Разделы презентаций


Психология: о бщее представление о психологии как науке

Содержание

Учебники:1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002.http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология: общее представление о психологии как науке

Психология: общее представление о психологии как науке

Слайд 2Учебники:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,

2002.
http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

Учебники:1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002.http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник.

Слайд 3Особенности психологии как науки (1)
«Предмет психологии – самый трудный из

всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению…» (Л.С. Выготский)
В

психологии объект и субъект познания сливаются
Психология – сравнительно молодая наука (1879 г.,
В. Вундт)
Психологию отличает особое место среди других наук

Классификация наук
Б.М. Кедрова






Особенности психологии как науки (1)«Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся

Слайд 4Особенности психологии как науки (2)
Современная психология носит многоотраслевой характер:
1)

общая психология
2) специальные отрасли психологии:
фундаментальные (социальная психология, психология развития,

нейропсихология, клиническая психология, зоопсихология, дифференциальная психология и др.)
междисциплинарные (психогенетика, психофизиология, психолингвистика и др.)
3) прикладные отрасли психологии (психология спорта, рекламы, управления, космическая психология, юридическая, педагогическая, политическая, психология искусства, труда и проч.).

Особенности психологии как науки (2)Современная психология носит многоотраслевой характер: 1) общая психология2) специальные отрасли психологии: фундаментальные (социальная

Слайд 5Особенности психологии как науки (3)
Плюрализм психологического знания

или

Психология отличается уникальными практическими следствиями: дает язык самоописания, возможности самопонимания и самоизменения
Психологизация культуры: широкое распространение психологических знаний
Ощущение легкости вхождения в психологическую науку
! Житейские психологические знания ≠ Научные психологические знания


Особенности психологии как науки (3)Плюрализм психологического знания

Слайд 6 Соотношение житейской и научной форм психологического знания
Житейские психологические знания
Фрагментарны
Приблизительны, расплывчаты
Конкретны
Внутренне

противоречивы
Приобретаются стихийно путем
накопления наблюдений
Интуитивный характер знаний
Передача знаний затруднена
Передача из «уст

в уста»
Объясняют распространенные в обыденной жизни факты и явления
Существуют в форме пословиц, поговорок, народных сказок, расхожих представлений «народной мудрости»


Научные психологические знания

Стремятся к систематизации
Система четких понятий
Обобщены
Целостный характер
Приобретаются с помощью научных методов
Рациональны и осознанны
Знания накапливаются и передаются
Передача с помощью социально нормированных технологий
Могут объяснить и практически не наблюдаемые в обыденной жизни явления
Существуют в форме научных понятий, гипотез, закономерностей

Соотношение житейской и научной форм психологического знания  Житейские психологические знанияФрагментарныПриблизительны, расплывчатыКонкретныВнутренне противоречивыПриобретаются стихийно путемнакопления

Слайд 7Связь научной и житейской психологии

Связь научной и житейской психологии

Слайд 8Проблема предмета психологии
Психология – наука о душе (от греч. psyche

- душа + logos – учение)
Термин «психология» введен немецкими схоластами

в 1590 г.
Окончательное утверждение термина – после выхода в 1732 г. книги Х. Вольфа «Рациональная психология»
Психология как самостоятельная наука – с 1879 г. (открытие В. Вундтом в г. Лейпциге экспериментальной психологической лаборатории)

Проблема предмета психологииПсихология – наука о душе (от греч. psyche - душа + logos – учение)Термин «психология»

Слайд 9Психология – наука о строении и закономерностях возникновения, развития и

функционирования психики в различных ее формах

Психология – наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах

Слайд 10Основные формы проявления психики
Познавательные (когнитивные) процессы: ощущение, восприятие, внимание, память,

мышление, воображение
Мотивационно-потребностные процессы: мотивы, потребности, стремления, цели, желания и др.
Эмоционально-волевые

процессы: эмоции, чувства, аффекты, настроение, воля и др.
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности, свойства личности
Самосознание (самооценка, самоотношение, Я-образ, Я-концепция и др.)
_____________
Взаимосвязь различных психических форм
Психические явления ≠ психологические факты
Основные формы проявления психикиПознавательные (когнитивные) процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображениеМотивационно-потребностные процессы: мотивы, потребности, стремления, цели,

Слайд 11Основные этапы развития представлений о предмете психологии (1)
Психология как учение

о душе
Психология как наука о явлениях сознания (конец XIX

- начало XX века)
Период «открытого кризиса» (10–30-е гг. XX века):
Гештальтпсихология – феноменальное поле
Бихевиоризм – поведение
Психоанализ – неосознаваемые процессы
Культурно-историческая психология – высшие психические процессы

Основные этапы развития представлений о предмете психологии (1)Психология как учение о душе Психология как наука о явлениях

Слайд 12Основные этапы развития представлений о предмете психологии (2)
4. Период «затухания»

борьбы психологических школ (30-50-е гг. ХХ века): размывание границ между

школами, изменение прежних направлений в психологии
5. Современный период развития психологии (60-е гг. до настоящего времени)
Появление новых направлений:
Гуманистическая психология – самоактуализация
Когнитивная психология – познавательные процессы


Основные этапы развития представлений о предмете психологии (2)4. Период «затухания» борьбы психологических школ (30-50-е гг. ХХ века):

Слайд 13Методы психологии

Методы психологии

Слайд 14Методы психологии: наблюдение
Наблюдение
Включенное – невключенное
Открытое – скрытое
Сплошное – выборочное
Структурированное –

произвольное
Полевое – лабораторное

Основной недостаток – субъективность (ошибка корреляции, ошибка контраста,

ошибка первого впечатления и т.д.)

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)

Методы психологии: наблюдениеНаблюдениеВключенное – невключенноеОткрытое – скрытоеСплошное – выборочноеСтруктурированное – произвольноеПолевое – лабораторноеОсновной недостаток – субъективность (ошибка

Слайд 15Методы психологии: эксперимент
Эксперимент









Лабораторный – естественный (квазиэксперимент)
Констатирующий – формирующий

Побочные переменные
Независимая
переменная


Объект исследования
Зависимая

переменная
Методы психологии: экспериментЭкспериментЛабораторный – естественный (квазиэксперимент)Констатирующий – формирующийПобочные переменныеНезависимая переменная Объект исследования Зависимая

Слайд 16Методы исследования
Экспериментальная модель ≠ корреляционная модель
Пример: Существует связь между самооценкой

и академической успеваемостью

Х У
Х У Х У Z
Расхождение вербального и реального поведения (Парадокс Лапьера, 1934 г.)
Эффект хиндсайта
Поль Лазарсфельд: результаты исследования американских солдат во время 2-й мировой войны:
У солдат с более высоким уровнем образования возникало больше проблем с адаптацией, чем у менее образованных
Южане легче, чем северяне, переносили жару островов Южного моря
Белые рядовые сильнее, чем чернокожие, стремились к продвижению по службе
Методы исследованияЭкспериментальная модель ≠ корреляционная модельПример: Существует связь между самооценкой и академической успеваемостью

Слайд 17Тест как метод психологического исследования
Тест –краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во

времени испытание, выполнение которого оценивается в количественных показателях и устанавливается

их соответствие нормам и стандартам
А. Бине и Т. Симон в 1905 г. создали тест для определения умственного развития детей
По содержанию:
тесты общих способностей: тесты интеллект и тесты на креативность
тесты специальных способностей
тесты личности
тесты достижений
По форме
индивидуальные и групповые
вербальные и невербальные
бланковые (тесты карандаш-бумага)
аппаратурные тесты
компьютерные


Тест как метод психологического исследованияТест –краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, выполнение которого оценивается в количественных

Слайд 18Тест Векслера
Субтест: Общая осведомленность
(29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний.

Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний)
Стимульный материал

1) Какого

цвета российский флаг?
2) Какой формы мяч?
3) Сколько месяцев в году?
4) Для чего используют термометр?
5) Сколько дней в году?
6) При какой температуре закипает вода?
7) Кто автор "Иллиады"?
8) Столица Италии?
9) Из чего получают резину?
10) Почему темная одежда теплее светлой?

