Слайд 1Современные технологии работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей
Слайд 2Технология социальной работы — это последовательность деятельности, в результате которой
достигается поставленная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность
не является одноразовым актом воздействия, а представляет собой совокупный процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе.
К наиболее важным видам общих технологий социальной работы относятся:
социальная диагностика,
социальная профилактика,
социальная коррекция,
социальная адаптация.
Слайд 3Технология социальной диагностики – это комплексная система, включающая в себя
последовательность процедур и операций, направленных на определение и оценку состояния
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная профилактика представляет собой целенаправленную, сознательную, социально-организованную деятельность по предупреждению возможных психолого-педагогических, социальных, правовых и других проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне с помощью нейтрализации или устранения порождающих их причин.
Технология социальной коррекции – это объединенная последовательность процедур и операций, направленная на исправление отклонений в поведении и развитии детей на основе создания оптимальных условий и возможностей для раскрытия личностного потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в трудной жизненной ситуации.
Технология социальной адаптации – это объединенная последовательность процедур и операций, направленная на приспособление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе нормам и правилам поведения, окружающей их среде жизнедеятельности.
Слайд 4К частным технологиям социальной работы с детьми-сиротами можно отнести:
- арт-терапию,
- гарденотерапию,
- ортобиотику,
технологию волонтерства и другие.
Наиболее перспективными в
коррекционной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются методы, которые максимально приближены к практическим формам жизнедеятельности человека. Таким как: ортобиотика, гарденотерапия, волонтерство.
Слайд 5 Ортобиотика – наука о разумном образе жизни, изучающая технологию самосбережения
людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.
Виды деятельности технологии ортобиотики
является – двигательная активность, духовно-нравственные практики, работа с дыханием, коммуникативная деятельности, обсуждение, игра.
Модель деятельности ортобиотики, предполагает:
1. Позитивно направленную досуговую деятельность (например, путешествия, занятия изотворчеством, танцами, играми и другое), которая способствует формированию у детей-сирот сильных эмоций, оптимизируя психологические установки личности на преодоление различного рода жизненных препятствий.
2. Поощрение участия детей-сирот во всех видах досуговой деятельности, приносящих им радость, хорошее настроение, удовлетворение от полученных результатов.
3. Дифференцированный подход к подбору вида досуговой деятельности, учитывая специфичность потребностей детей-сирот.
Слайд 6Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической коррекции
при помощи приобщения детей-сирот к работе с растениями.
Технология волонтерства
- это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия.
Слайд 7Привлечение детей-сирот к волонтерскому движению решает одновременно несколько задач:
1. Позволяет
охватить этой работой достаточно большую аудиторию лиц из числа детей-сирот,
что важно при существенной потребности в оказании различных видов помощи нуждающимся лицам, дефиците специально подготовленных кадров социальных учреждений.
2. Сформировать устойчивые антидевиантные установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
3. Развить у себя чувство самоуважения и ответственности, повысить личностную самооценку.
4. Через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для личной и профессиональной жизни.
5. Личным участием повысить уровень качество волонтерского движения.
Слайд 8Правила технологии воспитательного процесса:
Определение объективных целей и задач воспитания;
Создание необходимых условий;
Выработка алгоритма достижения результатов;
Инструктирование и оказание
помощи.
Средства воспитания: труд, общение, слово, учение, искусство, спорт, игра, элементы социальной среды.
Методы воспитания: требования, перспектива, поощрения и наказания, общественное мнение, рефлексия.
Приемы: доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение и др.
Слайд 9 Современные воспитательные технологии
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой
игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД (коллективное творческое дело);
технология проведения учебных
дискуссий;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии и т.д.
Слайд 10Процесс психического развития ребенка ведется в системе трех взаимосвязанных категорий
- источника,
движущих сил и условий развития.
Частные явления психологического развития
должны рассматриваться в контексте понятия возраста.
Характеристика любого возрастного этапа складывается из:
- характеристики социальной ситуации развития ребенка,
- анализа типичных видов его деятельности,
- квалификации уровня развития его сознания и личности.
Слайд 11На первом году жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения:
ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.
Для ситуативно-личностного общения характерны:
1) взгляд в глаза взрослого;
2)
ответная улыбка на воздействие взрослого;
3) инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализация;
4) стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым.
