Слайд 1«Современные информационные технологии и информационная безопасность»
Москва
2014
профессор Сурма И. В.
Член
Экспертного Совета ГД РФ
1
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ
Кафедра Государственного управления
и
национальной безопасности
Слайд 2Сфера применения и основные возможности информационно-коммуникационных технологий
Слайд 3
1. Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Термины и их определения
Характеристики информации
Основные
виды информационно-коммуникационных технологий
Динамика развития ИКТ
2. ООН и ИКТ. Рейтинг ООН
по развитию ИКТ в странах мира
3. Использование ИКТ для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти
4. Использование ИКТ в МИД РФ
Приоритеты в использовании информационных технологий во внешнеполитической сфере
Основные принципы информационно-аналитической работы и возможности информационно-аналитических технологий.
Схема рациональной информационно-аналитической деятельности
Задачи информационно-аналитической деятельности во внешнеполитической сфере
Использование ИКТ в оперативно-дипломатической работе
Слайд 4Информационно-коммуникационные технологии.
Термины
и определения
Ключевое слово «информация» (от лат. Informatio - сведение, разъяснение,
ознакомление).
Информация как научная категория является первичным
понятием, которое наряду с понятиями материи и энергии
не подлежит определению.
В различных науках существуют свои подходы к понятию
«информация» (например, философский, биологический и
кибернетический подходы).
Федеральный закон «Об информации, информатизации и
защите информации»: информация – сведения о лицах,
предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах
независимо от формы их представления.
Слайд 5Основные характеристики информации
Сущность – отражает степень изменения существующего знания
об объектах,
системах, явлениях и процессах.
Достоверность – определяется с помощью критериев
обоснованности, непротиворечивости
и авторитетности источника или
степени защищенности носителя информации.
Полнота – характеризует объем и качественный состав информации,
достаточной для понимания и принятия решения.
Важность – степень релевантности , т.е. имеется связь с решением
проблемы.
Ценность (полезность, значимость)- обеспечивает понимание
сущности процесса, события или явления в целом.
Точность – ссылки на первичные достоверные источники.
Ясность – выражена на языке, доступном получателю информации.
Слайд 6Термины и определения
Ключевое слово «коммуникация» (от лат. communicatio –
сообщение, передача).
Большая советская энциклопедия: коммуникация, общение. Обычно К. определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые — не знаковые, а сигнальные способы К., иногда неправильно называемые "языком животных".
Экономико-математический словарь:
Коммуникация [communication] — 1. Процесс обмена информацией в системе.
2. Термином “К.” определяют также совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации.
Слайд 7Термины и определения
Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение),
совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов,
полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.
Технологией (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса.
Автоматизированная информационная технология – технология работы с информацией, основанная на использовании программно-технических средств компьютерных систем, систем телекоммуникаций, а также офисного оборудования.
Слайд 8Термины и определения
В широком значении информационно-коммуникационные технологии ( ИКТ ) – это
использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов
с целью оперативной и эффективной работы с информацией.
В производственном аспекте ИКТ – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и интеллектуальных ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.
Слайд 10ИКТ и информационное общество
«Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее
важных факторов,
влияющих на формирование общества XXI века» - из
Окинавской хартии
глобального информационного общества, принятой 22.07.2000.
Признаки информационного общества
Информация и знания становятся стратегическими ресурсами наряду с традиционными сырьевыми ресурсами.
Перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду. Электронная коммерция, онлайновые банки, теле-или дистанционная работа, «электронное правительство».
Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности (экономика, политика, наука, культура, образование и т.д.), предоставляя новые возможности для решения существующих проблем, а также создают новые вызовы и угрозы (кибертерроризм и преступность, информационные войны, культурная экспансия, нарушение авторских прав и т.д.).
Изменение системы коммуникаций. Происходит переплетение компьютерных, теле- и радиовещательных технологий, распространение локальных и глобальных информационных сетей. Контакты с помощью переписки или личных встреч уступают все чаще место видеоконференциям и телемостам. Общество становится менее зависимым от транспортных систем, обеспечивавших доставку людей и документов, а все больше зависит от телекоммуникаций, передающих необходимую информацию.
Слайд 11Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества
(Женева 2003
год — Тунис 2005 год)
Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)-R
ООН
разработала ряд целевых показателей в сфере развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, и соответствующие индикаторы оценки прогресса в деле сокращения нищеты, голода и в других сферах. Доступ к ИКТ включен в цели в области развития, намеченные в Декларации тысячелетия, и сформулирован в задаче 18: «В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий».
