Слайд 1«Современные подходы к психотерапии кризисных состояний, невротических расстройств и психосоматических
заболеваний»
15.08.2020-15.12.2020, 144 часа.
Институт психотерапии
и медицинской психологии
им.
Б.Д. Карвасарского
Равиль Назыров,
врач-психотерапевт,
Ректор Института психотерапии, д.м.н.
Слайд 2Вопросы нашей встречи:
Кто проводит этот цикл
Нерешённые вопросы современной психотерапии…
Чему посвящён
наш цикл?
Что получат участники программы обучения?
Для кого эта программа обучения?
Слайд 4Институт психотерапии
«Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского» является
научно-практическим центром и учреждением, осуществляющим образовательную деятельность
Институт осуществляет дополнительное
профессиональное образование, профессиональную переподготовку в области психотерапии, психиатрии-наркологии, клинической (медицинской) психологии и других дисциплин в области охраны психического здоровья.
Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной Лицензии № 0988 от 13 мая 2014 г. на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования в соответствии с № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Слайд 5Наши особенности
Собственная дидактическая концепция
Личностный подход
Медицинская модель психотерапии
Клиническая психотерапия
Возможность разработки
персонализированной образовательной
программы для учреждения
Слайд 6
1. О важных вопросах современной психотерапии…
Слайд 7Что нам предстоит еще сделать всем вместе?
Основные психотерапевтические теории затрагивают
только часть человеческой сущности…
Мы не очень хорошо понимаем, что такое
Кризисные состояния…
… И что происходит при них (Амбрумова А.Г., 1970)…
Тайна невротического расстройства …
… и почему у человека возникают невротические формы адаптации…(Карвасарский Б.Д., 1980):
Как у человека появляются психосоматические типы реагирования… (Ф. Александер, 1954)
Слайд 9Наши задачи на программу
Клинические, клинико-психологические и социальные причины кризиса
Причины суицидального
поведения
Основы кризисной психотерапии
Роль специалистов полипрофессиональной бригады, осуществляющую суицидологичесчкую помощь в
ПМС, психиатрической и психотерапевтической службах…
Слайд 10
ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС ?
КРИЗИС (от греч. krisis – решение, поворотный
пункт, исход) острейшая форма проявления противоречий, связанная с нарушением стабильности.
Противоречия являются основой кризиса – осознание ситуации как критической, ощущение «перелома»
(Философский словарь, 2000)
Слайд 11«Все, что не убивает, делает нас сильнее…»
Слайд 12Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а
в ситуации «патологического кризиса»
Слайд 13Научные основы :
Концепция кризисных состояний опирается на теории
кризиса
Концепция Г. Селье о стрессе, как неспецифическом адаптационном синдроме
(1960)
Теория кризиса Е. Линдеманна (Lindemann E., 1944)
Концепцию стадий жизненного цикла и кризиса идентификации (Erikson E., 1950)
Концепция Работы горя Э. Кюблер Росс
Концепция развития невротического расстройства по Б.Д. Карвасарскому (1990)
Концепция патологического страдания по Р.К.Назыров (2012)
Слайд 14
Кризисная психотерапия – это психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном
состоянии…
Слайд 15Характеристика кризисной психотерапии
По представлениям А.Г. Амбрумовой кризисную психотерапию скорее можно
отнести к когнитивно-поведенческой терапии.
Однако…на различных ее этапах основные задачи
могут меняться:
Эмпатичное выслушивание
Фокус на принятии
Поведенческое научение
Восстановление идентичности…
Таким образом, кризисная психотерапия – это скорее вариант клинической психотерапии!
Слайд 17Психическая и психологическая травма
«Психическая травма» - событие в жизни человека,
которое выходит за рамки обычных человеческих переживаний и возможностей, и
которое вызвало бы расстройство «…почти у каждого человека» - такое определение дает DSM-3-R. DSM – 4, DSM – 5 уточняет, что реакция индивидуума на стрессор должна включать интенсивный страх, беспомощность, ужас.
Психическая травма – симптом
«Психологическая травма» (психотравмирующая ситуация по Б.Д. Карвасарскому, 1980) не является универсальной, в большей степени определяется особенностями личности «подходит как ключ к замку»
Психологическая травма – личностная уязвимость - симптом
Время: Клинические проявления невроза возникает как правило в срок НЕ БОЛЕЕ 3 трех месяцев от травматического события. Связь с этим событием очевидна человеку и его окружению.
Слайд 18Определение понятия «невротическое расстройство»
…НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА - функциональные (неорганические) нарушения психики,
возникающие при воздействии на личность, организм человека стрессовых событий, являющихся
психотравмирующими факторами…
Александровский Ю.А., Пограничные психические расстройства, 3-е изд., 2000
Слайд 19Определение понятия «невротическое расстройство»
НЕВРОЗ (невротическое расстройство) – психогенное, (преимущественно
конфликтогенное) пограничное психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо
значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах (при исключении других психических и соматических заболеваний)
Цит. По «Неврозы», 2-е изд., Б.Д. Карвасарский, 1980
Слайд 20А если не повезло?
(…ты потенциальный невротик)
Психотравмирующая ситуация
Актуализация внутриличностного противоречия)
Первичная
выгода (если по-человечески – субъективная непереносимость) и «включение невротических защит»
Исчезновение из сознания травмирующей информации
Формирование невротического симптома
(«Невротическая реакция на стресс»)
Слайд 21Клинический случай
Пациентка О., 34 года, живет с матерью и ребенком.
Страдает невротическим расстройством с тревожно-фобической симптоматикой.
Шаг вправо: «Я ушла бы
от матери, но я не знаю, как мне справиться с воспитанием дочери – она меня бесит…»
Шаг влево: «Но и с матерью я жить не могу, Она помогает с ребенком, это правда, но она контролирует меня»
Терпимо: Панические атаки, как способ отказаться от воспитания дочери и отказаться от опеки матери. Невроз дает относительную свободу…
Слайд 22Психотерапия невротических
Познавательной сферы: конфронтация
Эмоциональной сферы:
1) принятие, создание атмосферы безопасности
2) распознавание
чувств
3) корригирующий эмоциональный опыт
Поведенческой сферы (3 вида научения)
Классическое (И.П. Павлов,
Дж. Уотсон)
Оперантное (Б. Скиннер)
Социальное (А. Бандура)
Слайд 24По мнению Бориса Дмитриевича Карвасарского (2000) психотерапия, несомненно (!), может
быть полезна при соматических заболеваниях, если
перед ней стоят реалистические цели.
Слайд 25Психосоматические расстройства, что это?
«Чикагская Большая семерка»
- Соматические заболевания, на происхождение,
течение и обострение которых влияют факторы психологической природы (психогенные факторы)
-
Соматогенные психические расстройства
- Психические расстройства как реакция на тяжелое соматическое заболевание
- …и травмы?
Невротические и соматоформные расстройства
Психические расстройства с соматическими проявлениями и в частности т.н. «Соматизированная депрессия»
Слайд 26Психологические особенности психосоматического пациента
Страдания и переживания объективных нарушений органов и систем
Нарушение ВКБ
«Соматоцентрический» тип отношения
к болезни
«Психоцентрический» тип отношения к болезни
«Анозогностический» тип отношения к болезни
«Мистический»
тип отношения к болезни
Игнорирование психологических и социальных факторов болезни
Алекситимия
Отказ от личной ответственности
Использование болезни для психосоциальной адаптации
Слайд 27Отличия психосоматического расстройства от невротического
расстройства и кризисного состояния
Слайд 28Общие принципы психотерапии психосоматического пациента
Установление и поддержание продуктивного психотерапевтического контакта
Обязательное
проведение диагностического этапа с привлечением необходимых основных специалистов
Постановка и систематизация
диагнозов
Установление связи соматических симптомов с психологическими и социальными факторами
Формирование психотерапевтической гипотеза с обоснованием
Психообразование и психообразовательная интервенция
Заключение психотерапевтического контракта
Определение мишеней психотерапии
Составление программы психотерапии с учетом систематики расстройства, его глубины, особенностей
Слайд 29
4. Как реализуется программа обучения
Слайд 30Модули программы
Модуль 1: «Современные подходы к психотерапии кризисных состояний»
Модуль 2:
«Современные подходы к психотерапии невротических расстройств»
Модуль 3: «Психосоматическое заболевание как
объект психотерапии»
Модуль 4: «Основные подходы, методы и методики в психотерапии психосоматического заболевания»
Слайд 31Программа обучения
Теоретические вебинары приглашенных гостей и основных ведущих
Видеолекции
Озвученные слайды
Рабочая тетрадь
Самостоятельные
часы для рефлексии
Работа с пациентами и ее анализ
Представление проекта
Слайд 32
5. Что получат участники Программы?
Слайд 33Что получат участники?
Психотерапевтической модели кризисных состояний, невротических и психосоматических расстройств
Понимание
этой темы в современной психиатрии, клинической (медицинской) психологии и психотерапии
Исследование
собственных причин кризисов, невротических и психосоматических типов реагирования и как справляться…
Полезно любому человеку!
Психотерапевтические технологии
Слайд 34
6. Для кого Программа обучения?
Слайд 35Кому это показано? ))
Психотерапевту (врач и психолог), интересующемуся темой семинара
Сотрудникам
кафедр психологии и психотерапии
Врачам других специальностей
Психологам
Специалистам помогающих профессий
Людям с особыми
сложными интересными желаниями
Компетентностным преподавателям и тьютерам
Слайд 36Спасибо за внимание!
Приглашаем в программу
Слайд 37Контактная информация
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас
вопросы можно, позвонив нам по номеру +7 812 467-47-90 или
написав по адресу client@ipmp-spb.ru
Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».