Для ситуативно-делового общения характерны:
1) удовлетворение потребности не только в доброжелательном внимании, но и в сотрудничестве со взрослым;
2) ведущими мотивами становятся деловые, так как взрослый становится для ребенка как образец для подражания, эксперт по оценке умений, помощник, организатор и участник совместной деятельности;
3) в качестве средств общения помимо экспрессивно – мимических используются предметно – действенные операции.
Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста
Слайд 12Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, то есть
взаимодействие с предметным миром с помощью общественных выработанных способов употребления
предметов.
В тот же период, в 2-3 года начинает формироваться игра детей, связанная с отражением в ней деятельности взрослого.
Выдвижение на передний план предметных действий и игры приводит к усложнению потребности детей в общении со взрослыми.
Социально – психологические особенности детей – сирот младшего возраста
Слайд 13В младшем дошкольном возрасте ситуативно-деловая форма общения.
К пяти годам
складывается внеситуативно-познавательные мотивы общения.
Высшее достижение коммуникативной деятельности в дошкольном детстве
– внеситуативно-личностная форма общения, которая складывается к концу дошкольного возраста.
Социально – психологические особенности детей – сирот дошкольного возраста
Слайд 14Особенности детей от года до трех лет, воспитывающихся без родителей:
Пониженная
любознательность;
Отставание в развитии речи;
Задержка в овладении предметными действиями;
Эмоциональная нечувствительность в
отношении взрослого;
Отсутствие стремления к самостоятельности;
Отсутствие тенденции к партнерству в игровой деятельности;
Невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого и т.д.
Слайд 15Особенности дошкольников, воспитывающихся без родителей:
Проявление значительно большего интереса к взрослому,
чем это свойственно их сверстникам;
Особая потребность во внимании и доброжелательности
со стороны взрослых;
Сниженная инициативность в общении;
Психогенные реакции на условия воспитателя: плаксивость, подавленность, агрессивность, заторможенность или раздражительность и т.д.
Слайд 16Особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся без родителей:
Отклонения в интеллектуальной
сфере (задержка развития мышления, неразвитость саморегуляции и т.д.)
Специфические отклонения в
мотивационно-потребностной сфере (задержка развития образного мышления);
Недоразвитость произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.
Слайд 17Особенности детей в подростковом возрасте, воспитывающихся без родителей:
Искаженное представление о
самом себе (неадекватность самооценки);
Неадекватное реагирование на замечания;
Поверхностность чувств;
Осложнения в становлении
самосознания;
Искажения в общении со взрослыми;
Обостренная потребность во внимании и доброжелательности и, в тоже время, полная неудовлетворенность этой потребности;
Трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми;
Переживание по поводу своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека;
Агрессивные действия;
Изоляция;
Оппозиция;
Ложь и т.д.
Слайд 18Причины лжи у подростков:
Своеобразная защита при адаптации к окружающей среде;
Страх
наказания, желание избежать порицания, упреков, физического воздействия;
Желание побыть одному или
сделать так, как хочется самому.
Слайд 19Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям
социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной
средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.
Основные проблемы, требующие решения:
1) дефицит социализации и прежде всего слабое освоение основного репертуара семейных ролей;
2) низкий уровень коммуникативной культуры, препятствующий формированию социально адаптивных умений и навыков;
3) проблемы личностного характера, препятствующие социальной адаптации;
4) социально-правовая безграмотность.
Методы социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом возрастных особенностей
Слайд 20Наиболее эффективными формами и методами социальной адаптации детей-сирот является социально-культурная
деятельность в условиях социозащитных, образовательных и других организаций независимо от
форм собственности.
Слайд 21«Я - семьянин» Деятельность по данному направлению включает цикл тематических
занятий в форме бесед, лекций-диалогов, дискуссий, презентаций, ролевых, имитационных, интеллектуальных
игр, акций, экскурсий, презентаций.
«Я культурный человек» Формы работы: социально-педагогические и социально-психологические тренинги, дискуссии, эвристические беседы, перформанс, игротерапия, где игра выступает определенной сферой, в которой происходит налаживание отношений между подростками, а также с окружающим миром. Деятельность по данному направлению осуществляется педагогами-психологами в рамках «Коммуникативного тренинга», включающего активное слушание, вербальное и невербальное выражение, парное и групповое взаимодействие.
«Я - взрослый» По данному направлению реализуются тренинги «Развитие эмоционально-волевой сферы подростка» и «Мотивационный тренинг», цикл ролевых и имитационных игр и праздников, являющихся для воспитанников наиболее яркой формой самореализации, своеобразной формой успеха, средством повышения самооценки.
«Я - гражданин»
Слайд 22Задачи социализации отличаются на разных этапах жизни человека:
в младенческий
период - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности
и отчуждения;
в раннем возрасте - борьба за собственную независимость от взрослых и самостоятельность, против стыда и сильного сомнения в своих действиях;
в игровом возрасте - развитие активной инициативы и в то же время появления чувства вины и моральной ответственности за свои желания;
в период обучения в школе - получение навыков трудолюбия и умения общаться с орудиями труда, противопоставленное сознанию собственной неумелости и бесполезности;
в подростковом или раннем юношеском возрасте - приобретение чувства идентичности, это ключевая стадия, когда происходит первое цельное осознание себя и своего места в мире.
Слайд 24Этапы полоролевой социализации:
– формирование половой идентичности, осознание себя как представителя
того или иного пола, усвоение определенной системы ожиданий окружающих относительно
своего полоролевого поведения;
– выработка стереотипа полоролевого поведения, свойственного человеку как представителю определенного пола;
– выбор объекта полового влечения, поскольку полоролевое поведение в большей степени реализуется в межполовом взаимодействии.
Слайд 25Наиболее эффективные формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника
Социально-коммуникативное
развитие в режимных моментах:
ритуалы и традиции
условные сигналы
социальные дистанции.
Социально-коммуникативное
развитие в игровой деятельности
сюжетно-ролевые игры ;
коммуникативные игры;
игры с правилами.
Социально-коммуникативное развитие в организованной образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность;
Опытно-экспериментальные методы;
Коллективная деятельность.
Слайд 26Этапы проведения комплексной диагностики индивидуального психического развития ребенка, оставшегося без
попечения родителей
Этап 1: определение уровня общего физического и особенностей психического
развития ребенка, его социальной ситуации развития.
Этап 2: определение специфики коррекционно-реабилитационной работы:
6-8 лет – готовность к школьному обучению,
9-12 лет – сформированность учебной деятельности,
- подростковый возраст – личностное самоопределение.
Слайд 27Основные методы комплексной диагностики:
Изучение сопроводительной документации;
Изучение продуктов деятельности ребенка;
Наблюдение за
деятельностью и поведением ребенка.
Важная задача диагностики – выявление нарушений психического
развития. Схема патопсихологического исследования направлена на получение данных характеризующих:
познавательные процессы;
эмоционально-волевую сферу;
предречевое и речевое развитие;
- двигательное развитие.
Слайд 28Подготовительный период
при помещении ребенка в приемную семью:
первые ознакомительные разговоры
приемными родителями;
принятие решения начать знакомство между приемными родителями, родителями и
ребенком;
обмен информацией между приемными родителями и родителями ребенка, касающиеся самого ребенка;
знакомство родителей и ребенка с приемными родителями;
договоренности касательно сотрудничества между причастными лицами к судьбе ребенка;
установление контактов между ребенком и приемной семьей, установление рабочих отношений с куратором;
составление плана действий.
Слайд 29Вопросы для обсуждения с ребенком:
как он относится к помещению его
в приемную семью;
чувствует ли он, что может находиться в приемной
семье, не испытывая больших угрызений совести по отношению к своим родителям;
какими он видит контакты с родителями;
конфликты с родителями и возможное их разрешение;
обида на родителей и как справиться с этими чувствами и т.д.
Слайд 30Подготовка ребенка к переходу в новую семью
Цель: формирование положительного образа
взрослого в сознании ребенка и оптимизация развития его самосознания.
Задачи:
Снижение
тревожности и развитие базового доверия;
Формирование позитивной мотивации общения и развитие коммуникативных качеств;
Формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе;
Формирование навыков адекватного ролевого поведения в различных ситуациях.
Слайд 31Формы работы:
Социально-психологический тренинг – вид специально организованного обучения, подразумевающий активные
методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам
и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Консультирование:
индивидуальные консультации с детьми;
получение информации о потенциальных замещающих родителях посредством психолого-педагогической диагностики.
Слайд 32Этапы работы (блоки тренингов)
Знакомство. Правила работы в группе.
Работа с использованием
экспрессивных техник (Волшебное превращение кляксы или путешествие в страну «Я»).
Работа
в парах (Совместный рисунок или королевство кривых зеркал».
Моделирование позитивного образа другого человека (Комплименты).
Моделирование работы в группе (Наша группа).
Работа с агрессией (Игра «Лепешка»).
Ролевые игры и упражнения (Театрализованная игра).
Групповой рисунок семьи.
Слайд 33Знакомство. Правила работы в группе.
Задачи:
Знакомство участников группы.
Создание групповой атмосферы.
Формирование
позитивной мотивации общения.
Упражнения:
Снежный ком.
Имечко.
Вертушка.
Двенадцать стульев.
Мигалки.
Ладошки.
Угадай кто.
Щепка в реке.
Надувайся пузырь.
Почта.
Цели и
задачи:
Знакомство с участниками группы,
Формирование позитивного отношения к себе и другим,
Формирование позитивной мотивации общения,
Создание групповой атмосферы,
Развитие внимания к своему внутреннему состоянию,
Формирование уверенности в себе,
Развитие внимания к другим людям,
Развитие базового доверия,
Знакомство с вежливыми формами обращения.
Слайд 34Работа с использованием экспрессивных техник
Задачи:
Создание ситуации успеха.
Формирование позитивного самоотношения.
Упражнения:
Оживи
кляксу.
Рисование своего настроения.
Рисование отдельных эмоций.
Рисование несуществующего
животного.
Рисование с закрытыми глазами.
Цели
и задачи:
Снижение тревожности.
Создание ситуации успеха.
Слайд 35Работа в парах.
Задачи:
Научить детей взаимодействовать, договариваться и принимать участие
в совместной деятельности.
Эмоциональное самовыражение детей и общение через рисунок.
Упражнения:
Найди меня.
Зазеркалье.
Диалог
руками.
Автомобили.
Совместный рисунок.
Цели и задачи:
Формирование позитивной мотивации общения.
Создание групповой атмосферы.
Развитие внимания к другому человеку.
Развитие базового доверия.
Развитие лидерских качеств.
Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия.
Слайд 36Моделирование позитивного образа другого человека.
Задачи:
Оптимизация отношения к близким взрослым.
Формирование
положительного образа другого человека.
Обучение детей способам саморегуляции и самовыражения.
Упражнения:
Вертушка.
Снежный ком.
Волшебный
стульчик.
Я в лучах солнца
Скажи какой.
Цели и задачи:
Формирование позитивной мотивации общения.
Формирование позитивного отношения к себе и другому.
Формирование положительного образа другого человека.
Слайд 37Наша группа.
Задачи:
Создание условий для преодоления эгоцентризма и помощь в
осознании мнения других людей о себе.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие «эмоциональной» и
социальной компетенции.
Упражнения:
Игра Гюнтера Хорна
«Для всей семьи».
Техника «Групповой рисунок»
Цели и задачи:
Развитие эмоциональной и социальной компетенции.
Обучение детей совместной деятельности.
Развитие эмоциональной компетенции. Формирование коммуникативных навыков.
Слайд 38Работа с агрессией.
Задачи:
Проявление скрытой агрессии и ее социализация.
Развитие коммуникативных
качеств.
Упражнения:
Игра «Лепешка»
Цели и задачи:
Развитие эмоциональной и социальной компетенции.
Формирование коммуникативных навыков.
Социализация
агрессии.
Слайд 39Ролевые игры и упражнения.
Задачи:
Развитие коммуникативных качеств.
Формирование навыков ролевого поведения
в различных ситуациях.
Обучение способам самовыражения.
Упражнения:
Репка.
Теремок.
Колобок.
Волк и семеро козлят.
Гадкий утенок.
Сказка наоборот.
Цели
и задачи:
Формирование у детей представлений о дружбе и взаимопомощи.
Развитие коммуникативных качеств.
Выработка навыков ролевого поведения.
Формирование у детей представления о семье.
Выработка позитивного самоотношения и самопринятия.
Формирование воображения.
Слайд 40Групповой рисунок семьи.
Задачи:
Формирования у детей представления о семье.
Создание позитивного
образа родителя.
Упражнения:
Фотовыставка.
Набор открыток.
Групповой рисунок семьи.
Скажи какой.
Цели и задачи:
Формирование у детей
представления о семье.
Создание позитивного образа родителя
Обучение совместной деятельности со взрослыми и друг с другом.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие эмоциональной компетенции.
Создание позитивного образа родителя.
Формирование положительного образа семьи.
Слайд 41Игры и упражнения для завершения занятий