Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Проф. А.П. Голубева
Слайд 2
Первая группа проблем
ОТСУТСТВИЕ КОНЦЕПЦИИ (СИСТЕМЫ ВЗГЛЯДОВ) УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ РЕФОРМ.
Слайд 3Здравоохранение, как отрасль мало подготовлена к социально-политическим и структурным преобразованиям
Не
решены проблемы здравоохранения во всей России:
Декларативность госгарантий получения медицинской помощи;
отсутствие эффективных механизмов финансового обеспечения программы;
Недостаточная (необоснованная) структурная эффективность
Слайд 4
Сеть больничных учреждений сократилась, в т.ч. в сельской местности на
36,9%, а в городах – на 19,1%.
Коечный фонд сократился (на
23,1%)
Обеспеченность населения койками уменьшилась со 130,5 до 103,5; в сельской местности 55,8 коек на 10 тыс. населения.
Уровень госпитализации принципиально не изменился и составляет более 22%.
Число операций, проведенных в стационарах, увеличилось на 20,6%.
Среднее число дней работы койки в году возросло с 289 до 318 дней (+10% ) .
Слайд 5
Средняя продолжительность пребывания больного в стационаре сократилась с 16,6 до
13,9 дня (-16,3% ).
Показатель больничной летальности принципиально не изменился и
составил 1,4%.
Число амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось на 2,4 тыс. ( - 12,5% ) и составило 16,5 тыс.
Число посещений на одного жителя уменьшилось с 9,5 до 8,9..
Число операций, проведенных в поликлиниках, увеличилось на 39,3%.
Число лиц, которым была оказана скорая медицинская помощь не изменилось и составило 51,5 млн. человек или 360,6 на 1000 нас.
Слайд 6Несовершенство подготовки и недостаточное использование стандартов и клинических рекомендаций.
Соотношение имеющихся
и потребных стандартов медицинской помощи
1. (1 класс) Некоторые инфекционные и
паразитарные заболевания. 50-0,5%
2. (2 класс) Новообразования 130-1%
3. (6 класс МКБ) Болезни нервной системы. 25-0,3%
4.(9 класс МКБ) Болезни системы кровообращения. 65-0.8%
5.(10 класс МКБ) Болезни органов дыхания. 35-0,5%
6. (11класс МКБ) Болезни органов пищеварения. 55-0,3%
7. Скорой медицинской помощи 60-0,7%
Слайд 7Не представлена четкая кадровая политика в отрасли.
- несоответствие нуждам здрав-ния
и общества по числу и качеству подготовки специалистов, отсутствует социальный
заказ на подготовку и повышение квалификации специалистов;
нет должного контроля за подготовкой специалистов со стороны кадровых служб и врачебных ассоциаций;
- Недостаточная преемственность между традиционным образованием и новациями.
Слайд 8
Процессы глобализации в России привели:
к чрезмерной специализации врачебных кадров;
необоснованному увеличению
числа вузов и медицинских факультетов;
получению единого сертификата специалиста врачами, имеющими
различный уровень подготовки (интерн, ординатор, практикующий врач);
к миграции кадров.
Слайд 9Вторая группа проблем
НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ КМП
1. Не
разработаны механизмы реализации отдельных положений и статей «Основ законодательства РФ
об охране здоровья граждан», не закреплена понятийная терминология по КМП.
2. Трудности адаптации общих для всех отраслей РФ Законов «О техническом регулировании», «О лицензировании» и др. для здравоохранения
Слайд 10
Третья группа проблем
МАЛАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УЛУЧШЕНИИ КМП
В настоящее время в отрасли здравоохранения не внедрены рыночные
механизмы и отношения. Нет конкуренции, ограничены свободы.
Четвертая группа проблем
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ СТРУКТУР, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В КМП.
Слайд 11
Пятая группа проблем
Недостаточное понимание и разные представления о
качестве услуг у производителей, потребителей медпомощи и инвесторов.
Нет полной
ясности с содержанием понятий:
«качество услуг»
(степень удовлетворения ожиданий; степень соблюдения предписанных требований и стандартов; соответствия услуг их стоимости и др.)
«государственная и бюджетная услуга»
Слайд 12Определения КМП.
способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности (ВОЗ).
Степень соответствия установленным
требованиям.
Процесс взаимодействия врача и пациента, обусловленный способностью:
выполнять медработниками медицинские технологии;
снижать
риск прогрессирования или возникновения нового заболевания;
рационально использовать ресурсы;
удовлетворять пациентов.
Совокупность результатов диагностики, лечения, реабилитации, профилактики и др. видов медицинской деятельности, определяемых установленными требованиями на основе современных достижений науки и практики.
(дополнительно 10 определений).
Слайд 13Характеристики КМП (индикаторы).
Результативность (effectiveness),
отношение достигнутого результата к максимально возможному,
основанному на использовании последних достижений науки и технологии.
Эффективность
(efficiency),
экономичность, измеряющая наиболее рациональное использование ресурсов, т. е. наименьшая стоимость медицинской помощи без снижения ее результативности.
Оптимальность (adequacy)
оптимальное соотношение затрат на здравоохранение и получаемых результатов в улучшении здоровья.
Приемлемость (acceptability) - удовлетворенность
соответствие оказанной помощи ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов и их родственников
Слайд 14
Законность (equinity)
соответствие социальным предпочтениям, выраженным в этических
принципах, законах, нормах и правилах.
Справедливость, беспристрастность (equity)
обоснованное
распределение медицинской помощи и льгот среди населения.
Преемственность и непрерывность (continuity)
степень соблюдения координации при оказании мед. помощи Обеспечение необходимого взаимодействия в процессе оказания мед. помощи.
Слайд 15
Доступность (availability)
наличие или отсутствие необходимых (потребных) видов
медицинской помощи.
Своевременность (timeliness)
применение мер, технологий, ресурсов, требуемых срочного
времени для осуществления
Адекватность (adequacy), обоснованность в документации
применение мер, технологий, ресурсов, соответствующих особенностям индивидуума, сложившейся ситуации при оказании медицинских услуг.
Безопасность (safety)
применение мер, технологий, не приводящих к негативным изменениям в здоровье.
Слайд 17МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ О ПРОБЛЕМАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Вызывает наибольшую тревогу:
Высокая стоимость лекарств (61%)
Увеличение
объема платной медпомощи (44.4%);
Недостаточное количество хорошо оснащенных ЛПУ;
Снижение качества медобслуживания
(16%);
Отсутствие правовой защиты пациентов, невнимательное и бездушное отношение медперсонала (12%)
Слайд 18ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ВРАЧЕЙ (поликлиник и стационаров) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И
КМП
Стационары
1.отсутствие правовой защищенности медработников при возникновении дефектов и ошибок -71%
2.
неудовлетворительное оснащение и обеспеченность – 70%
3. воздействие на лечебный процесс сторонних факторов- 56%
Слайд 19
воздействие на лечебный процесс сторонних факторов- 74%
2. неудовлетворительное оснащение и
обеспеченность – 73%
3. проблемы взаимодействия между подразделениями МО и др.
ЛПУ - 63%
4. отсутствие правовой защищенности медработников при возникновении дефектов и ошибок -44%
Слайд 21Структура дефектов и некачественной помощи
. Волгоградская обл. (по данным КЭК)
-организационные
(66.6%)
-лечебно-диагностические (технологические) -(10.8%)
2.Ярославская обл.(по данным бюро судмедэкспертиз)
- несвоевременная и неправильная
диагностика заболеваний
-невыполнение необходимого оперативного лечения соответствующего диагнозу
-небрежность в заполнении мед.документов, стандартность фраз и нерегулярность ведения
Слайд 22По данным негосударственного сектора г. Казани (Шайдуллина Л.И.2008г.)
Выявлено несоответствий (дефектов)
по причинам:
- недостаточный уровень профессиональной подготовки медицинских кадров – 28.9%
-
материально-техническая оснащенность – 23.2%
- организация медицинской деятельности -19%