Слайд 1
Учебно-методическая литература
1.Русский язык и культура речи. Под редакцией В.И. Максимова.
М., 2006.
2. Культура русской речи. Учеб. пособие для вузов. под
ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.1998. – 549 с.
3. Аннушкин В. И., Риторика. Учебное пособие. Пермь, 1994.
4. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978.
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2008.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Р./Д, 1999.
7. Голуб И. Б. Культура письменной и устной речи. М., 2010. – 264 с.
8. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010. – 944с.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2011 -736 с.
10. Маслов В. Г. Культура русской речи. Уч. пос. М., 2010 -160с.
11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.,1996 – 208 с.
12. Русский язык и культура речи. Под ред. В.Д. Черняк. М., 2002. – 509 с.
13. Розенталь Д.Е.,Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка М.,1985.-704с
Слайд 2СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 3
План
1.Русский язык и культура речи: цели, задачи и содержание курса.
2.
Компоненты культуры речи.
3.Основные функции языка.
4. История становления современного русского литературного
языка.
5. Понятие «современный русский литературный язык»: языковедческие особенности и закономерности развития языка.
Слайд 4
«…В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю
жизнь надобно учиться своему природному»
Н.М. Карамзин
Слайд 5Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка
(правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать
выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Слайд 6
повысить уровень практического владения языком в разных сферах общения, но главным
образом в учебно-профессиональной;
способствовать формированию и развитию навыков и умений речевой
культуры,
расширить общегуманитарный кругозор, необходимый для полноценного развития личности.
Слайд 7 укрепить общую грамотность, овладеть нормами современного русского литературного языка;
научиться
строить высказывания (тексты) в научной и деловой сферах общения;
понять,
с одной стороны, роль русского языка в современном мире, а с другой – осознать себя как представителя великой культуры.
Слайд 8 1. Владею ли я всеми ресурсами языка, которые необходимы мне
для взаимодействия с другими людьми в разных сферах общения?
2. Чему мне
нужно научиться, чтобы сформировать, развить, усовершенствовать мои языковые способности?
Слайд 9Чтобы что-то усвоить, надо
знать,
уметь,
творить,
хотеть!
Слайд 10Хотеть!
Без этого невозможно приобретать знания, невозможно осуществить переход к самообразованию.
Не забывайте об этом!
Слайд 11Признаки правильной речи
1. Богатство речи - большой объем активного словаря,
разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций
2. Точность речи -
выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и содержание
3. Для создания выразительности речи используют специальные языковые средства, в наибольшей мере соответствующие условиям и задачам общения
Слайд 12Компоненты культуры речи
1. Нормативный аспект – соблюдение норм литературного языка
2.
Коммуникативный аспект – владение функциональными разновидностями языка, учитывая условия общения,
выбор и организация речевых средств
3. Этический аспект – знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
Слайд 13«Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, состоящее из 10 букв.
1.Первая
буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в
озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в рецепте.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти.
Слайд 15Язык – это некий код, универсальная естественная знаковая система, которой
пользуются в обществе при получении информации и обмене ею.
Слайд 16Основные функции языка
Вторая
основная
.
Первая
основная
Третья
основная
когнитивная,
означающая, что язык– важнейшее средство получения новых знаний.
коммуникативная, означающая
, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. коммуникации.
эмоциональная, побудительная, выражающая отношение автора речи к ее содержанию и оказывающая воздействие на слушателя.
Слайд 17Другие функции языка
мыслеформирующая, так как язык не только передает мысль,
но и формирует ее;
аккумулятивная – это функция хранения и передачи
знаний о действительности;
фатическая или контактоустанавливающая функция – функция создания и поддержания контакта;
конативная функция – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием
Слайд 18
апеллятивная функция – функция призыва, побуждения к тем или иным
действиям;
эстетическая функция – функция эстетического воздействия;
метаязыковая функция или речевой
комментарий – функция истолкования языковых фактов.
Слайд 19 обеспе´чение апостро´ф
асимметри´я балова´ть,
кварта´л ску[шн]о
шоферы договоры
«Давайте говорить правильно!»
Слайд 20Русский язык –
язык русской нации.
Нация (от лат.: племя,
народ) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на общности территории,
экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера.
Слайд 21Историческая справка
По происхождению русский язык принадлежит к восточнославянской группе славянской
ветви индоевропейской семьи языков.
Слайд 22
Три этапа становления
Первый этап был связан с выделением восточнославянских племен
из общеславянского единства. На основе общеславянского языка образовались восточнославянские, западнославянские
и южнославянские языки.
Восточнославянская группа определилась к VI веку н.э., то выделение русского языка произошло лишь к XIV веку.
Слайд 23
Вторым этапом считается время распада древнерусского языка и возникновение
языка русской народности, происходивших в период c XIV по XVII
век.
Слайд 24Третий этап – это период формирования и развития собственно национального
русского языка, берущий начало со второй половины XVII века и
продолжающийся по настоящее время.
Слайд 25Первый этап формирования русского языка был ознаменован принятием христианства (988-989
гг.), распространением церковных книг, которые пересылались из Болгарии и были
написаны на старославянском языке, возникшем в результате переводов Кириллом и Мефодием греческих книг на южнославянский диалект.
Именно этот язык был первым письменным языком славян, живших в IX-XI веках.
Слайд 26
:
Второй этап характеризуется возвышением Москвы, ставшей столицей единого государства. В
это время закрепляются формы устной и письменной московской речи.
Начинается период перерастания русской народности в нацию, который завершается ко второй половине XVII века.
Слайд 27Третий этап связан с деятельностью Петра I, М.В. Ломоносова, А.С.
Пушкина и многих других выдающихся деятелей отечества, которые сыграли большую
роль в развитии русского языка.
Благодаря их деятельности язык подвергается обработке и нормализации, обогащается в результате создания великой русской литературы и становится высшим проявлением русского национального языка.
Слайд 28Литературный язык
– это письменно закрепленная форма существования языка, которая характеризуется
обработанностью и наличием строгих норм.
Литературный язык воспринимается нами как образцовый.
Слайд 29Общенародная форма языков
Просторечие
разновидность языка, не подчиняющаяся общим правилам
и территориально
не ограниченная
(ехай, хочут, мéлочей, взяла).
Диалект
разновидность языка,
которая характерна для определенной территории и сохраняет свои фонетические, грамматические
и лексические особенности.
Жаргон
разновидность речи, свойственная определенной социальной группе людей, объединенных родом деятельности, профессией, общими интересами.
Слайд 30
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое язык? Какую роль он
играет в жизни человека?
2. Каковы основные и второстепенные функции языка?
3.
Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»?
4. Каковы основные особенности русского языка, отличающие его от других языков?
5. Каков международный статус современного русского литературного языка?
6. Каковы закономерности (тенденции) развития современного русского литературного языка?