и популяризаторы символической экранной информации научного и художественного творчества).
3.Информационная революция электронного века
(создание информационно-коммуникационных
технологий).
Всеобщая включенность в события, происходящие в
масштабах мира (М. Мак-Люэн: электронные
коммуникации воссоздают «глобальную деревню»).
Слайд 7Кибернетическая концепция
информации
Информация — это
обозначение
содержания,
полученное нами
из
внешнего мира,
в процессе
приспосабливания к нему
нас и наших
чувств
(Норберт Винер).
Слайд 8Д.Белл
Американский
социолог, создатель
теории «постиндустриального общества»:
именно компьютер
является символом
и
одновременно
материальным
носителем
технологической революции, коренным образом
трансформирующим
общество.
Слайд 9Постиндустриальное –
информационное общество
Информационная
цивилизация:
основой экономики становится
не производство
товаров (индустрия),
а производство
знаний
и информации.
Слайд 10О. Тоффлер
Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и
существования
которой лежит особая
нематериальная
субстанция, условно
именуемая
«информацией»,
обладающая
свойством
взаимодействия как с
духовным, так и с
материальным миром
человека.
Слайд 11О. Тоффлер об информационном обществе
Информация
формирует
материальную
среду человека
(компьютерные
программы,
информационные
технологии).
Информация
определяет
материальное бытие человека.
Информация–
основное средство
межличностных
отношений и
взаимодействия с
духовным миром
человека.
Информация
определяет
социокультурную
и духовную жизнь
человека.
Слайд 12Основные признаки
информационного общества
Формируется единое мировое
информационное пространство.
Быстро развиваются науки
и высокие технологии.
Возрастает роль информативно-коммуникационной
инфраструктуры в системе общественного
производства.
Появляется
рынок информации и знаний.
Производство товаров уступает развитию сферы
информации, знаний и услуг.
Новые технологии используются во всех областях
социальной жизни и деятельности.
К управлению обществом приходят профессионалы-
технократы.
Слайд 13Информационное общество
Информационное – общество с развитыми
информационными
технологиями.
Информационная
техника -
среда
обитания человека, человек – часть
технологического
процесса.
Слайд 14Человек в информационном
обществе
Повышается уровень
образования,
научно-технического
и культурного развития.
Повышается уровень
благосостояния
и комфорта.
Слайд 15Виртуализация реальности
Хозяин Сети
Меняется образ жизни и модель поведения
человека:
Дополнение реальной
жизни и деятельности
новыми возможностями.
Существование
действительности
и виртуального мира.
Слайд 16Контрасты виртуализации
реальности
Хозяин Сети
Раб Сети
Увеличение количества и
повышение качества
получаемой
информации.
Расширение личных
контактов и связей.
Укрепление личностной
автономии.
Повышение креативных
способностей
личности.
Увеличение количества и
понижение качества
получаемой информации.
Сокращение или утрата
личных контактов
в реальной
действительности.
Утрата личностной
автономии (виртуальное
поглощение личности).
Снижение креативных
способностей личности.
Слайд 17Медиаэтика
Исследует особенности
воздействия
информационных
средств и технологий
на моральное сознание
и поведение личности.
Слайд 18Принципы медиаэтики
1. Принцип сохранения
свободного выбора в
передаче информации.
Критическая
дистанция по
отношению к
информационным средствам может быть оправдана
только
при сохранении
свободного выбора:
обратиться к
информационным средствам или отказаться от
медиальных устройств.
Слайд 19Принципы медиаэтики
2. Принцип
дозирования
медиасредств.
Медийные средства
должны
принципиально
дозироваться,
применяться без
одностороннего
предпочтения.
Слайд 20Принципы медиаэтики
3. Принцип критичности и избирательности
в использовании
медийной информации.
Пространство медиа
представляет собой
своеобразный
неструктурированный архив современности,
который стихийно
пополняется разнородной информацией различной
степени достоверности.
Слайд 21Принципы медиаэтики
4. Принцип личностной автономии. Следует
укрепить автономию
человека по
отношению к медийному средству
в работе с новыми
информационными
технологиями.
Необходимо помочь
человеку сохранить чувство реальности, творческую
индивидуальность
и моральные устои.
Слайд 22Принципы медиаэтики
5. Принцип
медийной
интеграции.
Медийные средства
необходимо
использовать в
их
генетической
взаимосвязи.
Новые медийные
возможности можно
постичь только
в
контексте со старыми.
Слайд 23Духовно-нравственный кризис
Плюральный прессинг различных моральных норм и ценностей:
одобряются обществом одни
нормы и ценности
применяются в
социальной практике
другие.
Слайд 24Нормативно-ценностный
плюрализм
В ситуации нормативно-ценностного
плюрализма человек утрачивает
определённость в выборе
линии
нормативного поведения: он путается в
многообразии противоречивых моральных
установок
и не знает, «что такое хорошо
и что такое плохо» на данный момент.
Слайд 25Моральная амбивалентность
личности
Двойная мораль: зная о моральных нормах и
правилах,
человек
следует
или не следует им.
Слайд 26Моральная поливалентность
личности
Хаотическое
смешение
разноуровневых
аксиологических
ориентиров и
стандартов
в личностной
ценностной системе.
Слайд 27Контрастные социальные и
нравственные стандарты
Равноправно
функционируют
в рамках нормативно-
ценностной системы
современного
российского общества
на разных уровнях
социальных
взаимодействий
(в семье,
школе, вузе, на производстве,
в политике, в бизнесе, искусстве и др.).
Слайд 28Аксиологирческая маргинализация
личности
«Маргиналы подошли.
Рассказали, как росли:
Как лечил их
киллер-врач
И учил
учитель-рвач»
( Верба)
Слайд 29Нравственная маргинальность
Состояние «МЕЖДУ»
разными ценностями и
нормами.
Где граница, где различие
Между
нормой и обычаем?
Между волей и терпением?
Между дураком и гением?
Балансируем над
бездною
Между нищетой и бедностью
Между сильными и слабыми Между феями и бабами…
(Верба)
Слайд 30Моральная дистанцированность
личности
Снижение или
нивелирование
реальной значимости
нравственных
категорий.
Слайд 31Моральная
континуальность
строгое,
последовательное и
обязательное
соблюдение моральных норм, вне зависимости
от обстоятельств.
дискретность
фрагментарное,
ситуативное соблюдение
моральных принципов
и норм.
Слайд 33Духовно-нравственный
иммунитет
Л. Х. Газгиреева:
Достижение
«экзистенциального
равновесия» -
сохранение духовно-
нравственного
иммунитета.
Слайд 34Повседневный гуманизм
Н.И. Лапин: ценность
достойной жизни
в своей стране с
ее
традициями;
взаимопомощь, забота о молодом и старшем
поколении;
спокойная
совесть,
стремление к добру
и правде.
Слайд 35Задание
1. Перспективы развития современного
общества.
2. Человек информационной эпохи:
Проблемы иварианты их
решения.