Слайд 1Современные концепции естествознания
Елена Владимировна Брызгалина
Зав. кафедрой Философии образования
Философского факультета
МГУ
имени М.В.Ломоносова
Слайд 35 февраля 2018 года.
Опрос «Левада-центр»
"Антибиотики убивают не только бактерии,
но и вирусы"
"Пол ребенка определяют гены отца"
"Континенты движутся
уже миллионы лет и будут продолжать двигаться в будущем"
"Вся радиация создана человеком"
"Лазер работает, фокусируя звуковые волны"
"Электрон меньше, чем атом"
"Обычные растения - картофель, помидоры и т.п. - не содержат генов, а генетически модифицированные растения - содержат"
Слайд 4Почему надо изучать современное естествознание ?
Слайд 5Почему надо изучать современное естествознание ?
Виталий Милонов, 2015 год: о
школьной программе - «Не надо ничего исключать, можно рационально распределять
нагрузку по многим другим предметам. Я считаю, что у нас большой перебор бывает по химии с физикой. Это мое личное мнение. Тот объем химии и физики, который преподается в школе, 95 процентам детей не нужен».
Слайд 6Почему надо изучать человека с позиций современного естествознания ?
"...К моему
удивлению я узнал, что до сих пор в школах детям
преподают теорию Дарвина. Я лично читал в научной литературе, что выдающимися учеными давно доказано, что одинаковых клеток у обезьяны и человека нет. Почему мы продолжаем обманывать детей? Я бы не хотел, чтобы мои дети думали о том, что все мы произошли от обезьяны, а не от воли Всевышнего..."
мэр Казани Ильсур Метшин
Слайд 7Почему надо изучать современное естествознание ?
В 2010 году спикер Госдумы
Борис Грызлов, отвечая на вопросы читателей «Газеты.ру» о работе Комиссии
по борьбе со лженаукой, заметил, что «Термин «лженаука» уходит далеко в средние века! Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил «А Земля все-таки вертится!»
Слайд 8
Почему надо изучать человека с позиций современного естествознания ?
Из интервью
министра культуры России Владимира Мединского, данного им корреспонденту «Русской Жизни»
Андрею Забегалину во время своего визита в Сан-Франциско (газета «Русская Жизнь» , номер 14178, суббота, 27 октября 2012):
— Я считаю, что после всех катастроф, которые обрушились на Россию в двадцатом веке, начиная с первой мировой и заканчивая перестройкой, тот факт, что Россия еще сохранилась и развивается, говорит, что у нашего народа имеется одна лишняя хромосома.
Слайд 9Почему надо изучать человека с позиций современного естествознания ?
Ксения Собчак
объяснила, что имела в виду, говоря, что Россия — это
«страна генетического отребья». По ее словам, речь идет о генетической катастрофе, которая произошла в стране в результате Гражданской войны, революции и раскулачивания. Об этом она рассказала в интервью журналисту Юрию Дудю. «В нашей стране прошло огромное количество человеческих чисток, когда лучших из лучших уничтожали. И эти слова [генетическое отребье] применимы, прежде всего, ко мне, и к тебе, Юра, и ко всем здесь. Потому что мы стали результатом того, что происходило с нашей страной»
Слайд 10Обращающийся к бездне современных знаний начинает чувствовать себя на берегу
океана – океана познанного.
Слайд 11Современные концепции естествознания
Цель курса - ознакомить студентов с комплексом концепций
науки XX- ХХ1 века, через рассмотрение которых раскрываются особенности современного
этапа развития научного знания, влияние развития естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии ) на социогуманитарное знание и социальную практику.
Слайд 12Современные концепции естествознания
Требования к уровню освоения содержания курса.
Студенты должны освоить
ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями
современных естественнонаучных дисциплин. Требуется овладение аналитическими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания специфики современного этапа развития науки.
Слайд 13Раздел 1
Естествознание: история и современность
Слайд 14
Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.
Наука как знание,
наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции
научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Уровни и этапы научного познания. Методы научного познания. Сциентизм и антисциентизм как типы осмысления науки.
Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Познавательные функции естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований.
Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин.
Слайд 15
Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы.
Смена научных парадигм как
ключевые моменты развития естествознания. Смена типов научной рациональности. Революции в
развитии естествознания.
Этапы развития естественнонаучного мышления. Социокультурные основания развития естествознания. Влияние исторических особенностей общественной практики, парадигм философского мышления, научной картины мира и т.д. на формирование исследовательских задач, форм приемов, методов и результатов естественнонаучного познания. Единство социокультурных и внутренних факторов развития науки.
Особенности науки ХХ века. Научно-технический прогресс и развитие науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Феномен междисциплинарности. Современное естествознание и проблемы социума. Тенденция развития современного естествознания - формирование нового образа науки.
Слайд 16Раздел 2.
Основные концепции наук о природе
Слайд 17
Тема 3. Современная научная космология.
Космология и космогония. Конкретно-научное содержание и
мировоззренческие основания космогонических теорий. Теория Большого взрыва. Эволюция Вселенной. Хаос.
Космос. Метагалактика. Галактика. Модели происхождения Солнечной системы.
Современные методы изучения Вселенной. Проблема бесконечности.
Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре. Астрология: проблема статуса знания.
Слайд 18
Тема 4. Образы мира живого.
Проблема происхождения жизни.
Проблема определения жизни.
Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого.
Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей.
Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни.
Современные исследования проблемы происхождения жизни. Проблема направленности предбиогенеза. Проблема уникальности живого и совместимости факта существования жизни с фундаментальными законами современной науки.
Современные представления о сущностных характеристиках живого.
Слайд 19
Тема 5. Мир как система. Системный подход в современной науке.
Структурные
уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема
соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм.
Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Биоритм. Проблема человеческого времени.
Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
Слайд 20Тема 6.
Концепция эволюционизма.
Концепция стационарного состояния.
Идея развития в
естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм
и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции.
Принципы воспроизводства и развития живых систем. Многообразие биологических видов - основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли.
Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
Слайд 21Раздел 3.
Современное естествознание и человековедческая проблематика.
Слайд 22
Тема 7. Проблема соотношения биологического и социального.
Человек в зеркале
естествознания: принципы рассмотрения.
Понятие антропосоциогенеза. Современная наука об основных факторах,
этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Место вида Homo sapiens в иерархии живого.
Проблема происхождения человеческого языка. Проблема передачи информации в человеческой цивилизации: генетический и лингвистический каналы информации, их особенности и общие свойства.
Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания в социобиологии. Биологические законы и общество. Эволюционный подход к проблеме происхождения морали. Происхождение альтруизма и эгоизма. Социобиология об агрессии как адаптивном свойстве. Особенности отечественной традиции рассмотрения соотношения природы и общества.
Биополитика: мировоззренческие основания, основные положения и их интерпретация. Возможности применения научных данных о биологии человека в политике и бизнесе.
Проблема предмета биоэстетики. Основные направления биоэстетики. Биоэстетические исследования конкретных видов искусства (музыка, пение, балет и прочее). Пределы и ограничения биоэстетических интерпретаций сущности и функций искусства.
Слайд 23 Тема 8. Проблема индивидуальности человека в современной науке.
Индивидуальность - фундаментальная
характеристика человека. Причины и суть популяционных различий внутри вида Homo
sapiens.
Роль среды и наследственности в формировании человека. Основные положения современной теории наследственности. Генотип и фенотип человека. Признаки качественные и количественные. Наследственно-средовая парадигма в исследовании поведения человека. Психогенетика - наука о человеческой индивидуальности: основные методы, результаты. Психогенетика о формировании интеллекта и асоциального поведения. Тест QI: смысл и ограничения. Тесты эмоционального интеллекта.
Проблема соотношения генотипа индивида и генофонда человечества: столкновение интересов. Евгеника как наука и социальное движение о возможности улучшения человеческой природы. Судьбы евгеники в ХХ веке.
Слайд 24
Тема 9. Ценностные регулятивы развития современного естествознания.
Феномен идеологизированной науки, дилемма
истин науки и ориентиров мировоззрения на примере развития биологии. Свобода
научного поиска и проблема социальной ответственности ученого.
Ценность жизни. Естественное и искусственное с точки зрения современных возможностей науки и практики. Биотехнология: сущность, сферы применения, перспективы развития. Методы и возможности генной инженерии. Методика создания рекомбинантных молекул ДНК. Применение законов генетики в медико-биологической практике и в сельскохозяйственном производстве. Социально-этические проблемы применения новых научных технологий.
Ценность человеческой жизни в контексте новых естественнонаучных данных. Биоэтика - новый тип этики: специфика и характерные черты. Изменение представления о пределах человеческого существования в свете современных научных данных. Проблема смерти: естественнонаучные, социально-этические и правовые аспекты. Человек как объект и субъект естественнонаучного познания: понятие «информированное согласие» в медицине, проблема конфиденциальности в медико-биологической практике.
Слайд 25
Тема 10. Тренды науки ХХ1 века: проблемы и перспективы
Наука в
ХХ1 веке: тенденции развития и проблемы. Феномен идеологизированной науки, дилемма
истин науки и ориентиров мировоззрения на примере развития естествознания. Свобода научного поиска и проблема социальной ответственности ученого.
Тенденции развития современного естествознания - формирование нового образа науки. Эволюция научного сообщества как коллективного субъекта науки.
Слайд 26Организационные требования при освоении курса
Отчетность – зачет.
Наличие программы
курса.
Наличие конспектов лекций по курсу в отдельной тетради.
Выполнение текущих
работ по темам курса на занятиях.
Сдача зачета в форме тестирования (80 тестов по всем разделам курса)