Слайд 2Питание растений
(автотрофное – неорганическими веществами)
Корневое питание
(почвенное)
Воздушное питание
(фотосинтез)
Вода и соли
Корневые
волоски
Слайд 3Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических с
использованием энергии света.
Слайд 4ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ ИДЕТ КРУГЛОСУТОЧНО:
В КЛЕТКАХ ИДЕТ ОКИСЛЕНИЕ СИНТЕЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ
ВЕЩЕСТВ ДО КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ- УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И ВОДЫ.
ЗА СЧЕТ
ДЫХАНИЯ РАСТЕНИЯ ПОЛУЧАЮТ ЭНЕРГИЮ!
ДЫХАНИЕ ИДЕТ ЧЕРЕЗ УСТЬИЦА, ЧЕЧЕВИЧКИ И ЧЕРЕЗ ПОВЕРХНОСТЬ ОРГАНОВ
Слайд 5Рост – это увеличение размеров тела.
Рост происходит благодаря делению и
росту клеток за счет питательных веществ.
Исходная
клетка
Рост
Увеличение
размеров
органов и
тела
Слайд 6Особенности роста растений
Растения растут всю жизнь.
Растут за счет деления клеток
образовательной ткани.
Образовательная ткань находится в определенных местах.
Слайд 7Развитие цветковых растений: Зигота --- семя---- прорастание--- молодое растение
---образование органов---- цветение---плодоношение.
Слайд 8Стадии развития растений:
1.Зародышевый период (семя)
2.Период юности (от проростка до первого
плодоношения)
3.Период зрелости (активное плодоношение)
4. Период старости (прекращение плодоношения).
По продолжительности жизни:
Однолетние
(пшеница, рожь, кукуруза и др.)
Двулетние – цветут и плодоносят на 2-й год (морковь, укроп, капуста и др.)
Многолетние (многолетние травы, кустарники, деревья)
Слайд 9У растений вещества переносятся по проводящим тканям: сосудам (вода и
соли) и ситовидным трубкам (органические вещества)
-
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ У РАСТЕНИЙ
Слайд 11Сосуды- проводят воду и соли по древесине (от корней к
листьям) – восходящий ток
Ситовидные трубки – проводят органические вещества по
коре стебля (от листьев к другим органам) – нисходящий ток.
Расположены в корнях, стебле, жилках листа.
Сосуды
Ситовидные
трубки
Слайд 12Проведение неорганических веществ
по сосудам
Слайд 13ВЕЩЕСТВА ПЕРЕДВИГАЮТСЯ ПО РАСТЕНИЮ БЛАГОДАРЯ:
КОРНЕВОМУ ДАВЛЕНИЮ (ВОДА ПРОХОДИТ В КОРНЕВЫЕ
ВОЛОСКИ «ПОД ДАВЛЕНИЕМ»)
ИСПАРЕНИЮ ВОДЫ (В КОРНЯХ ВОЗНИКАЕТ «СОСУЩАЯ» СИЛА)
Слайд 14Размножение растений:
Бесполым путем: частями тела (вегетативное размножение), спорами (мелкими гаплоидными
клетками), делением клетки (одноклеточные).
Половым путем: путем слияния половых клеток (все
растения без исключения!!!)
Слайд 18 РАЗМНОЖЕНИЕ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ
Слайд 19ОПЫЛЕНИЕ – попадание пыльцы на рыльце пестика.
Слайд 20Виды опыления
Самоопыление - пыльца попадает на рыльце цветка этого же
растения (огурцы, тыквы, пшеница, горох, овес, ячмень)
пшеница
огурец
горох
Слайд 21Виды опыления
Искусственное - осуществляется с помощью человека при селекции растений
или для повышения урожайности. Перенос пыльцы осуществляется с помощью мягких
щеточек или путем создания потока воздуха.
Слайд 22Виды опыления
Перекрестное - пыльца с одного растения попадает на другое:
с
помощью насекомых (липа, яблоня, рябина, вишня, черемуха и др.), птиц
(колибри), летучих мышей. (около 80% растений опыляются животными);
с помощью ветра (ива, тополь, осина, береза)
Слайд 23С помощью ветра
Птицами
Насекомыми
Слайд 241.Цветки яркие, крупные, а если мелкие, то собраны в соцветия.
2.Цветки
имеют запах.
3.Цветки выделяют нектар.
4.Пыльцевые зерна крупные, часто липкие, имеют выросты
и шипики.
5.Рыльца пестиков часто головчатые.
6.Пыльники обычно расположены внутри цветка.
Признаки насекомоопыляемых растений
Слайд 251. Цветки мелкие собраны в соцветия, которые располагаются на концах
ветвей и побегов.
2.Цветки без запаха, не выделяют нектар.
3. Пыльца сухая,
с гладкой поверхностью.
4. Цветут до распускания листьев.
8. Растения образуют густые заросли (ива, ольха, береза и др.)
Признаки ветроопыляемых растений
Слайд 26ПЕРИСТОЕ СТРОЕНИЕ
РЫЛЬЦА ПЕСТИКА
ДЛИННЫЕ СВИСАЮЩИЕ ТЫЧИНОЧНЫЕ НИТИ
МНОГО МЕЛКОЙ СУХОЙ ПЫЛЬЦЫ
Слайд 28ПЫЛЬЦЕВЫЕ ЗЕРНА (МУЖСКИЕ ГАМЕТОФИТЫ)
ПОД МИКРОСКОПОМ
Слайд 29Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток.
Только у цветковых
растений происходит двойное оплодотворение (открыто в 1898 г. русским ботаником
С.В.Навашиным).
При оплодотворении Покрытосеменных происходит два слияния:
первый спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зародыш семени,
второй — с крупной диплоидной центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм (питательная ткань для зародыша).
Слайд 30В результате двойного оплодотворения
образуется семя, состоящее из зародыша и
эндосперма, покрытое семенной кожурой
Слайд 33Распространение плодов и семян ветром
Плоды имеют парашютики, волоски, пленочки, семена
легкие, небольшого размера
ПРИМЕРЫ РАСТЕНИЙ: ОДУВАНЧИК, КЛЕН, БЕРЕЗА, ЛИПА И
ДР.
Слайд 35Распространение
плодов и семян животными
Плоды имеют крючочки, липучки, вкусную мякоть,
богаты питательными веществами
ПРИМЕРЫ РАСТЕНИЙ: ЧЕРЕДА, РЕПЕЙНИК, РЯБИНА, ДУБ И ДР.
Слайд 38Распространение
плодов и семян саморазбрасыванием
Семена разбрасываются под давлением, из-за пружинок,
сами высыпаются при раскачивании плода или при растрескивании и закручивании
околоплодника
ПРИМЕРЫ РАСТЕНИЙ: БЕШЕНЫЙ ОГУРЕЦ, МАК, ГОРОХ, АКАЦИЯ, НЕДОТРОГА, ГЕРАНЬ И ДР.
Слайд 41Плоды не тонут в воде, внутри имеют воздушные полости
ПРИМЕРЫ РАСТЕНИЙ:
КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА, ОЛЬХА И ДР.
Распространение
плодов и семян водой
Слайд 44Задание на урок:
По тексту стр.137-139 напишите для каждого способа
распространения признаки и примеры растений.
Образец:
Распространению с помощью ветра.
Признаки: семена покрыты
пушистыми волосками, или имеют крыловидные выросты, или «парашютики»
Растения: ива, тополь, одуванчик, сосна, ковыль, береза, клен, ясень.