Разделы презентаций


Современный подросток: особенности психологии

Содержание

Подросток — существо, превосходно осведомленное обо всем том, чему его не учили в школе.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Современный подросток: особенности психологии

Современный подросток: особенности психологии

Слайд 2
Подросток — существо, превосходно осведомленное обо всем том,

чему его не учили в школе.

Марсилин Кокс

Мать-природа дает нам двенадцать лет, чтобы мы полюбили своих детей, прежде чем они станут подростками.
Американское изречение


Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но, когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.
М. Твен

Подросток – это полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: его анатомо-физиологическое, иинтеллектуальное и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
В.А. Крутецкий, психолог
Подросток — существо, превосходно осведомленное обо всем том, чему его не учили в школе.

Слайд 3ОТ ДЕТСТВА К ВЗРОСЛОСТИ

Конечно, для развития ребёнка важен каждый возраст.

И всё же подростковый возраст занимает особое место именно потому,

что переход от детства к взрослости – это ни много ни мало, как переход от одной эпохи жизни к другой. Но всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых? Умеем ли мы увидеть в подростке и правильно понять первые, только появляющиеся ростки зрелости?
ОТ ДЕТСТВА К ВЗРОСЛОСТИКонечно, для развития ребёнка важен каждый возраст. И всё же подростковый возраст занимает особое

Слайд 4Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в средних

классах школы и охватывают возраст от 10-11 до 14-15 лет.

Пятиклассника многие из нас без особых размышлений назовут ребёнком, а про восьмиклассника скажут, что даже по внешнему виду он находится, по меньшей мере, на полпути к взрослости.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ


От 10-12 - младший подростковый возраст
От 13-15 - старший подростковый возраст

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы и охватывают возраст от 10-11

Слайд 5ГРАНИЦЫ ВОЗРАСТА

ГРАНИЦЫ ВОЗРАСТА

Слайд 6Изменения подросткового возраста:
Психологические
Физиологические
Мировоззренческие

Изменения подросткового возраста:ПсихологическиеФизиологическиеМировоззренческие

Слайд 7
Несколько типичных черт,
определяющих совокупный портрет подростка

Я очень быстро расту и стесняюсь своего быстрого роста. — Я

очень быстро меняюсь во всех отношениях, я испытываю дискомфорт от вечных перемен во мне и вокруг меня, я так нуждаюсь в прочном фундаменте вашей любви и понимания. — Я очень неуверен в себе и стараюсь скрыть эту неуверенность любым доступным для меня способом. — Я нуждаюсь в действии и движении и не понимаю, почему вы пичкаете меня своими беседами и наставлениями. — Я не готов принимать слова и советы на веру, я хочу вырабатывать свое мнение по любому вопросу. — У меня очень маленький опыт жизни в обществе, но именно эта сторона человеческого бытия меня более всего интересует.
Несколько типичных черт, определяющих совокупный портрет подростка — Я очень быстро расту и стесняюсь своего

Слайд 8

Подросток

Особенности:
- стремление к общению со сверстниками,
- утверждение своей самостоятельности,
девочки развиваются быстрее (нарушение межполового общения);
интеллектуальное развитие идёт быстрее личностного.


целенаправленность и избирательность внимания;
логичность памяти (наглядно-образная словесно-логическая);
абстрактность мышления (самостоятельный подход творчество).

Ф о р м и р у е т с я:

Формируется «Я-концепция» (идёт сопоставление реальных и
идеальных представлений о себе).

АСИНХРОННОСТЬ – несовпадение во времени развития
различных сторон личности.

Подросток

Слайд 9

Возрастной кризис:
чувство собственного достоинства (ранимость);
развитие моральных чувств (справедливость);

интерес к человеку как к личности (дружба);
борьба за независимость (утрачивается авторитет взрослых).



Трудности в учёбе :
конфликты с учителями;
разрозненность умений и знаний;
слабая учебная мотивация;
слабая произвольность поведения (невозможность себя заставить).

Нарушения
в эмоционально-волевой сфере:

агрессивность;
эмоциональная расторможенность;
ранимость, тревожность.

неприятие с детства (раннего);
«идеально-правильное» воспитание
(гиперсоциальные родители);
«тревожно-мнительное» воспитание
(ослабленный или поздний ребёнок);
эгоцентрический тип воспитания
(ребёнок – «кумир»).


подвижность, болтливость;
неумение сосредоточиться;
рассеянность (теряют вещи);
способность совершать девиантные действия.

Дети
«группы риска» - с дефицитом
внимания:


органические поражения мозга;
проблемы беременности;
генетический фактор;
пищевые факторы;
социально-воспитательные (среда).


Невролог,
Психиатр, психолог

Возрастной кризис: чувство собственного достоинства (ранимость); развитие

Слайд 10Из-за чего возникают конфликты?

учёба;

выбор друзей;

поведение (самостоятельность);

непонимание;

интересы (увлечения);

уважение к родителям

(авторитет);

вредные привычки.

перегрузка (много обязанностей).

Из-за чего возникают конфликты? учёба;выбор друзей;поведение (самостоятельность);непонимание;интересы (увлечения);уважение к родителям (авторитет);вредные привычки.перегрузка (много обязанностей).

Слайд 11 Что нужно

подростку от взрослых?
Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от

образовательных технологий младшей и старшей школы.
Доминанта возраста — общение и действие.
Смысл образования — становление отношения к миру, к себе, к познанию. Это очень удобное время для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение.
Подросток нуждается в героях.
Подросток нуждается во взрослом человеке. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире.
Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития.
Подросток нуждается в любящей его и понимающей семье.
Одна из важнейших педагогических заповедей — защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, романтику, увлечения и интересы.
Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная неудовлетворенность и неадаптированность — все это тот фон, на котором подросток действительно становится трудным — не только для себя, но и для других.
Что нужно подростку от взрослых?Подросток нуждается в образовательных технологиях,

Слайд 12 Современный подросток

(по

данным НГПУ и Центра «Генезис», Москва)
На первое место в рейтинге ценностей подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе- материальное благополучие, а на третье... здоровье.
КАК ОНИ СЕБЯ ОЦЕНИВАЮТ?
Взрослыми считают себя 15% опрошенных; еще не взрослыми, но уже не детьми — 82%; скорее, детьми, чем взрослыми, — 3%.
Самостоятельными во всех вопросах назвали себя 10%; самостоятельными в главных вопросах жизни — 36; не совсем самостоятельными — 52 и совсем не самостоятельными признали себя 2%.

ЧТО ОНИ СЧИТАЮТ НОРМОЙ, А ЧТО — ОТКЛОНЕНИЕМ?
Отклонением от нормального поведения подростки считают употребление наркотиков, самоубийство, нарушение законов. Нормальным явлением считается «свободная любовь» и азартные игры.
Пограничную позицию между нейтральной и негативной оценками заняло курение. Курят, согласно опросу, 46% мальчиков и 44% девочек ( в Москве). 50% мальчиков и лишь 30% девочек считают недопустимым курение.
По-видимому, эти данные могут служить косвенными показателями распространения тех или иных форм девиантного поведения в среде школьных подростков.


Современный подросток

Слайд 13

С КЕМ ПРОВОДЯТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?
Большинство опрошенных предпочитают проводить

свое свободное время с друзьями и в социальных сетях и только 12% — в одиночестве (НГПУ).33% подростков посещают ночные клубы и дискотеки, свыше 70% детей заняты так называемым непозитивным времяпрепровождением (Москва).

КАКИЕ КАЧЕСТВА ОНИ ЦЕНЯТ В ЛЮДЯХ?
Наибольший рейтинг из предложенного списка качеств имеет чувство юмора. Несколько меньше, но также достаточно высоко ценятся честность и доброта.

ЗДОРОВЬЕ
Почти 80% подростков Москвы в той или иной степени страдают головными болями. Современный московский подросток не откажется от пива (28%) и тяготеет к порошково-синтетическим напиткам — «Кока-Коле», «Спрайту» и т. п. — 37%.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ OРИЕНТИРЫ
Довольно резкий разворот произошел в мировоззренческих концепциях в России в последнее время, что не могло не сказаться на духовном облике московских подростков. Сегодня 49% детей твердо, по их мнению, верят в Бога.
С КЕМ ПРОВОДЯТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ? Большинство

Слайд 14 Некоторые родители заранее приходят в ужас от переходного возраста

своих детей.
Они напряженно ждут неприятностей и потрясений, которые,

по их мнению, неизбежно сопровождают подростковый период и последующие годы.
Родители опасаются, что ребенок вырастет, и они потеряют его.
Исчезнет былое взаимопонимание, послушание и детская прелесть.
Нередко родители переносят собственный страх и неуверенность на подрастающего ребенка.

А как чувствуют себя родители?

Некоторые родители заранее приходят в ужас от переходного возраста своих детей. Они напряженно ждут неприятностей и

Слайд 15
Идеальная модель:

добрые и строгие

(в каких-то ситуациях);
заботливые;
помогающие;
сами не имеющие

вредных привычек;
хозяйственные (уют в доме).

хорошая учёба;
без вредных привычек;
понимающие;
уважающие;
помогающие;
увлекающиеся чем-либо (спорт и т.п.);
имеющие общие темы для общения с родителями

Идеальная модель: добрые и строгие       (в каких-то ситуациях); заботливые; помогающие; сами

Слайд 16Для ребёнка важен любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять

за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться

и т. п.
Очень важны разговоры О ЧУВСТВАХ – для понимания причин поступков.

Рекомендации родителям

Не забывайте
ласково прикасаться к своим детям и спрашивать о самочувствии!

Для ребёнка важен любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по

Слайд 17 Если, требуя приличного поведения, родители в основном опираются на

приказы, ребенок может быть послушным. Но он склонен повиноваться только

потому, что мама и папа требуют этого, а вовсе не потому, что так вести себя лучше; это поведение не становится для него ценностью и нормой.
Обращайтесь к ребёнку с ПРОСЬБАМИ! Это важно!
Если вместо ПРИКАЗОВ будут чаще звучать ПРОСЬБЫ, ребенок будет расти в полной уверенности, что родители на его стороне, что они его союзники, что они хотят помочь ему сформировать характер и выработать свою линию поведения.
Если, требуя приличного поведения, родители в основном опираются на приказы, ребенок может быть послушным. Но он

Слайд 18

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Для того чтобы существовала

эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким.
2. Установите доверительные отношения с подростком, прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед.
3. Не отказывайте подростку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
4. Общайтесь с подростком в соответствии с темпом развития его отношений с окружающим миром.
5. Для сохранения эмоционального контакта крайне необходимо общение. Общайтесь с подростком на интересующие его темы, изучите молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». Тогда ребенок почувствует, что он и его мир вам интересны, и станет больше доверять вам.
Только ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка. Вы можете потерять нить общения с ним.
ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ1. Для

Слайд 19
6. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в

присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят,

когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.
7. Подросток должен чувствовать себя полезным. Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем семейном деле.
8. Не злоупотребляйте своей любовью и заботой. Старайтесь не проживать за него жизнь. Фразы «Я лучше знаю, как тебе поступить» или «Я делаю это ради тебя, потому что люблю тебя» неискренни и не воспринимаются подростками.
9. Никогда не оскорбляйте подростка. Когда ребенок слышит от родителей враждебные, резкие, грубые слова, он сохраняет обиду на всю жизнь. Уж очень тонко устроены психика подростка и его восприятие окружающего.
10. Родители, злоупотребляющие своей властью физически, шлепая, толкая, избивая детей, могут причинить вред физическому и психическому развитию, а еще больший вред — эмоциональному развитию подростка, что значительно осложнит его взрослую жизнь.
6. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников.

Слайд 2011. Помните, подросток — не ребенок. Он находится на стадии перехода

к взрослой жизни, его основные качества — НЕЗАВИСИМОСТЬ и САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Родители,

которые продолжают общаться с подростком так же, как общались с ним в детстве, не получат ожидаемых результатов. Насильно навязанные собственные принципы приводят к спорам, утрате самообладания и оскорблениям.
Такое поведение становится эмоционально губительным для подростка. Попытки родителей спорить с подростком, чтобы заставить его повиноваться, на самом деле побуждают подростка к бунту.
Родители, сами того не осознавая, лишают подростка эмоциональной поддержки и начинают с ним словесную войну.
Наши намерения как родителей могут быть благими, но результаты однозначно плохи.
12. Тем не менее подросток хочет быть частью семьи и в то же время быть независимым от семьи. Часто это выражается как потребность в личном пространстве. Выделение личного помещения и возможность его самостоятельно оформить — вот те желания подростков, которые, если удовлетворяются в сопровождении проявлений любви, способствуют формированию чувства независимости.
11. Помните, подросток — не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества —

Слайд 21
13. Подростки нуждаются в эмоциональной независимости. Когда вы спрашиваете девочку-подростка о

каком-нибудь ее друге, она обвинит вас в том, что вы

лезете не в свое дело. Это не означает, что она от вас что-то скрывает. Это говорит лишь о том, что, не раскрывая родителям своих чувств и мыслей, она утверждает свою эмоциональную независимость. Родители должны уважать подобный настрой подростков.
Потребность в данном виде независимости может проявляться в нежелании принимать ваши проявления любви, против которых раньше они ничего не имели.
14. Не удивляйтесь, если ваша дочь-подросток вдруг откажется от вашей помощи. Теперь она все хочет делать сама, причем не так, как сделали бы это вы. Иногда это происходит не потому, что она не нуждается в вашей помощи, а потому, что она не хочет, чтобы ей об этом напоминали.
15. Подростка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала. Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим — то, что похвала должна быть конкретной. Если родители не могут похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.
13. Подростки нуждаются в эмоциональной независимости. Когда вы спрашиваете девочку-подростка о каком-нибудь ее друге, она обвинит вас в

Слайд 22


16. Подростки часто выбирают друзей самостоятельно. Родители, которые понимают ценность независимости

для подростка, разрешат ему проводить время вне семьи и не

станут с этим спорить. Желание подростка быть с друзьями — это не отказ от родителей; это свидетельство того, что его горизонты общения расширяются.
17. Важная область подростковой независимости — это их музыкальные вкусы. Подростки выбирают свою музыку. Нет в подростковой культуре ничего важнее, чем музыка. Музыка способна тронуть сердце и душу человека. Родитель, который критикует музыку, выбранную подростком, косвенным образом критикует и самого подростка.
Если критика продолжается, то ребенок может сделать вывод, что его не любят.
Вы должны разделять чувства своего ребенка, сопереживать ему, и тогда он почувствует вашу поддержку.
Помните, подросток в состоянии мыслить логически, и он сделает правильные выводы.

Повернитесь лицом к своему ребенку и будьте счастливы!
16. Подростки часто выбирают друзей самостоятельно. Родители, которые понимают ценность независимости для подростка, разрешат ему проводить время вне

Слайд 23Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не

начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее!

Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Хотите, чтобы вас любили ПРОСТО ТАК, ни за ЧТО-ТО? Тогда ПРОСТО любите своего ребёнка, а не за хорошую учёбу и приличное поведение. Любите его за то, что он ВАШ!

Главное

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью,

Слайд 24ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, мы закончили разговор о подростках. Но это

всего лишь малая часть того, что мы узнали о нем.

Каким же он вступает в юность?
Юность - это пора самоопределения, пора надежд и поиска. Это период формирования идеалов, пора раздумий о «времени и о себе».
Доброго пути тебе, подросток!!!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  Итак, мы закончили разговор о подростках. Но это всего лишь малая часть того, что мы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика