Слайд 1Психология:
общее представление о психологии как науке
Слайд 2Учебники:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,
2002.
http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.
Слайд 3Особенности психологии как науки (1)
«Предмет психологии – самый трудный из
всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению…» (Л.С. Выготский)
В
психологии объект и субъект познания сливаются
Психология – сравнительно молодая наука (1879 г.,
В. Вундт)
Психологию отличает особое место среди других наук
Классификация наук
Б.М. Кедрова
Слайд 4Особенности психологии как науки (2)
Современная психология носит многоотраслевой характер:
1)
общая психология
2) специальные отрасли психологии:
фундаментальные (социальная психология, психология развития,
нейропсихология, клиническая психология, зоопсихология, дифференциальная психология и др.)
междисциплинарные (психогенетика, психофизиология, психолингвистика и др.)
3) прикладные отрасли психологии (психология спорта, рекламы, управления, космическая психология, юридическая, педагогическая, политическая, психология искусства, труда и проч.).
Слайд 5Особенности психологии как науки (3)
Плюрализм психологического знания
или
Психология отличается уникальными практическими следствиями: дает язык самоописания, возможности самопонимания и самоизменения
Психологизация культуры: широкое распространение психологических знаний
Ощущение легкости вхождения в психологическую науку
! Житейские психологические знания ≠ Научные психологические знания
Слайд 6
Соотношение житейской и научной форм психологического знания
Житейские психологические знания
Фрагментарны
Приблизительны, расплывчаты
Конкретны
Внутренне
противоречивы
Приобретаются стихийно путем
накопления наблюдений
Интуитивный характер знаний
Передача знаний затруднена
Передача из «уст
в уста»
Объясняют распространенные в обыденной жизни факты и явления
Существуют в форме пословиц, поговорок, народных сказок, расхожих представлений «народной мудрости»
Научные психологические знания
Стремятся к систематизации
Система четких понятий
Обобщены
Целостный характер
Приобретаются с помощью научных методов
Рациональны и осознанны
Знания накапливаются и передаются
Передача с помощью социально нормированных технологий
Могут объяснить и практически не наблюдаемые в обыденной жизни явления
Существуют в форме научных понятий, гипотез, закономерностей
Слайд 7Связь научной и житейской психологии
Слайд 8Проблема предмета психологии
Психология – наука о душе (от греч. psyche
- душа + logos – учение)
Термин «психология» введен немецкими схоластами
в 1590 г.
Окончательное утверждение термина – после выхода в 1732 г. книги Х. Вольфа «Рациональная психология»
Психология как самостоятельная наука – с 1879 г. (открытие В. Вундтом в г. Лейпциге экспериментальной психологической лаборатории)
Слайд 9Психология – наука о строении и закономерностях возникновения, развития и
функционирования психики в различных ее формах
Слайд 10Основные формы проявления психики
Познавательные (когнитивные) процессы: ощущение, восприятие, внимание, память,
мышление, воображение
Мотивационно-потребностные процессы: мотивы, потребности, стремления, цели, желания и др.
Эмоционально-волевые
процессы: эмоции, чувства, аффекты, настроение, воля и др.
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности, свойства личности
Самосознание (самооценка, самоотношение, Я-образ, Я-концепция и др.)
_____________
Взаимосвязь различных психических форм
Психические явления ≠ психологические факты
Слайд 11Основные этапы развития представлений о предмете психологии (1)
Психология как учение
о душе
Психология как наука о явлениях сознания (конец XIX
- начало XX века)
Период «открытого кризиса» (10–30-е гг. XX века):
Гештальтпсихология – феноменальное поле
Бихевиоризм – поведение
Психоанализ – неосознаваемые процессы
Культурно-историческая психология – высшие психические процессы
Слайд 12Основные этапы развития представлений о предмете психологии (2)
4. Период «затухания»
борьбы психологических школ (30-50-е гг. ХХ века): размывание границ между
школами, изменение прежних направлений в психологии
5. Современный период развития психологии (60-е гг. до настоящего времени)
Появление новых направлений:
Гуманистическая психология – самоактуализация
Когнитивная психология – познавательные процессы
Слайд 14Методы психологии: наблюдение
Наблюдение
Включенное – невключенное
Открытое – скрытое
Сплошное – выборочное
Структурированное –
произвольное
Полевое – лабораторное
Основной недостаток – субъективность (ошибка корреляции, ошибка контраста,
ошибка первого впечатления и т.д.)
Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)
Слайд 15Методы психологии: эксперимент
Эксперимент
Лабораторный – естественный (квазиэксперимент)
Констатирующий – формирующий
Побочные переменные
Независимая
переменная
Объект исследования
Зависимая
переменная
Слайд 16Методы исследования
Экспериментальная модель ≠ корреляционная модель
Пример: Существует связь между самооценкой
и академической успеваемостью
Х У
Х У Х У Z
Расхождение вербального и реального поведения (Парадокс Лапьера, 1934 г.)
Эффект хиндсайта
Поль Лазарсфельд: результаты исследования американских солдат во время 2-й мировой войны:
У солдат с более высоким уровнем образования возникало больше проблем с адаптацией, чем у менее образованных
Южане легче, чем северяне, переносили жару островов Южного моря
Белые рядовые сильнее, чем чернокожие, стремились к продвижению по службе
Слайд 17Тест как метод психологического исследования
Тест –краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во
времени испытание, выполнение которого оценивается в количественных показателях и устанавливается
их соответствие нормам и стандартам
А. Бине и Т. Симон в 1905 г. создали тест для определения умственного развития детей
По содержанию:
тесты общих способностей: тесты интеллект и тесты на креативность
тесты специальных способностей
тесты личности
тесты достижений
По форме
индивидуальные и групповые
вербальные и невербальные
бланковые (тесты карандаш-бумага)
аппаратурные тесты
компьютерные
Слайд 18Тест Векслера
Субтест: Общая осведомленность
(29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний.
Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний)
Стимульный материал
1) Какого
цвета российский флаг?
2) Какой формы мяч?
3) Сколько месяцев в году?
4) Для чего используют термометр?
5) Сколько дней в году?
6) При какой температуре закипает вода?
7) Кто автор "Иллиады"?
8) Столица Италии?
9) Из чего получают резину?
10) Почему темная одежда теплее светлой?
Слайд 19Проективные тесты
Проективные тесты – специальные техники для исследования тех особенностей
личности, которые в открытом поведении не проявляются и которые не
выявляются в самоотчетах испытуемых
Особенности проективных тестов:
неопределенность стимульного материала
«глухая» инструкция, цель не задается
отсутствие норм ответов
свобода выбора тактики
Примеры проективных тестов:
«Чернильные пятна» Г. Роршаха (1921 г.)
Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррей, 1938 г.)
Тест рисуночной фрустрации (методика Розенцвейга, 1944 г.)
Рисуночные методики: «Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др.
Методика незаконченных предложений
Слайд 23Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Слайд 24Рисованный апперцептивный тест (РАТ)
Слайд 25Рисуночные методики
Рисунок человека
Несуществующее животное (модификации – «злое животное», «счастливое животное»,
«несчастное животное»)
Рисунок семьи (модификации –
«кинетический рисунок семьи», «семья
животных»)
Красивый рисунок
«Нарисуй
себя»
«Четыре персонажа»
Рисунок дерева
«Три дерева»
«Дом – Дерево – Человек»
Слайд 26Рисунок несуществующего животного
Слайд 27Рисунок человека
Ф. Гуденаф, 1926 – для
исследования уровня
интеллектуального развития
детей
К. Маховер, 1949 – для
исследования личностных
особенностей
Инструкция: «Нарисуйте
человека
– всего, целиком. Постарайтесь
нарисовать как можно лучше – так,
как вы умеете»
Слайд 30Взаимодействие исследователя и испытуемого
Эффект инструкции
Добровольность / принудительность участия в исследовании.
Мотивы испытуемого
Эффект исследователя: его личность и деятельность
Типология отношений
участника исследования к исследователю [Mitchell, 1993; Zabielski, 2007]
Аффективное измерение: доброжелательность / недоброжелательность исследователя
Когнитивное измерение: наивность, неинформированность, некомпетентность исследователя / опытность, информированность, компетентность
Поведенческое измерение, обусловленное возможностями влияния исследователя на жизнь участника исследования: влиятельный – невлиятельный исследователь
Слайд 31Варианты восприятия исследователя участником исследования
доброжелательный, компетентный, влиятельный исследователь – союзник-покровитель
доброжелательный,
компетентный, невлиятельный – объект доброго, уважительного отношения с оттенком сожаления
или снисходительности, потенциальный объект защиты
доброжелательный, недостаточно компетентный, невлиятельный исследователь – потенциальная жертва беззлобных розыгрышей
доброжелательный, влиятельный, но при этом наивный, недостаточно компетентный исследователь – потенциальная жертва манипуляций для получения тех или иных благ
недоброжелательный, некомпетентный, невлиятельный исследователь низкого статуса – "ищейка", потенциальный объект недобрых розыгрышей
недоброжелательный, некомпетентный, но влиятельный исследователь – потенциальная жертва недобрых манипуляций для получения тех или иных благ
недоброжелательный и невлиятельный, но компетентный исследователь – объект настороженного внимания
недоброжелательный, компетентный, влиятельный -"профессиональный шпион" в психике обследуемого