Тест ВекслераСубтест: Общая осведомленность (29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний)

Слайд 19Проективные тесты
Проективные тесты – специальные техники для исследования тех особенностей

личности, которые в открытом поведении не проявляются и которые не

выявляются в самоотчетах испытуемых
Особенности проективных тестов:
неопределенность стимульного материала
«глухая» инструкция, цель не задается
отсутствие норм ответов
свобода выбора тактики
Примеры проективных тестов:
«Чернильные пятна» Г. Роршаха (1921 г.)
Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррей, 1938 г.)
Тест рисуночной фрустрации (методика Розенцвейга, 1944 г.)
Рисуночные методики: «Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др.
Методика незаконченных предложений

Проективные тестыПроективные тесты – специальные техники для исследования тех особенностей личности, которые в открытом поведении не проявляются

Слайд 20Чернильные пятна Роршаха

Чернильные пятна Роршаха

Слайд 21Чернильные пятна Роршаха

Чернильные пятна Роршаха

Слайд 22Чернильные пятна Роршаха

Чернильные пятна Роршаха

Слайд 23Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Слайд 24Рисованный апперцептивный тест (РАТ)

Рисованный апперцептивный тест (РАТ)

Слайд 25Рисуночные методики
Рисунок человека
Несуществующее животное (модификации – «злое животное», «счастливое животное»,

«несчастное животное»)
Рисунок семьи (модификации –
«кинетический рисунок семьи», «семья
животных»)
Красивый рисунок
«Нарисуй

себя»
«Четыре персонажа»
Рисунок дерева
«Три дерева»
«Дом – Дерево – Человек»


Рисуночные методикиРисунок человекаНесуществующее животное (модификации – «злое животное», «счастливое животное», «несчастное животное»)Рисунок семьи (модификации – «кинетический рисунок

Слайд 26Рисунок несуществующего животного

Рисунок несуществующего животного

Слайд 27Рисунок человека
Ф. Гуденаф, 1926 – для
исследования уровня
интеллектуального развития

детей
К. Маховер, 1949 – для
исследования личностных
особенностей

Инструкция: «Нарисуйте

человека
– всего, целиком. Постарайтесь
нарисовать как можно лучше – так,
как вы умеете»
Рисунок человекаФ. Гуденаф, 1926 – для исследования уровня интеллектуального развития детейК. Маховер, 1949 – для исследования личностных

Слайд 28Рисунок семьи

Рисунок семьи

Слайд 29Анализ случая

Анализ случая

Слайд 30Взаимодействие исследователя и испытуемого
Эффект инструкции
Добровольность / принудительность участия в исследовании.

Мотивы испытуемого
Эффект исследователя: его личность и деятельность
Типология отношений

участника исследования к исследователю [Mitchell, 1993; Zabielski, 2007]
Аффективное измерение: доброжелательность / недоброжелательность исследователя
Когнитивное измерение: наивность, неинформированность, некомпетентность исследователя / опытность, информированность, компетентность
Поведенческое измерение, обусловленное возможностями влияния исследователя на жизнь участника исследования: влиятельный – невлиятельный исследователь
Взаимодействие исследователя и испытуемогоЭффект инструкцииДобровольность / принудительность участия в исследовании.  Мотивы испытуемогоЭффект исследователя: его личность и

Слайд 31Варианты восприятия исследователя участником исследования
доброжелательный, компетентный, влиятельный исследователь – союзник-покровитель
доброжелательный,

компетентный, невлиятельный – объект доброго, уважительного отношения с оттенком сожаления

или снисходительности, потенциальный объект защиты
доброжелательный, недостаточно компетентный, невлиятельный исследователь – потенциальная жертва беззлобных розыгрышей
доброжелательный, влиятельный, но при этом наивный, недостаточно компетентный исследователь – потенциальная жертва манипуляций для получения тех или иных благ
недоброжелательный, некомпетентный, невлиятельный исследователь низкого статуса – "ищейка", потенциальный объект недобрых розыгрышей
недоброжелательный, некомпетентный, но влиятельный исследователь – потенциальная жертва недобрых манипуляций для получения тех или иных благ
недоброжелательный и невлиятельный, но компетентный исследователь – объект настороженного внимания
недоброжелательный, компетентный, влиятельный -"профессиональный шпион" в психике обследуемого


Варианты восприятия исследователя участником исследованиядоброжелательный, компетентный, влиятельный исследователь – союзник-покровительдоброжелательный, компетентный, невлиятельный – объект доброго, уважительного отношения

Слайд 32Спасибо!

Спасибо!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика