Слайд 2Психология развития –
отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности
психического развития человека в онтогенезе
Слайд 3
Открытие детства: исследования
Ф. Арьеса (1914-1984)
До XII века искусство
не обращалось к детям
К XIII веку появляется несколько детских типов:
ангел, младенец Иисус, обнаженный ребенок (аллегория души)
В XV веке появляются два новых типа изображения ребенка: портрет и путти (маленький обнаженный мальчик)
В XVI веке появление портрета умершего ребенка
В XVII веке портреты детей становятся многочисленными; семейные портреты группируются вокруг ребенка; появляется интерес к детям, их манерам, языку; появляются новые имена (карапуз, кроха и др.)
Слайд 4КОППО ДИ МАРКОВАЛЬДОР Мадонна с младенцем на троне (1225-1230)
Слайд 5Арьес Ф. «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке», 1999
XIII
– XVII вв. – «открытие детства, детского тела, детских манер
и речи»
Слайд 6Ключевые понятия психологии развития
Онтогенез – отрезок жизни отдельного индивида от
рождения до смерти
Развитие – закономерное изменение явления или процесса во
времени, выраженное в качественных и/или структурных преобразованиях
«Развитие» ≠ «рост», «созревание», «научение», «социализация» и др.
Слайд 7Центральные проблемы онтогенеза
Проблема факторов развития: природа или воспитание?
Проблема характера
развития: непрерывность или прерывистость?
Проблема природы объекта развития: активность или пассивность
человека?
Проблема универсальности развития: развитие имеет одно направление или несколько?
Слайд 11Кризисы детства
Кризис новорожденности
Кризис одного года
Кризис трех
лет
Кризис семи лет
Подростковый кризис
Слайд 12 Кризис трех лет
Негативизм
Упрямство
Своеволие
Протест-бунт
Обесценивание
взрослых
Деспотизм
Слайд 13Нормативные кризисов взрослости
Симптомы кризиса:
Эмоциональные проявления (переживания тупика, тревожности, дискомфорта, пониженного
настроения, неуверенности в себе, опустошенности, рутины, монотонности и т.д.)
Снижение уровня
удовлетворенности жизнью
Изменение временной перспективы (концентрация на тревожно-неопределенном, бесперспективном будущем; поглощенность прошлым и др.)
Изменение отношений с окружающими («нарушение доверительности отношений», «меня не понимают», «прилипчивость», стереотипизация, избегание)
Слайд 14Нормативные кризисы взрослости
Кризис юности (17–22 года) – кризис рождения (переход
в новую общность) –«отрыв от родительских корней»
Кризис молодости (27–33 года)
– кризис
развития – «коррекция жизненного плана»
Кризис взрослости (40–45 лет) – «кризис середины жизни», «десятилетие роковой черты» (35–45 лет) – кризис ценностей
Кризис зрелости (55 – 60 лет) – «время подведения итогов»
Слайд 15Центральные линии развития
Когнитивное развитие
Психосоциальное развитие
Личностное развитие
Слайд 16Когнитивное развитие в период взрослости
Диалектическая стадия развития интеллекта
(К.
Ригель)
Суть когнитивного развития в период взрослости заключается в гибком использовании
интеллекта (К. Шайи)
Богатое фактическое знание (Кто, где, когда?)
Богатое процедурное (методологическое) знание (стратегии поиска информации, принятия решения и др.)
Жизненный контекстуализм (контексты во времени и различных сферах жизни)
Ценностный релятивизм
Совладание с неопределенностью
Слайд 17Динамика общего, кристаллизованного и текучего интеллекта
Источник: Whitbourn, 2000, p.197.
Слайд 18Текучий и кристаллизованный интеллект
Текучий интеллект - способности, используемые для приобретения
новых знаний и навыков; к ним относятся индуктивное рассуждение, оперирование
пространственными образами, восприятие новых связей и отношений и др.
Кристаллизованный интеллект - способности, которые приходят с опытом и образованием: умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта
Слайд 19Когнитивные изменения в поздней взрослости
Ухудшение способности к восприятию
Трудности распределения и
переключения внимания
Снижение способности к концентрации внимания, уменьшение длительности его сосредоточения
Повышенная
чувствительность к посторонним помехам
Уменьшение возможностей памяти
Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого
Трудности воспроизведения (феномен «вертится на языке»)
Снижается скорость умственной работы
Текучий (подвижный) интеллект ухудшается
Слайд 20Интеллектуальная деятельность в поздней взрослости
Модели, объясняющие изменения интеллекта при старении:
Гипотеза
общего замедления
Модель последнего спада
Теория неупотребления
Компенсаторные механизмы:
активное использование
наглядных опор при выполнении трудных заданий; перевод действия во внешний план; постановка промежуточных целей, включение речевой регуляции; избирательный подход к выбору тем и др.
Слайд 21Возрастная обусловленность творческой активности (по Леману)
Сплошная линия – продуктивность
творческой активности с учетом 993 открытий, сделанных 244 исследователями; пунктирная
- для 52 наиболее значительных открытий, сделанных 46 исследователями
Слайд 22Психосоциальная модель развития личности
«Социальный аспект развития более важен или, по
крайней мере, не менее, чем биологический и физический аспекты»
Акцент на
развитии Эго, на связи Эго и общества
Значимость влияния исторических условий, особенностей культуры и общества на развитие Эго
Эрик Эриксон
(1902 – 1994)
Слайд 23Эго-идентичность
Центральная проблема развития – поиск и достижение Эго-идентичности и групповой
идентичности
Эго-идентичность – внутренне чувство целостности, устойчивости, непрерывности, неповторимости собственного Я,
а также уверенность в том, что его личность значима для других
Групповая идентичность – чувство принадлежности к определенной социальной группе (чувство «мы»), переживание внутренней солидарности с ее идеалами
Слайд 24Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека
Слайд 25Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека
Слайд 26Окончание жизненного пути
Пять стадий приспособления к умиранию
(Э. Кюблер-Росс):
Отрицание.
Реакция: «Не может быть!»
Гнев. Реакция: «Почему я?»
Торг. Реакция: «Если я
..., то ...»
Депрессия. Реакция: «Жизнь все равно не имела смысла, все беспросветно…»
Принятие. Реакция: «Да, я умру. Я постараюсь сохранить присутствие духа так, чтобы спокойно принять все, что мне предстоит, и не отягощать страдания ближних»
Слайд 27Исследование нравственного развития Д. Колбергом
Лоуренс Колберг
(1927 – 1987)
Слайд 29Стадии морального развития (Л.Колберг)
Слайд 30Личностное развитие
Формирование гендерной типизации:
формирование гендерных стереотипов (эксперимент с
12-, 18- и 23 мес. детьми – фотографии кукол и
машинок)
обозначение собственного пола и пола других людей (между 1,5 и 3 годами)
Зарождение самосознания:
узнавание самого себя в зеркале
и на фотографии (18 – 24 мес.)
категориальное «Я» (18 – 30 мес.)
появление чувства собственности (Мое!)
местоимения первого лица (я, мне, меня)
Слайд 31Динамика самоуважения
(Ulrich Orth, et al. 2010
3617 индивидов в
возрасте от 25 до 104 лет)