Разделы презентаций


Современные формы организации образовательного процесса в аспекте содержания

Содержание

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияПрограмма должна:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современные формы организации образовательного процесса в аспекте содержания ФГОС дошкольного

образования

Современные формы организации образовательного процесса  в аспекте содержания ФГОС  дошкольного образования

Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Программа должна:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияПрограмма должна:

Слайд 3Известные модели организации образовательного процесса:
Учебно-дисциплинарная

Тематическая

ПРЕДМЕТНО-Средовая

Известные модели организации образовательного процесса:Учебно-дисциплинарнаяТематическаяПРЕДМЕТНО-Средовая

Слайд 4Учебная модель
Последние годы учебная модель активно используется в ДОУ. Организация

образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных

методик, каждая из которых имеют свою логику построения.
В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик.
Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме.
Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид учебных пособий.
Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу.
В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
Учебная модельПоследние годы учебная модель активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по

Слайд 5Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду.
Взрослый

– организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы

и фиксирует ошибки ребенка.
Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника.
При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Предметно-средовая модель Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий

Слайд 6Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает

как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме.
Реализация темы

в разных видах детской деятельности (проживание ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу.
Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие.
Эту модель чаще используют учителя - логопеды.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Комплексно-тематическая модельВ основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной

Слайд 7Вывод:
Особенности этих трех моделей–прототипов необходимо иметь в виду при

конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Возможно

использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Вывод: Особенности этих трех моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей

Слайд 8Наиболее распространенная модель планирования образовательного процесса (до введения ФГТ)

Наиболее распространенная модель планирования образовательного процесса  (до введения ФГТ)

Слайд 9Наиболее распространенная модель планирования образовательного процесса (в соответсвии с ФГТ)
Занятие

- это форма (до ФГТ основная) организации обучения детей

в детском саду, имеющая определенную структуре (начало, основная часть, окончание - итог)
Наиболее распространенная модель планирования образовательного процесса  (в соответсвии с ФГТ)Занятие - это форма (до ФГТ

Слайд 10СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
НАЧАЛО Предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую

деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и

четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

ОКОНЧАНИЕ Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.
В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.
В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯНАЧАЛО Предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального

Слайд 11Принципиальные отличия планирования и организации образовательного процесса (ФГТ от «старой

модели»)
Исключение учебного блока (но не процесса обучения);
Увеличение объема блока совместной

деятельности взрослого и детей, в который входит уже не только непосредственно образовательная деятельность, но и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
Принципиальные отличия планирования и организации образовательного процесса (ФГТ от «старой модели»)Исключение учебного блока (но не процесса обучения);Увеличение

Слайд 12Непосредственно образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности, культурных

практик с использованием разнообразных форм, методов и средств, выбор которых

осуществляется как педагогом (решение конкретных образовательных задач образовательной программы), так и педагогом вместе с детьми, с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и интересов
Непосредственно образовательная деятельностьреализуется через организацию различных видов детской деятельности, культурных практик с использованием разнообразных форм, методов и

Слайд 13НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это форма (после введения ФГТ основная) организации обучения

в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание

– «открытый конец»

Определение И.А.Бурлаковой. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬэто форма (после введения ФГТ основная) организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало,

Слайд 14ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Младший

дошкольный возраст
Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол,

живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХМладший дошкольный возраст Вы рассказываете, что у каких-то

Слайд 15ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
СРЕДНий

дошкольный возраст
В работе с детьми этого возраста используются два

типа игровой мотивации. Первый тип как для предыдущей возрастной группы. Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы- зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).
В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХСРЕДНий дошкольный возраст В работе с детьми этого

Слайд 16ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса

у детей к обсуждаемой теме.
Иначе говоря, проблемная ситуация –

это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
сам формулирует проблему (задачу);
сам находит ее решение;
решает и
сам контролирует правильность этого решения.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря,

Слайд 17ДЕЛОВАЯ ИГРА
1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию

для продуктивной деятельности.

2 группа (средний возраст) - создает игровую

мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.

3 группа (старший возраст) – создает проблемную ситуацию для любого вида деятельности.
ДЕЛОВАЯ ИГРА 1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности. 2 группа (средний возраст)

Слайд 18ДЕВИЗ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МЫ ВСЕ ВКЛЮЧЕНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ СВЯЗАНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ

ОТНОШЕНИЯМИ, А ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕМ И ОБОЮДНЫМ ДОГОВОРОМ:
МЫ ВСЕ ХОДИМ

ДЕЛАТЬ ЭТО»
ДЕВИЗ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«МЫ ВСЕ ВКЛЮЧЕНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ СВЯЗАНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, А ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕМ И ОБОЮДНЫМ ДОГОВОРОМ:

Слайд 19Структура образовательного процесса
В образовательном процессе включено два основных составляющих блока:

совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.


Такая структура образовательного процесса должна была быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова:
- сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, - затем – в совместной деятельности со сверстниками
- и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка
Структура образовательного процессаВ образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная

Слайд 20Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми

( Н.А. Короткова)

1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)
4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми

Слайд 21СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛО
Для начала это приглашение к деятельности

необязательной, непринужденной:
«Давайте сегодня…»
«Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…»
«Я буду… Кто хочет

– присоединяйтесь…»
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиваться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛОДля начала это приглашение к деятельности необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…»«Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…»«Я

Слайд 22СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Наметив задачу для совместного

выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации.


В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные

Слайд 23СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Прежде всего, его характеризует

«открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает

сам, закончил он или нет исследование, работу.
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними.

СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем

Слайд 24Существенные характеристики организации НОД в форме партнерской деятельности
Включение взрослого в

деятельность наравне с детьми.
Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического

и дисциплинарного принуждения).
.Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.
Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Существенные характеристики организации НОД в форме партнерской деятельностиВключение взрослого в деятельность наравне с детьми.Добровольное присоединение детей к

Слайд 25.
«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока

продолжаешь работать над собственным образованием…»

А. Дистервег
.«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика