Слайд 1Современные типы урока в начальной школе
Слайд 2Уроки развивающего типа:
Уроки «открытия» нового знания;
Уроки рефлексии;
Уроки общеметодологической направленности;
Уроки контроля.
Слайд 3Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений
реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за
счёт включения в неё новых элементов.
Слайд 4Структура урока «открытия» нового знания:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности;
Этап актуализации пробного действия;
Этап выявления места и причины
затруднения;
Этап построения проекта выхода из затруднения;
Этап реализации построенного проекта;
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Слайд 5Цель этапа мотивации:
Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных
требований учебной деятельности.
Слайд 6
Мотивирование учебной деятельности
Предполагает осознанное вхождение учащегося в прост-ранство учебной деятельности
на уроке. С этой целью:
1) актуализируются требования к нему со
стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я – идеаль-ный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Слайд 7Цель этапа актуализации:
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней
потребности к построению нового способа действий.
Слайд 8Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На данном
этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного
действия, его осуществление и фиксация инд. затруднения. Этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) самостоятельное осуществление пробного учебного действия№
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 9Цель этапа выявления места и причины затруднения:
Осознание того, в чем
именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.
Слайд 10
Выявление места и причины затруднения
Учащиеся на этом этапе должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково)
место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 11Целью этапа построения проекта выхода из затруднения:
Постановка целей учебной деятельности
и на этой основе – выбор способа и средств их
реализации.
Слайд 12
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,
средство)
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят
цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 13Цель этапа реализации построенного проекта:
Построение учащимися нового способа действий и
формирование умений его применять при решении задач такого класса или
типа вообще.
Слайд 14Реализация построенного проекта
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный
вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ
действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Слайд 15Цель этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи:
Усвоение
учащимися нового способа действия.
Слайд 16Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе
учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают
типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Слайд 17Цель этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталонам:
Интериоризация нового
способа действия и исполнительская рефлексия (коллективное - индивидуальная), достижение цели
пробного учебного действия.
Слайд 18
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Используется индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово
сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 19 Эталон может быть представлен в разных видах:
Он должен грамотно
описывать сущность выполняемых преобразований;
Сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия»
нового знания, понятен им, является для них реальным инструментов решения задач данного типа.
Образец – реализация данного способа действия на конкретном примере.
Эталон для самоконтроля – реализация способа действия, соотнесенное с эталоном.
Слайд 20Цель этапа включения в систему знания и повторения:
Включение нового способа
действий в систему знаний, при этом – повторение, закрепление ранее
изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Слайд 21Включение в систему знаний и повторение
Выявляются границы применимости нового
знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается
как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 22Цель этапа рефлексии учебной деятельности на уроке
Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения границ и применения нового способа
действия.
Слайд 23Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе фиксируется новое
содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками
собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 24Уроки рефлексии
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
Этап актуализации и
пробного учебного действия;
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта
коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 25Цель этапа актуализации и пробного учебного действия:
Подготовка мышления учащихся
и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной
деятельности.
Слайд 26Цель этапа локализации индивидуальных затруднений:
Осознание места и причины собственных
затруднений в выполнении изученных способов действий.
Слайд 27Цель этапа целеполагания и построения проекта коррекции затруднений:
Постановка цели
коррекционной деятельности и на этой основе выбора способа и средств
их реализации.
Слайд 28Цель этапа реализации построенного проекта:
Является осмысленная коррекция учащимися своих
ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие
способы действий.
Слайд 29Для реализации цели этапа обобщения затруднений во внешней речи необходимо:
Организовать обсуждение типовых затруднений;
Зафиксировать учебное содержание, в котором были допущены
ошибки во внешней речи эталона.
Слайд 30Для реализации цели этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
необходимо:
Выполнить самостоятельную работу №2, включающую задания, которые на предыдущей
самостоятельной работе вызвали затруднения;
Оценить свои умения выполнять эти задания на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Слайд 31Для реализации цели этапа включения в систему знаний и повторения
необходимо:
Тренировать навыки использования способов действий, вызвавших затруднения совместно с
ранее изученным материалом (указать темы);
Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы);
Организовать повторное прохождение предыдущего этапа для тех учащихся, у которых возникли затруднения в коррекционной деятельности.
Слайд 32Для реализации цели этапа рефлексии учебной деятельности на уроке необходимо:
Зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке;
Оценить собственную
коррекционную деятельность с точки зрения достижения поставленных индивидуальных целей;
Зафиксировать не разрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;
Обсудить и записать домашнее задание.
Слайд 33Уроки общеметодологической направленности призваны:
Формировать у учащихся представления о методах,
связывающих изучаемые понятия в единую систему;
Формировать у учащихся представления
о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.
Слайд 34Уроки развивающего контроля:
Написание контрольной работы учащимися и её критериальное
оценивание;
Рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в
работе ошибок.
Слайд 35Формы организации уроков развивающего контроля
Самоконтроль;
Взаимоконтроль;
Педагогический контроль.
Слайд 36Основные требования к урокам развивающего контроля:
1 урок (проведение контрольной
работы):
Целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является выработка
на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, в данном случае речь идёт о норме контрольно- коррекционной деятельности.
Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.
Слайд 372 урок (анализ контрольной работы):
Цель этапа локализации индивидуальных затруднений является:
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе,
а также выявление места и причины собственных затруднений в выполненной контрольной работы.
Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности на этой основе - выбора способа и средства их реализации.
Целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Слайд 38Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление
способов действий, вызвавших затруднение.
Целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой
по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения.
Целью этапа включение в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Цель этапа рефлексии на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности. Осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно- коррекционной деятельности.
Слайд 39Типы нестандартных уроков
Уроки «погружения»;
Уроки - деловые игры;
Уроки -
пресс- конференции;
Уроки- соревнования;
Уроки КВН;
Уроки творчества;
Уроки- путешествия;
Уроки- экскурсии;
Уроки-«Поле чудес» и т.д.