Слайд 1Современные образовательные технологии и основые методы преподавании психологии
к.психол.н., доцент
Латышева
Марианна Александровна
Слайд 2Вопросы:
Общее представление о «педагогической технологии»
Основные методы в преподавании
Формы активного
обучения, используемые в методике преподавания психологии
Основные средства обучения
Таксономия учебных
задач при изучении психологии
Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов
Слайд 3Педагогическая технология – это педагогически и экономически обоснованный процесс достижения
гарантированных, потенциально воспроизводимых, запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и
умений путём раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования.
Педагогическая технология – это направление педагогики, цель которого повышение эффективности образовательного процесса гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения
Образовательная технология (стратегия) – это технологическая интерпретация теории или концепции. Позволяет проектировать новые педагогические технологии в виде системы действий педагога и реализовывать их в образовательной практике.
Слайд 44 позиции научного понимания и употребления термина «педагогическая технология»
(Селевко
Г.К. ).
как средство, т.е. как производство и применение методического
инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер).
как способ обучения (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластёнин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. )
как научное направление. ( П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер.)
как многомерный процесс (В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева, В.Э. Штейнберг, Д. Финн, К. Силбер, П. Митчелл, Р. Томас)
Слайд 5ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Стандартизация, унификация процесса обучения
и вытекающая отсюда возможность воспроизведения (и тиражирования) технологии применительно к
заданным условиям.
2. Результативность – гарантированное достижение запланированного уровня усвоения.
3. Направленность технологии на развитие личности в учебном процессе и осуществление на основе реализации ситуационно обусловленной модели разноуровневого обучения.
4. Диагностическое целеполагание (таксономия). Деятельностный подход, заложенный в основе любой технологии, состоит в том, что достижение каждой дидактической цели может быть проверено, и это должно быть обосновано на этапе проектирования.
5. Оптимальная организация учебного материала: разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п.
6. Организация образовательного процесса в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом (определенное стремление к отказу от традиционной классно–урочной системы: спаренные уроки или циклы уроков, «погружение», проектно–исследовательская деятельность и т.п.).
7. Экспертиза качества образования: А) входной контроль – для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, для актуализации изученного ранее; Б) текущий или промежуточный – после каждого учебного этапа с целью выявления пробелов усвоения материала и необходимой коррекции; В) итоговый – для оценки уровня усвоения материала.
8. Форма оценки уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование и используются рейтинговые шкалы оценки
Слайд 6 Структура педагогической технологии определяется: концептуальной основой; содержанием обучения; процессуальной частью
– технологическим процессом
Критерии технологичности педагогическая технология:
концептуальность,
системность,
управляемость,
корректируемость,
эффективность,
оптимальность,
воспроизводимость,
визуализация.
Слайд 7Виды образовательных технологий:
1. развивающее обучение
2. проблемное обучение
3. разноуровневое обучение
4.
комплексная система обучения
5. технология решения задач
6. исследовательские методы в обучении
7.
проектные методы обучения
8. технология дебаты
9. технология модульного и блочно-модульного обучения
10. кейс технологии (представляют собой методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики профессиональной деятельности)
11. технологии развития критического мышления
12. обучение в сотрудничестве
Слайд 8Сравнительный анализ
Традиционное обучение:
материалы в готовом виде
Учебная деятельность репродуктивная
Основная
нагрузка на память
Огромный вклад сил преподавателя и низкая отдача со
стороны студентов
Современные образовательные технологии
Самостоятельно добывать и уметь применять знания
Учебная деятельность развивающая
Нагрузка на мышление и память
Активная учебная деятельность, педагог выступает как консультант и помощник
Слайд 9Структура педагогической технологии
Слайд 10Основные методы в преподавании
Лекции
Практические занятия:
Семинары (-дискуссии, -практикумы)
-собственно практические
Лабораторные занятия
2 общих
принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий: «от
теории – к практике» ,«от жизни – к теории».
Слайд 12Лекция как традиционная форма преподавания в вузе
Требования к лекции:
•
высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
•
большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
• доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
• достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
• анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
• выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
• разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
• умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
• применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.
Слайд 13ЛЕКЦИЯ
Виды
1. Вводная
2. Лекция-информация
3. Обзорная лекция
4. Проблемная лекция
5. Лекция-визуализация
6.
Бинарная лекция
7. Лекция с заранее запланированными ошибками
8. Лекция-конференция
9. Лекция-консультация
Функции
1.
Информационная.
2. Ориентирующая.
3. Разъясняющая, объясняющая.
4. Убеждающая.
5. Увлекающая или воодушевляющая.
Слайд 14Психологические особенности речи преподавателя
1) дистанция в общении (с точки
зрения пространственного расположения);
2) визуальный контакт;
3) мимика;
4) поза;
5) жестикуляция;
6) фонационные характеристики
речи (темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация).
1) связывание нового материала с прошлыми знаниями и опытом студентов;
2) вопросно-ответная форма изложения мысли, вводимая в монолог;
3) использование синтаксиса устной речи (преобладание простых предложений над сложными, четкая структура сложных предложений);
4) персонификация при изложении учебного материала (высказывание личного отношения к материалу, иллюстрации из личного опыта);
5) образность, иллюстративность речи;
6) изменение формулировок в целях лучшего понимания;
7) использование прагматических высказываний (воздействующих на внимание, память, мышление, чувства студентов)
Слайд 15Активные методы в преподавании
проблемные лекции,
семинары-дискуссии,
разбор конкретных профессиональных
ситуаций,
деловые игры,
методы математического моделирования,
НИРС,
комплексное курсовое и
дипломное проектирование,
производственная практика и т.д.
Слайд 16Кейс методы сочетаются с другими методами обучения
Слайд 17Проблемная лекция. В ней процесс познания студентов приближается к поисковой,
исследовательской деятельности.
Лекция-визуализация. реализация известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого
меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Лекция вдвоем. Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Лекция-пресс конференция. близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями: Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме.
Слайд 18Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Методы программированного
обучения : уточнение и операционализация целей, задач, способов решения, форм
поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ – ДОЗИРОВАННЫЙ ШАГ ПРОГРАММЫ, АЛГОРИТМ
Методы проблемного обучения : акцентирование не аспектов структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ – ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ, ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
Методы интерактивного обучения : способ управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ – КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДИСКУССИИ, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов между участниками группы по совместному решению
Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.
Слайд 19Основные средства обучения
Учебник и учебное пособие
Технические средства обучения
(2 группы: информационные и контролирующие)
Практика
Слайд 20Таксономия учебных задач при изучении психологии
Таксономия - наука о классификации
сложных объектов действительности
Для подбора соответствующих методов и приемов, определяющих чему
именно должны научиться обучающиеся, необходимы учебные задачи, конкретизирующие цели обучения.
Слайд 21Классификация учебных задач
по Толлингеровой Д. Г.
1) задачи на воспроизведение
знаний;
2) задачи на простые мыслительные операции;
3) задачи на сложные мыслительные
операции;
4)задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;
5) задачи на продуктивное мышление.
по Г.А. Баллу
1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.);
2)мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.);
3) имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;
4)мнемические задачи (запомнить, вспомнить...);
5) коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).
Слайд 226 классификационных групп учебных задач,
по В. Я. Ляудис
1) задачи,
требующие воспроизведения знаний;
2)задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация
фактов);
3) задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);
4) задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст))
5) задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены подгруппы задач;
6) рефлексивные задачи.
Слайд 23Применительно к преподаванию психологии В.Я. Ляудис предложила расширить некоторые группы
задач:
Задачи 4-й группы ( в них объединяются репродуктивные и
продуктивные формы мыслительной деятельности)
Могут иметь ФОРМУ повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов художественного мышления.
Объяснения строятся с использованием аппарата понятийного логического мышления (интерпретация символов, использование символических аналогов — притча, миф, художественный образ).
5 группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спецификой психологии как учебного предмета.
6–я группа рефлексивные задачи:
обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач (Ляудис, 1989, с. 18).
Особенность : для их решения необходимо создать особую ситуацию учебного взаимодействия – учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных способов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий решения всех типов проблем. От установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности.
Слайд 24Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов
Самостоятельная работа студентов
(СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные
на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи.
Слайд 25- изучение литературы по проблемам курса (модуля);
- подготовка к семинарским
и практическим занятиям ;
- подготовка доклада для выступления (отрабатываются навыки
публичного выступления, умение грамотно излагать материал, рассуждать);
- написание реферата; составление формально-логической модели ,конспекта, тематического тезауруса, матрицы идей, тезисов.
- написание срезовой контрольной работы – проверяется знание изученных тем,
- работа с примерными тестами (способствует усвоению основных понятий курса, закреплению лекционного материала)
НИР
творческие задания
Слайд 26Показатели сформированности знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения
психологии
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ.
Владение понятиями:
узнавание и определение понятий (сопоставление терминов
и определений, конструирование определений, понятий);
раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация);
раскрытие содержания понятия (характеристика существенных
признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);
установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);
характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интеллектуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).
Слайд 27ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ
УМЕНИЙ
конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных
задач в контексте обучения.
В структуре любого действия также можно
выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения.
НАВЫКОВ
Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно еще и время его выполнения
Слайд 28ВЫБОР преподавателем тех или иных МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ зависит от :
1)
целей образовательной программы;
2) особенностей содержания учебного материала;
3) времени, отведенного на
изучение данного учебного материала;
4) уровня подготовленности студентов;
5) материальной оснащенности учебного процесса.