Слайд 2Культура начала XX века
Начало XX века – «серебряный век» (культурный
ренессанс, эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов)
1. Просвещение,
издательское дело
Система образования
Начальная ступень: церковно-приходские школы, народные училища
Средняя ступень: классические гимназии, реальные и коммерческие училища
Высшая школа: университеты, институты
Для рабочих – воскресные школы, рабочие курсы
Слайд 3Развитие периодической печати и издательской деятельности
Начало века: 125 легальных газет
После
первой русской революции: 1100 ежедневных газет
По количеству издаваемых книг Россия
занимала 3-е место в мире после Германии и Японии
Слайд 5И.П. Павлов,
физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений
о процессах регуляции пищеварения, нобелевский лауреат 1904г.
И.И. Сикорский, пассажирский самолет
«Илья Муромец», 1914г.
Слайд 6На начало XX века приходится расцвет русской религиозной философии:
Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, П.Б. Струве,
В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк
1909г.
– издание сборника «Вехи»:
- революция – угроза будущему России;
призывали к социальному компромиссу;
-выдвигали идею духовного очищения личности
Слайд 73. Литература
В литературе продолжает развитие критический реализм: Л.Н. Толстой, А.П.
Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, В.В.
Вересаев, А.М. Горький
Новые литературные течения – символизм: Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, А. Блок, А. Белый.
Футуризм: В.Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак, В. Маяковский.
Акмеизм: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Новокрестьянская поэзия: Н.Клюев, С.Есенин
Слайд 84. Живопись. Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в
искусстве конца 19 столетия – 1910-х годов.
Искусство, «питающееся фантазией»
М.А.
Врубель «Демон сидящий»
Слайд 9Н.К. Рерих «Заморские гости»
Слайд 10И. Грабарь «Февральская лазурь». 1904г.
Слайд 11Импрессионизм в русской живописи
К.А. Коровин «Портрет Ф.И. Шаляпина»
Слайд 12«Мир искусства» – объединение художников, просуществовавшее до 1924г., искавшее новые
пути в искусстве
А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере,
С.П. Дягилев
Оформляли театральные спектакли Художественного театра и «Русских сезонов» в Париже
Слайд 13Е.Е. Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском селе. 1905г.
Слайд 14В 1910-е гг. появляются направления русского авангарда: П.П. Кончаловский, А.В.
Лентулов, В.В. Кандинский, К.С. Малевич
Группы «Бубновый валет», «Ослиный хвост»
А.В. Лентулов
«Москва»
Слайд 15К.С. Малевич «Черный квадрат»
В.В. Кандинский «Казаки»
В.В. Кандинский «Композиция№4»
П. Филонов «Крестьянская
семья»
Слайд 16К. Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912
Слайд 175. Театр
1898г. – открытие Художественного театра в Москве, основатели К.С.
Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
1904г. – открытие в Санкт-Петербурге Городского театра,
созданного В. Комиссаржевской
Выдающиеся представители русской вокальной школы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова
Балет: М.Ф. Кшесинская, А. Павлова, В. Нижинский
Композиторы: С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин
Слайд 18Б. Кустодиев «Портрет Ф. Шаляпина», 1920г.
Слайд 196. Архитектура
Господствует модерн:
свободная планировка;
-подчеркнутая индивидуализированность зданий;
-отказ от симметрии;
-единый орнаментальный
ритм;
-образно-символический замысел
Ф.О. Шехтель –
здание Ярославского
вокзала в Москве, 1902-1904гг.
Слайд 20Ф.О. Шехтель
Особняк З.Морозовой, жены купца, мецената С. Морозова
1893-1898гг.
Музей-квартира А.
М. Горького, построен Ф. Шехтелем в 1902 г. для С.
Рябушинского
Слайд 21В 1892г. П. Третьяков передал свою художественную галерею в дар
городу Москве. В 1893г. состоялось официальное открытие музея под названием
«Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё 1851 году. В 1902—1904 годах появился знаменитый фасад, разработанный архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.
Слайд 227. Кинематограф
1908г. – первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька
Разин»)
А.А. Ханжонков «Оборона Севастополя», «1812 год»
Звездами русского кино считались Вера
Холодная и Иван Мозжухин
Слайд 23Культура 1920-1930-х гг. XX века
К концу 1918г. В основном завершилась
национализация крупных библиотек, музеев, театров.
Наркомат до 1929г. возглавлял А.В. Луначарский.
Главная
составляющая периода 1918-1929гг. – «культурная революция» - создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование социалистической интеллигенции, утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры.
1922г. - создание пионерской организации
1924г. – создание комсомола (ВЛКСМ)
Слайд 24После Гражданской войны – массовая эмиграция, в основном – интеллигенция:
А.И. Куприн, И.А. Бунин, Е.И. Замятин, ДС. Мережковский
Просвещение.
14 августа 1930г.
– в стране всеобщее обязательное начальное обучение, в городах – неполное среднее.
В систему профессионально-технического образования входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ) на базе начальной школы и техникумы.
С 1919г. Стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки)
К концу 1930-х гг. создали 1800 НИИ
Слайд 26В системе ОГПУ-НКВД появились специальные конструкторские бюро, в которых трудились
заключенные. В подобных условиях создавали самолеты А.Туполев, В.М. Петляков и
другие.
Вершина политической науки – «Краткий курс ВКП(б)» 1938г. Данное в нем толкование истории России с конца XIX века стало обязательным.
Слайд 273. Художественная литература
Осенью 1917г. Возникло движение Пролеткульт, в котором начинали
свою деятельность кинорежиссеры С. Эйзенштейн, И. Пырьев, Г. Александров.
Основные литературные
группировки:
«Серапионовы братья» (М. Зощенко, К. Федин)
«ЛЕФ» (В. Маяковский, Н. Асеев)
РАПП (М.Шолохов, А. Фадеев)
В 1932г. Ликвидированы писательские организации – были созданы Союз советских писателей, Союз советских архитекторов, Союз композиторов СССР.
Слайд 28Главный творческий метод – «социалистический реализм» – сочетание художественных произведений
с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма.
Под
предлогом борьбы с формализмом начались гонения на неугодных писателей, композиторов, художников – Д. Шостаковича, Б. Пастернака, И. Бабеля, А. Платонова, С. Есенина, А. Ахматову, М. Булгакова и др.
Расцвет детской литературы: В. Маяковский, К Чуковский, С. Михалков, А. Барто, А. Гайдар и др.
Слайд 294. Театральное и музыкальное искусство. Кино.
После революции возникают новые театры
– театры Мейерхольда, Вахтангова, им. Моссовета.
Кино придавалось важное значение как
наиболее доступному способу пропаганды:
С. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925г.),
В. Пудовкин «Мать» (1926г.)
Кинокомедии о счастливой советской жизни: режиссер Г. Александров, в главных ролях Л. Орлова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»
Радио: выступления вождей, песни-марши «Широка страна моя родная» (слова В.Лебедев-Кумач, музыка И. Дунаевского)
Балет: Г. Уланова, О. Лепешинская
Слайд 305. Изобразительное искусство. Скульптура
С 1918г. Начинается эпоха плаката
Д. Моор «Ты
записался добровольцем?»
В годы Гражданской войны возникли «Окна сатиры РОСТА(Российское телеграфное
агенство)»
Д. Моор. Помоги. 1921. Плакат
Слайд 31Историко-революционная тематика:
К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», И. Бродский серия портретов В.Ленина
Действовали
группы художников :
АХРР (Ассоциация художников революционной России) (А. Герасимов, Б.
Иогансон)
ОСТ (общество художников-станковистов) (А. Дейнека, Ю. Пименов)
Слайд 33
Скульптор И. Шадр «Булыжник – орудие пролетариата. 1905г.» (1927г.); В.
Мухина 1937г. – скульптурная группа «Рабочий и колхозница»
Фактически под запретом
оказались художники-авангардисты П. Филонов, К. Малевич
Слайд 346. Архитектура
-экономичность в решении планов;
-простота;
-лаконичность.
Строительство клубов, домов культуры, домов для
рабочих.
С середины 1920-х гг. – промышленное строительство (Волховская ГЭС, Днепровская
ГЭС)
1930-е гг. – жилищное строительство.
1935г. – открыто Московское метро
Снос церквей и храмов (1931г. – Храм Христа Спасителя)
Слайд 35Мавзолей Ленина у Кремлёвской стены. Архитектор А. В. Щусев. 1924-1930гг.
Слайд 36Культура в годы Великой Отечественной войны
Многие писатели и поэты стали
военными корреспондентами – К. Симонов («Дни и ночи», стихотворение «Жди
меня»), А. Сурков (стихотворение «Землянка»), А. Твардовский (поэма «Василий Теркин»), М. Шолохов («Они сражались за Родину»), А. Фадеев («Молодая гвардия») и др. На войне погиб А. Гайдар, один из авторов «Золотого теленка» Е. Петров, казнен в плену татарский поэт М. Джалиль
Поэтесса блокадного Ленинграда Ольга Берггольц «Февральский дневник», «Ленинградская поэма».
Артисты: Л.Русланова, К. Шульженко, Л. Утесов, А. Райкин, С. Лемешев
Огромной популярностью у бойцов пользовались фронтовые театры.
Осень 1941г. – в Алма-Ате на базе «Ленфильма» и «Мосфильма» была создана объединенная киностудия («Два бойца» (реж. Л.Луков), «В шесть часов вечера после войны» (реж. И. Пырьев)
1942г. –документальный фильм «Разгром немцев под Москвой» (премия Оскар)
Символом борьбы стала песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)
Посвящение блокадному Ленинграду - Седьмая симфония Д. Шостаковича
Слайд 37Плакатное искусство:
Окна ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза):
Художники Кукрыниксы( М.
Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) «Потеряла я колечко», И. Тоидзе
«Родина-мать зовет!»
Слайд 38«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941
Кукрыниксы.
«Конец. Последние часы в ставке Гитлера». 1947-48гг.
Слайд 39А. Дейнека «Оборона Севастополя», 1942
Слайд 40П. Корин «Александр Невский». Часть триптиха. 1942
Слайд 42Культура в первые послевоенные годы
Война нанесла колоссальный ущерб. Были разрушены
и потеряны многие памятники культуры – Янтарная комната, дворцово-парковый ансамбль
Петергофа и др.
К началу 1950-х гг. завершился переход на всеобщее семилетнее обучение.
Началось восстановление разрушенных памятников культуры.
Август 1946г. – постановление ЦК ВКПБ(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтессу А.Ахматову и сатирика М. Зощенко исключили из Союза писателей
1948г. – сессия ВАСХНИЛ академик Т. Лысенко и его сторонники подвергли гонению генетиков и биологов-«менделистов», были запрещены также кибернетика, социология.
Открываются институты атомной энергии, ядерных проблем, точной механики и т.д.
Новый вид архитектурных памятников - мемориальные комплексы – Некрополь советских воинов в Трептов-парке в Берлине
На рубеже 1940-1950-х гг. началось высотное строительство в Москве – комплекс Московского университета – помпезно-монументальный стиль для прославления существующего строя.
Слайд 43«Сталинские высотки» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце
1940-х— начале 1950-х гг. годов.
Главное здание МГУ на Воробьёвых
горах
Выстроено 1953гг. (архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.В. Хряков, В. Насонов). Является центром огромного комплекса Московского университета
Слайд 44Культура в 1950-1970-е годы
«Оттепель» в культурной жизни общества:
1957г. – Московский
международный фестиваль молодежи.
Реабилитация осужденных в 1930-е гг. деятелей литературы и
искусства (В. Мейерхольд, И.Бабель и др.). Публиковались стихи Ахматовой, рассказы Зощенко, произведения Ильфа и Петрова.
Наступление на русскую православную церковь – с 1959г. массовое закрытие храмов, монастырей.
В 1958 г. началась школьная реформа – обязательное 8-летнее образование
С 1957г. – началось создание Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске
В 1956г. – в городе Дубна (под Москвой) был организован Объединенный институт ядерных исследований
Руководители работ в сфере атомной энергетики и ядерного оружия – А.Александров, И. Курчатов, Ю. Харитон, главные конструкторы ракетной техники – С. Королев, В. Бармин, М. Янгель.
Был построен космодром «Байконур», первый атомный ледокол «Ленин»
Слайд 45Первый искусственный спутник Земли, 1957г.
Первый атомный ледокол «Ленин», 1959г.
Слайд 46«Оттепель» в культурной жизни общества:
Новые журналы «Москва», «Наш современник», «Юность»,
«Нева» и др.
Новые театры «Современник», «Театр на Таганке» и др.
Писатели:
В.Аксенов, В.Астафьев, В.Дудинцев, Ю.Бондарев, Д.Гранин, В.Шукшин, А.Солженицын
Поэты: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский
Режиссеры театра – О.Ефремов, Г.Товстоногов, Ю.Любимов - и кино – Г.Данелия, Э.Рязанов «Карнавальная ночь», М. Калатозов «Летят журавли», Г.Козинцев «Гамлет», С.Ростоцкий «А зори здесь тихие», комедии Л.Гайдая
С 1957г. Регулярные встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями культуры, где подвергалось критике все, что не вписывалось в официальную идеологию
В архитектуре продолжилось строительство мемориальных комплексов – мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище, комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде
Художники – Илья Глазунов, Александр Шилов
Скульпторы – Э.Неизвестный, М.Аникушин
Слайд 47Пискаревское мемориальное кладбище. На месте массовых захоронений жителей блокадного Ленинграда
и воинов-защитников города в 1945 – 1960 гг. по проекту
арх. А.В. Васильева и Е.А. Левинсона был возведён мемориальный комплекс.
Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 9 мая 1960 г.
В братских могилах покоятся 420 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, 70 тыс. воинов – защитников Ленинграда.
Фигура «Мать-Родина» (скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит) на высоком постаменте четко читается на фоне бескрайнего неба. Её поза и осанка выражают строгую торжественность, в руках – гирлянда из дубовых листьев, оплетённых траурной лентой. Кажется, что Родина, во имя которой люди принесли себя в жертву, как бы возлагает на могильные холмы эту гирлянду. Мемориальная стена-стела завершает ансамбль. В центре стелы – эпитафия, написанная Ольгой Берггольц. Особую силу имеет строка «Никто не забыт и ничто не забыто».
Слайд 48«Родина –Мать зовет» композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Скульптор
Вучетич. 1959 -1967гг. Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Волгоград.
Слайд 49Александр Шилов. Портрет Оленьки. 1981.
Слайд 50Александр Шилов. Русская красавица. 1992.
Слайд 51Илья Глазунов. Великий эксперимент. 1990г.
Слайд 52Э.Неизвестный. Надгробный памятник Н.С. Хрущеву
М.Аникушин. Памятник А.С. Пушкину
Слайд 53Культура в 1980-2000-е годы
С конца 1986г. Начали печатать литературные произведения,
ранее недоступные: «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» Б.Дудинцева, «Жизнь и
судьба» В.Гроссмана, «Зубр» Д.Гранина и др.
Огромную роль в раскрепощении умов сыграла пресса: журналы «Новый мир», «Огонек», газеты «Аргументы и факты», «Московские новости», телепередачи «Взгляд», «600 секунд» и др.
В 1988г. – торжественно празднуют 1000-летие Крещения Руси
С началом перехода к рыночной экономике на смену советской модели культуры приходит новая – рыночная модель, характеризующаяся деидеологизацией, коммерциализацией, низким качеством массовой культуры, в 2000-е гг. – огромно влияние на культуру сети Интернет.
В 1990-е резкое сокращение финансирования культуры и науки – были свернуты многие фундаментальные исследования, закрылись многие НИИ, многие ученые уехали за границу.
Слайд 54К началу 2000-х гг. вырастает число коммерческих вузов. В 2003г.
Россия присоединилась к Болонскому процессу, взяв обязательства соответствовать европейским образовательным
стандартам в сфере высшего образования.
В литературе усиливается популярность постмодернизма – протест против общества потребления (С.Довлатов, В.Пелевин).
Мировое признание получил оперные певцы Д.Хворостовский, А.Нетребко и др.
В 1990-е бурно развивалась молодежная музыкальная культура, произошло отчуждение от национальной культуры, роль книг, музеев, театров значительно уменьшилась.
Отсутствие в 1990-е гг. государственной поддержки кинематографа привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Доминируют западные фильмы.
В конце 1990-х возродился Московский Международный кинофестиваль.
Слайд 55И. Глазунов «Раскулачивание». 2010г.