Интернет обеспечивает мгновенный доступ к информации из любой точки мира в любое время и является весьма перспективным средством в сфере улучшения здравоохранения, просвещения и охраны окружающей среды. ИКТ также считаются важным инструментом в деле достижения других целей в области развития.
Слайд 12Хроника развития ИКТ
1946 - в США Джон Мочи и Дж.
Преспер Эккерт создали первую ЭВМ – ENIAC.
1957 - Л. И. Куприянович (СССР)
создал мобильный телефон ЛК-1 весом 3 кг.
1963 - запущен первый спутник связи.
1964 - фирма AT&T начала выпуск видеотелефонов.
1967 - Тед Нельсон и Андриес ван Дам разработали теорию гипертекста..
1969 - запущены первые хосты ARPANET, предшественника Интернета.
1971 - Рай Томлинсон разработал и начал применять электронную почту.
1971 – Эрна Гувер разработала систему коммутации каналов связи на основе ЭВМ.
1973 - выпущен первый сотовый телефон - Motorola DynaTAC ( Мартин Купер).
1977 - в продаже появился первый ПК Apple 2 (Джобс и Возняк).
1977 - Дональд Кнут начал разработку первой системы компьютерной вёрстки.
1981 - Адам Осборн создал первый переносной компьютер Osborne1.
1983 – появление первого коммерческого сотового телефона Motorola.
1985- выпущен первый ноутбук Toshiba T1000.
1989 - Тим Бернерс-Ли и Роберт Кайо в CERN разработали прототип Интернета.
1994 - разработана технология Вики (Вард Каннингем).
1994 - создан консорциум Интернет 2.
1997 – появились блоги (онлайновые дневники).
1999 - стали проводиться веб-конференции.
2001 – появление цифрового спутникового радио.
2004 – разработан нейро-компьютерный интерфейс (Брауновский университет).
2009 - Передача мысли в Интернет ( университет Висконсина).
Слайд 13Динамика развития ИКТ
Закон Мура
В 1965 году один из основателей корпорации
Intel, Гордон Мур, смог предвидеть будущее. Его эмпирическое наблюдение, известное
как закон Мура, гласит, что количество транзисторов на квадратном дюйме в микросхемах удваивается каждые 18 месяцев. Постоянно создавая инновационные технологии, корпорация Intel обеспечивает выполнение этого закона уже около 40 лет, вкладывая миллиарды долларов в исследования и разработки.
Слайд 14Рост числа абонентов сотовой связи в мире
Слайд 15ИССЛЕДОВАНИЕ ООН: ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРАНАХ МИРА
Кто проводит
исследование?
Международный союз электросвязи
(International Telecommunication Union, ITU),
определяющий стандарты в области
ИКТ,
является ведущим учреждением ООН в этой
области и всемирным координационным
центром для правительств и частного
сектора в развитии сетей и служб.
Это одна из старейших международных
организаций, она была основана в Париже
17 мая 1865 года под названием
Международного телеграфного союза.
В 1934 году организация получила свое нынешнее название, а в 1947 году стала специализированным подразделением ООН. В настоящее время в организацию входит 191 страна (по состоянию на сентябрь 2008 года).
Слайд 16Рейтинг развития стран в сфере ИКТ — ICT Development Index
Индекс
развития ИКТ сравнивает успехи в развитии информационно-коммуникационных технологий в 154
странах за пятилетний период с 2002 по 2007 годы.
Индекс сводит 11 показателей в единый критерий, который используется в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Эти показатели касаются доступа к ИКТ, их использования, а также практического знания этих технологий, в частности: число стационарных и мобильных телефонов на 100 жителей страны, количество домашних хозяйств, имеющих компьютер, количество пользователей Интернета, уровни грамотности и так далее.
Слайд 17Первая десятка стран в рейтинге
Страны, добившиеся наибольших успехов в области
ИКТ, находятся
в Северной Европе. Исключение составляет Республика Корея.
Слайд 18Место России в рейтинге
Россия занимает 50 место в рейтинге с
индексом 3,83, между Уругваем (49 место) и Украиной (51).
В целом
по уровню проникновения ИКТ Россия отстает от многих развитых стран, экономика которых прошла индустриальный этап развития.
Для сравнения: Япония — 12 место, Германия — 13, Соединенные Штаты — 17, Италия — 22, Франция — 23, Эстония 26, Израиль — 29, Греция — 34, Латвия — 36, Польша — 39, Чехия — 40, Болгария — 45, Аргентина — 47, Беларусь — 54, Турция — 59, Бразилия — 60, Китай — 73, Мексика — 75, Иран — 78, Грузия — 80, Азербайджан — 86, Кыргызстан — 93, Таджикистан — 106, Индия — 118, Узбекистан — 110.
Хуже всего дело обстоит в африканских странах: Гвинее-Бисау (152 место), Чаде (153) и Нигере, который занимает последнее — 154 место.
Слайд 19Изменение уровня ИКТ
Все страны (за исключением Мьянмы) за последние пять
лет повысили свои уровни ИКТ (в целом, более чем на
30% ), причем страны Балтии, Румыния, Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты, Ирландия, Макао (Китай), Япония, Италия и Франция — весьма значительно, по сравнению с другими.
Из развивающихся стран наибольшее улучшение индекса у Саудовской Аравии, Китая и Вьетнама. Это объясняется быстрым ростом мобильной связи в сочетании с увеличением количества пользователей Интернета. Вместе с тем развивающиеся страны по-прежнему отстают в том, что касается доступа к ИКТ и использования этих технологий.
Сравнение уровней развития ИКТ и уровнем дохода на душу населения (по паритету покупательной способности) указывает на устойчивую связь между доходом и внедрением ИКТ за некоторыми исключениями (например, Республика Корея добилась значительно более высокого уровня развития ИКТ, чем ожидалось).
Слайд 20Развитие интернета в России
(по данным Яндекса, фонда «Общественное мнение»
и компании RU-Center)
На осень 2009 в Рунете – около 15
миллионов сайтов, что составляет около 6,5% от всего интернета.
Осенью 2008 года полугодовая аудитория Рунета превысила 34 миллиона человек — это 30% российского населения от 18 лет.
Месячная аудитория Рунета — 31,7 млн человек (28% населения).
По оценке Comscore, сейчас Россия занимает 8 место в мире по числу пользователей.
За 2008 год проникновение интернета в России увеличилось на 4% — в основном за счёт регионов.
Рост числа пользователей связан с постоянным увеличением числа подключённых домашних компьютеров. В 2008 году доля пользователей, выходящих в интернет из дома, превысила 70%, а доля пользователей, выходящих в интернет с работы, держится на стабильном уровне 40% уже шесть лет.
Самая распространённая скорость в среднем по 21 крупному городу России (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет около 410 Кбит/сек, в столицах же — около 7 000 Кбит/сек. Интернет в Москве и Санкт-Петербурге дешевле, чем в крупных российских городах, на 93% и 91% соответственно. Самый дорогой интернет среди крупных российских городов — в городах Дальнего Востока.
Слайд 21Москва- 5,8 млн. чел.-да, 3,7 млн. чел.-нет
С.-Петербург-2,2 млн. чел.-да, 2
млн. чел.- нет
Др.города (с населением >100 тыс. человек)-19,4 млн. чел.-да,
27,2 млн. чел.- нет
Слайд 22Наиболее распространённая скорость доступа к интернету (Кбит/сек) в крупнейших городах
России
Слайд 23Оценка уровня развития интернета
Распространение интернета
Уровень проникновения интернета — отношение
месячной аудитории6 интернета в регионе к общему населению региона (для
населения от 18 лет, по данным ФОМ).
Число доменов на тысячу пользователей — отношение числа доменов, зарегистрированных пользователями региона, к месячной аудитории региона (по данным RU-Center).
Доступность интернета — средняя стоимость доступа в интернет на скорости 512 Кбит/сек (по данным региональных провайдеров). Если стоимость доступа в регионе выше средней, то доступность интернета меньше, если ниже средней — больше.
Активность пользователей
Уровень развития блогосферы — отношение общего количества блогов региона к месячной аудитории региона (по данным Яндекса). Показатель рассчитывается отдельно для всех блогов и отдельно для активных — таких, которые содержат не менее пяти записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца. Количество блогов региона определяется по данным в профилях пользователей, поэтому при подсчёте этого показателя учитываются только те блоги, авторы которых указали в качестве места проживания российские города.
Уровень активности интернет-СМИ — отношение ежедневного числа сообщений, поступающих от всех СМИ региона, к общему числу СМИ данного региона (по данным Яндекс.Новости).
Слайд 25Разница между показателями уровня развития интернета в столицах и средними
по России
Слайд 26Создание "электронного правительства"
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов
государственной власти до 2010 года, разработана Министерством информационных технологий и
связи РФ во исполнение решения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2003 г.
Основная цель - повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование и взаимодействие между собой.
Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.
В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг населению и организациям на основе использования информационных технологий ("электронного правительства").
Слайд 27Основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий для обеспечения деятельности
федеральных органов государственной власти
Формирование общей информационно-технологической инфраструктуры.
Предоставления гражданам и организациям
доступа к открытой информации.
Обеспечение информационной безопасности.
Развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;
Разработка стандартов в сфере использования информационных технологий.
Централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов).
Построение единой системы управления процессом использования информационных технологий, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов.
Создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий .
Реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий.
Совершенствование правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий.
Защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки.
Слайд 28Приоритеты в использовании информационных технологий
Межведомственное взаимодействие.
Предоставление государственных услуг населению и
организациям.
Персональная и коллективная работа сотрудников федеральных органов государственной власти.
Определение приоритетов
в использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется на основе оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и объема соответствующих ресурсов.
Приоритеты в использовании информационных технологий в сфере государственного управления уточняются на регулярной основе в соответствии с актуальными задачами социально-экономического развития.
Слайд 29Информационные ресурсы органов государственной власти
Имеются две схемы формирования информационных ресурсов:
централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровней,
осуществляемое Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ);
самостоятельное формирование необходимых информационных ресурсов - федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.
Слайд 30Информационные ресурсы органов государственной власти
Система централизованного информационного обеспечения базируется на
использовании крупных политематических информационных ресурсов, включающих:
фонд социально-экономической информации о Российской
Федерации и ее регионах,
фонд информации о чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации и
фонд правовой информации, а также регистры, кадастры, реестры, классификаторы.
Основными источниками информации являются:
Госкомстат России, министерства и ведомства (МВД России, МЧС России, Минтопэнерго России, Минатом России и др.), а также информационно-справочные системы, содержащие акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, решений Конституционного Суда, вестники и бюллетени Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В органах государственной власти Российской Федерации за прошедшие годы было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов в функциональных автоматизированных информационных системах, эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей.
Однако недостаточная координация на федеральном и региональном уровнях деятельности по созданию таких систем привела к тому, что ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга.
Слайд 31Создание общегосударственных информационных ресурсов
Создаются в целях предоставления оперативного доступа к
целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах,
способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.
Позволяют устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.
Обеспечивают в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.
Слайд 32
Проблемы использования ИКТ
в федеральных органах государственной власти России
Уровень и эффективность
использования ИКТ улучшаются медленнее, чем предусматривалось одобренной Правительством России Концепцией
развития до 2010 года.
Административная реформа и финансовый кризис привели к приостановке реализации ряда проектов внедрения ИКТ. В результате изменения системы федеральных органов исполнительной власти подавляющее большинство ранее разработанных ведомственных программ информатизации потеряло свою актуальность и потребовало полной или частичной корректировки.
Уровень обеспечения работников федеральных органов персональными компьютерами значительно вырос по сравнению с 2004 г., однако сотрудники должны использовать один компьютер для работы в локальной сети ведомства, а другой для доступа в сеть Интернет.
Ключевой проблемой на уровне ведомств по-прежнему остается подключение территориальных подразделений к центральному аппарату и обеспечения их электронного взаимодействия между собой.
Не решены задачи защиты инфраструктуры ИКТ, обеспечения межведомственного электронного обмена данными. Основная его доля осуществляется через электронную почту с использованием почтовых ящиков на публичных серверах. Не решен вопрос об электронной цифровой подписи.
Информресурсы федерального значения, которые должны совместно формироваться и использоваться федеральными органами госвласти, не получили должного развития.
Для органов власти всех уровней остаются характерными слабое "горизонтальное" информационное взаимодействие и слабое развитие информационных ресурсов, предназначенных для массового информационного обслуживания населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Это способствует консервации закрытости и недемократичности российской власти. С другой стороны, организация регулярного информационного обслуживания граждан требует ресурсов, которых, как правило, у органов власти не хватает.
Слайд 33Информационные системы поддержки деятельности федеральных органов государственной власти
Основой для создания
информационной системы мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития , планирования и
контроля деятельности федеральных органов может стать АИС Федеральной службы госстатистики, создаваемая в рамках федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах" .
АИС Федеральной службы госстатистики предполагается реализовать путем объединения статистических информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, формирующих статистическую информацию, в единый государственный статистический ресурс и обеспечения оперативного доступа заинтересованных пользователей к этим ресурсам.
Слайд 34Приоритеты в использовании информационных технологий во внешнеполитической сфере
Обеспечение полноты и
эффективности ситуационного анализа и моделирования внешнеполитической ситуации и международных конфликтов;
повышение качества подготовки и оперативности передачи российскими загранучреждениями представительской информации;
повышение оперативности оформления и эффективности контроля машиночитаемых паспортно-визовых документов;
повышение эффективности управления деятельностью дипломатических и консульских представительств.
Слайд 35
Информатизация МИД России
1988 г. – Первая программа информатизации МИД СССР.
Создан Научно-исследовательский центр информатики (НИЦИ).
1989-1993 гг. Разработка информационной системы «Глобус»
на базе больших ЭВМ типа «Эльбрус». В концепцию системы заложена централизованная схема распределения информации и построение системы «сверху вниз».
1993-1998 гг. Разработка специальной информационной системы по внешнеполитическим вопросам (ИС ВПВ). В концепцию системы заложено построение локальных (корпоративных) вычислительных сетей и ставка на автоматизированное рабочее место пользователя с необходимым набором программ и баз данных на его персональном компьютере или сервере.
ИС ВПВ включает в себя свыше 2000 компьютеров, объединенных более чем в 50 локальных сетей, подразделений Министерства и его загранучреждений, и предоставляет общеминистерские информационные ресурсы: web-сайт МИД России, сайты ЗУ и представительств МИД (206 сайтов), базы данных общеминистерского пользования (более 200 БД Lotus Notes), ИАПК «Дипломат», система дистанционного обучения и т.п.
1999 г. Опытная эксплуатация ИС ВПВ.
Целевая программа развития средств связи и коммуникаций МИД России на 2000 - 2002 годы.
2006-2010 гг. Разработка ИС ВПВ2 и перевод ИС ВПВ2 на терминальные технологии.
Слайд 36
Использование ИКТ в оперативно-дипломатической работе
Информационно-коммуникационные технологии, реализуемые в ИС ВПВ
МИД России.
Общеминистерская информационная сеть.
Портал в сети Интернет.
Локальные сети департаментов.
Внешние базы
данных.
Общеминистерская электронная почта.
Система документооборота («Канцелярия», АСЭДО).
Система дистанционного обучения.
Специальные информационные технологии, используемые в ситуационно-кризисном центре МИД России.
ИАПК «Дипломат».
ИАС «Истра»
ПК «Баланс интересов»
ГИС «Карта-2008»
система «Видеоконференцсвязь»
Слайд 37Задачи информационно-аналитической деятельности во внешнеполитической сфере
Разработка предложений по вопросам отношений
России с иностранными государствами и международными организациями.
Разработка проектов международных договоров
Российской Федерации.
Ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями.
Общее наблюдение за выполнением международных договоров.
Постоянный мониторинг новых вызовов и угроз в целях обеспечения мира, глобальной и региональной безопасности.
Обеспечение участия России в деятельности ООН, СНГ и других международных организаций.
Обеспечение необходимых условий для функционирования центрального аппарата и загранучреждений.
Распространение официальной информации по внешнеполитическим вопросам.
Слайд 38Классификация средств информационно-аналитической работы
Средства
сбора данных;
доставки данных;
хранения данных;
обработки данных;
интеграции данных;
анализа данных;
моделирования;
интерпретации результатов;
прогнозирования;
синтеза целей управления;
отображения данных;
поддержки принятия решений;
доведения управляющих воздействий.
Слайд 39Схема рациональной информационно-аналитической деятельности
Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы.
Выявление причинно-следственных
связей , качественных и количественных зависимостей.
Прогнозирование развития ситуации.
Формирование вариантов и
моделирование последствий управленческих решений.
Выработка коллективных решений управленческих задач при изменяющихся целевых функциях с учетом взаимодействия с внешней средой.