Разделы презентаций


Тема 1. НОРМЫ ПРАВА

Содержание

Норма права – разновидность социальных нормВиды социальных норм*: нормы общественных организаций – устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия; нормы морали –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РЕГИОНАЛЬНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО
Тема 1. НОРМЫ ПРАВА
Понятие
Структура
Основные характеристики


РЕГИОНАЛЬНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВОТема 1. НОРМЫ ПРАВАПонятиеСтруктураОсновные характеристики

Слайд 2Норма права – разновидность социальных норм
Виды социальных норм*:
нормы общественных

организаций – устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах,

охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия;
нормы морали – складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми;
нормы религии – исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития;
нормы обычаев, традиций ритуалов – складываются в процессе исторического развития. В определенной общественной сфере, в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением;
нормы права – устанавливаются и охраняются от нарушений государством.

Социальные нормы – правила поведения людей в общественной жизни,
побудительными мотивами которого являются внутреннее убеждение, понятие справедливости, жизненные принципы и др.

*А.В.Мелехин

Норма права – разновидность социальных нормВиды социальных норм*: нормы общественных организаций – устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются

Слайд 3ПРАВО
есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев

общества, их согласии и компромиссах.
есть мера, масштаб свободы и

поведения человека.
обеспечивается государственной властью.
обладает нормативностью как исходным и основополагающим свойством.
есть реально действующая система нормативной регуляции.
не тождественно закону.
ПРАВОесть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах. есть мера,

Слайд 4Право-инструмент государственной политики
 Правовая политика* – система официальных установок государства,

наложенная на систему права, его задачи и направления развития
*Москалькова

Т.Н., Черников В.В.
Право-инструмент государственной политики Правовая политика* – система официальных установок государства, наложенная на систему права, его задачи и

Слайд 5Правовая политика включает:
Определение принципов правового регулирования на основе познания закономерностей

формирования действия права;
Постановка принципиальных целей правового регулирования на определенный промежуток

времени;
Выработка средств правового регулирования;
Установление системы законодательства, отвечающего потребностям правового регулирования;
Определение роли государственных органов и иных субъектов в системе правового регулирования;
Формирование механизма выявления потребностей в правовом регулировании;
Формулирование требований к нормативным актам;
Определение способов внедрения в нормотворчество достижений науки и техники;
Установление принципов и подходов к систематизации норм;
Разработка механизма распространения правовой информации в обществе;
Формирование системы подбора и подготовки кадров для качественного решения задач правового регулирования.
Правовая политика включает:Определение принципов правового регулирования на основе познания закономерностей формирования действия права;Постановка принципиальных целей правового регулирования

Слайд 6Направления правовой политики
творческое
применительное
охранительное
интерпретационное

Направления правовой политикитворческоеприменительноеохранительноеинтерпретационное

Слайд 7Правовое регулирование
процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических

норм (норм права), других специально-юридических средств на поведение людей и

на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Правовое регулирование основывается на предмете и методе правового регулирования.
Правовое регулированиепроцесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права), других специально-юридических средств на

Слайд 8Виды (формы) правового регулирования:
запрет (так не поступайте);
дозволение (поступайте как сочтете

нужным);
предписание (поступайте только так).
Основные типы правового регулирования:
общедозволительный

запретительный.
Виды (формы) правового регулирования:запрет (так не поступайте);дозволение (поступайте как сочтете нужным);предписание (поступайте только так).Основные типы правового регулирования:

Слайд 9Норма права (правовая норма) -
формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее

общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством.
Норма права

является разновидностью социальных норм
Норма права является первичной единицей права.

Совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Норма права (правовая норма) -формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное

Слайд 10Признаки нормы права
Регулирование поведения.
Формальная определенность.
Общий характер.
Общеобязательность.
Связь с государством.

Признаки нормы праваРегулирование поведения.Формальная определенность.Общий характер. Общеобязательность. Связь с государством.

Слайд 11Структура нормы права
гипотеза - при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной

нормой
диспозиция - какое правило поведения закрепляется
санкция - какова

юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения

ЕСЛИ


ТО


ИНАЧЕ

Структура нормы правагипотеза - при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой диспозиция - какое правило поведения закрепляется

Слайд 12Гипотеза
та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства

(условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма.


Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы.
Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, т. е. определяет сферу действия правовой нормы.
Гипотезата часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и

Слайд 13Гипотеза
По объему изложения
Простые и сложные
По степени определенности обстоятельств реализации

правовой нормы
Определенные и Относительно определенные

ГипотезаПо объему изложения Простые и сложныеПо степени определенности обстоятельств реализации правовой нормыОпределенные и Относительно определенные

Слайд 14Диспозиция
часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения.
является

центральным элементом правовой нормы.
Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны 

действовать согласно этому правилу поведения.
Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы.
Диспозициячасть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя

Слайд 15Диспозиции
По характеру предписания подразделяются на
управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений

право действовать определённым образом),
обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия) и
запрещающие

(устанавливающие запрет совершать определённые действия)
ДиспозицииПо характеру предписания подразделяются на управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом),обязывающие (устанавливающие обязанность совершать

Слайд 16Санкция –
часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие

в результате нарушения юридической нормы, т. е. это меры наказания,

ответственность за несоблюдение нормы права.
Санкция –часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, т. е.

Слайд 17Санкции
По степени определенности подразделяются на
абсолютно определенные,
относительно определенные и


альтернативные.

СанкцииПо степени определенности подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Слайд 18Виды правовых норм
По предмету правового регулирования нормы права:
конституционные, административные,

гражданские, уголовные, процессуальные и т. д.
По методу правового регулирования:
императивные

и диспозитивные.
По характеру предписаний:
управомочивающие, обязывающие, запрещающие
Виды правовых нормПо предмету правового регулирования нормы права: конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. д. По

Слайд 19Виды правовых норм
По функциональной направленности:
регулятивные и охранительные.
По кругу лиц,

на которых распространяются правовые нормы,
общие и специальные нормы
Нормы-принципы
Дефинитивные

нормы


Виды правовых нормПо функциональной направленности:	регулятивные и охранительные. По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, общие и

Слайд 20Источники права
Система права
Правовая система
Правовая семья

Источники праваСистема праваПравовая системаПравовая семья

Слайд 22Правовой акт – акт уполномоченного субъекта права, посредством которого устанавливаются,

изменяются или отменяются правовые нормы, изменяется сфера их действия, а

также устанавливаются, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения.
Правовой акт – акт уполномоченного субъекта права, посредством которого устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, изменяется сфера

Слайд 23Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2
нормативный правовой

акт – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то

органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2нормативный правовой акт – изданный в установленном порядке акт

Слайд 24Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48
Существенными признаками,

характеризующими нормативный правовой акт, являются:
издание в установленном порядке управомоченным органом

государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;
наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:издание в установленном

Слайд 25НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОНЫ
ПОДЗАКОННЫЕ
НОРМАТИВНЫЕ
ПРАВОВЫЕ АКТЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫЗАКОНЫПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕПРАВОВЫЕ АКТЫ

Слайд 26Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками:
законы принимаются в особом

порядке органами законодательной власти
законы обладают высшей юридической силой и

имеют приоритет по отношению к подзаконным актам.
законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни.
законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке
органами законодательной власти (или референдумом),
обладающий высшей юридической силой и регулирующий
наиболее важные общественные отношения.

Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками:законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти законы обладают высшей

Слайд 27ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Органы государственной власти,
органы местного самоуправления,
должностные лица,
граждане

и их объединения
обязаны соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы.
Ст.

15 Конституции Российской Федерации:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫОрганы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской

Слайд 28«Базовые» законы
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О

Правительстве Российской Федерации»
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих

принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
«Базовые» законыФедеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»Федеральный закон от 06.10.1999 №

Слайд 29от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
Налоговый

кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ,
Гражданский кодекс РФ
от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ"
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований"

Специальные законы

от 12 июня 2002 г.

Слайд 30ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
БАЗОВЫЙ
ЗАКОН

ОТРАСЛЕВЫЕ
ЗАКОНЫ
(полномочия)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ЗАКОНЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫБАЗОВЫЙ ЗАКОНОТРАСЛЕВЫЕ ЗАКОНЫ (полномочия)СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Слайд 31Законодательная
инициатива
Законодательный процесс
14 дней
5 дней
Рассмотрение
законопроекта
Ст. 104 Конституции РФ
Принятие закона
Одобрение

закона
Подписание и
опубликование закона
Государственная Дума
3 чтения, 4 для бюджета
Государственная Дума
ФЗ

большинством голосов (226) ФКЗ 2/3 голосов (300)

Совет Федерации
ФЗ большинством голосов (84)
ФКЗ 3/4 голосов (125)

Президент РФ

14 дней

5 дней

Законодательная инициативаЗаконодательный процесс14 дней5 днейРассмотрение законопроектаСт. 104 Конституции РФПринятие законаОдобрение законаПодписание и опубликование законаГосударственная Дума3 чтения, 4

Слайд 32Обнародование федеральных законов*
ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение семи

дней после дня их подписания Президентом РФ.
Официальное опубликование - первая

публикация полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
ФКЗ, ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

*Федеральный закон от 14.06.94 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания

Обнародование  федеральных законов*ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом

Слайд 33Общие принципы определения компетенции органов власти
КОМПЕТЕНЦИЯ = ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ +

ПОЛНОМОЧИЯ

Общие принципы определения компетенции органов властиКОМПЕТЕНЦИЯ = ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ + ПОЛНОМОЧИЯ

Слайд 34Конституция РФ
Ст. 71 Предметы ведения Российской Федерации

Ст. 72 Предметы совместного

ведения РФ и СРФ

Ст. 73 Вне пределов ведения РФ и

полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Ст. 132 Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения,
могут наделяться отдельными государственными полномочиями

Конституция РФСт. 71 Предметы ведения Российской ФедерацииСт. 72 Предметы совместного ведения РФ и СРФСт. 73 Вне пределов

Слайд 35ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»
ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РФ
в сфере экономики,
в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной

политики,
в социальной сфере,
в сфере науки, культуры, образования,
в сфере природопользования и охраны окружающей среды,
в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации,
в сфере внешней политики и международных отношений
ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ  «О Правительстве РФ»ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФв сфере экономики, в сфере бюджетной,

Слайд 36Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ
Ст. 26.2. Полномочия органов государственной

власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ осуществляются данными

органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Ст. 26.3 Перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета)
Федеральный закон  от 06.10.1999 № 184-ФЗСт. 26.2. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения

Слайд 37Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
Гл. 3 Вопросы местного значения
Гл.

4 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Федеральный закон  от 06.10.2003 № 131-ФЗГл. 3 Вопросы местного значенияГл. 4 Наделение органов местного самоуправления отдельными

Слайд 38Подзаконные правовые акты
Правовые акты управления

Подзаконные правовые актыПравовые акты управления

Слайд 39Подзаконные акты
это правовые акты, принятые компетентными органами или должностными лицами

государства на основании и во исполнение закона.
Подзаконные акты призваны конкретизировать

и детализировать предписания законов.
Характерными признаками подзаконных актов является то, что они  принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону.
Подзаконные актыэто правовые акты, принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона.Подзаконные

Слайд 40Подзаконные акты  Принимаются в случаях и порядке, предусмотренных законом
Правительство

РФ
Президент РФ
Высшее ДЛ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
СУБЪЕКТОВ РФ
Указы
Нормативные Ненормативные
Распоряжения
Постановления
Распоряжения
ФОИВ
Приказы, инструкции, т.п.
Постановления
Распоряжения
Высший

ОИВ

Постановления

Распоряжения

ОИВ

Приказы

Подзаконные акты    Принимаются в случаях и порядке, предусмотренных закономПравительство РФПрезидент РФВысшее ДЛФЕДЕРАЛЬНЫЕСУБЪЕКТОВ РФУказыНормативные

Слайд 41Акты Президента Российской Федерации*
Президента Российской Федерации издает указы и распоряжения.
Указы

и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей

территории Российской Федерации.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

*Ст. 90 Конституции РФ

Акты Президента  Российской Федерации*Президента Российской Федерации издает указы и распоряжения.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны

Слайд 42Поручения и указания Президента РФ
Поручения содержатся в указах и распоряжениях

Президента РФ, в директивах Президента РФ или оформляются на бланках

со словом «Поручение».
Указания Президента РФ оформляются в виде резолюций.
Руководители ФОИВ, иных федеральных государственных органов и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ несут персональную ответственность за своевременное и надлежащее исполнение поручений и указаний Президента РФ

Указ Президента РФ от 28.03.11 г. № 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ"

Поручения и указания Президента РФПоручения содержатся в указах и распоряжениях Президента РФ, в директивах Президента РФ или

Слайд 43Порядок издания, опубликования и вступления в силу правовых актов Президента

РФ устанавливается Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О

порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
Порядок издания, опубликования и вступления в силу правовых актов Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 23.05.1996

Слайд 44Акты Правительства Российской Федерации*
На основании и во исполнение Конституции Российской

Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской

Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

*Ст. 115 Конституции РФ

Акты Правительства Российской Федерации*На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской

Слайд 45Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской

Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента

Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
  "О Правительстве Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и

Слайд 46Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской

Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие

нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
  "О Правительстве Российской Федерации"

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим

Слайд 47Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие

государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не

позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
  "О Правительстве Российской Федерации"

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат

Слайд 48Регламент Правительства Российской Федерации*
Раздел IV. Порядок внесения в Правительство и

рассмотрения проектов актов
Раздел VI. Законопроектная деятельность Правительства
*Постановление Правительства РФ от

01.06.2004 N 260
Регламент Правительства Российской Федерации*Раздел IV. Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актовРаздел VI. Законопроектная деятельность Правительства*Постановление

Слайд 49Правовые акты управления*
являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и

функций исполнительной власти.
Это основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного

субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

*Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ

Правовые акты управления*являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.Это основанное на законе одностороннее

Слайд 50Основные свойства правового акта управления
это юридический вариант управленческого решения. Путем

его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной

вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;
издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
это юридически-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;
определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;
может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;
подзаконен, то есть он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;
представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т. п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;
издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.

Основные свойства правового акта управленияэто юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает

Слайд 51Ведомственные правовые акты ФОИВ
Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009

«Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной

власти и их государственной регистрации»
Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»


Ведомственные правовые акты ФОИВПостановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов

Слайд 52Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе

и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и

распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных

Слайд 53Виды НПА ФОИВ
постановления,
приказы,
распоряжения,
правила,
инструкции,
положения

Виды НПА ФОИВпостановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения

Слайд 54Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в

рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным

по своему правовому содержанию.
Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.
Распоряжение — распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.
Правила — документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.
Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.
Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

БАХРАХ Д. Н., РОССИНСКИЙ Б. В., СТАРИЛОВ Ю. Н. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является,

Слайд 55нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и

гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от

срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный

Слайд 56Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские,

политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской

Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций – типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. № 88

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и

Слайд 57Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
а) индивидуальные правовые акты:
персонального характера

(о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении

взыскания и т.п.);
действие которых исчерпывается однократным применением;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;
д) акты рекомендательного характера;
е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:
курсы иностранных валют по отношению к рублю;
изменение процентных ставок;
размер резервных требований;
размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
прямые количественные ограничения;
правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Не подлежат представлению на государственную регистрацию:а) индивидуальные правовые акты:персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о

Слайд 58Положение о ФОИВ
Утверждается в соответствии с подведомственностью ФОИВ согласно Указу

Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов

исполнительной власти»
Является основным документом, определяющим организационно-правовой статус ФОИВ

Положение о ФОИВУтверждается в соответствии с подведомственностью ФОИВ согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О

Слайд 59Структура Положения о ФОИВ
Общие положения
Полномочия (+права)
Организация деятельности

Структура Положения о ФОИВОбщие положенияПолномочия (+права)Организация деятельности

Слайд 60Структура Положения об ОИВ субъекта РФ (Саратовская обл.)
Общие положения
Задачи
Функции
Права
Организация деятельности
Ответственность

Структура Положения  об ОИВ субъекта РФ (Саратовская обл.)Общие положенияЗадачиФункцииПраваОрганизация деятельностиОтветственность

Слайд 61Правовые акты субъектов РФ

Правовые акты субъектов РФ

Слайд 62Виды правовых актов субъекта РФ
Законодательный орган – законы и постановления.

Высшее

должностное лицо – указы (постановления) и распоряжения

Высший орган исполнительной власти

– постановления и распоряжения*

Органы исполнительной власти – приказы, распоряжения, инструкции*

*Не регламентировано 184-ФЗ

Виды правовых актов субъекта РФЗаконодательный орган – законы и постановления.Высшее должностное лицо – указы (постановления) и распоряженияВысший

Слайд 63Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ*
принимает конституцию субъекта Российской

Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией

субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации

*184-ФЗ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ*принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное

Слайд 64Законом субъекта РФ
утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о

его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем

высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;
утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;
устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;
устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта РФутверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта

Слайд 65Постановлением законодательного органа субъекта РФ
принимается регламент указанного органа и решаются

вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
оформляется решение о наделении гражданина Российской

Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
одобряется проект договора о разграничении полномочий;
назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением законодательного органа субъекта РФпринимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;оформляется решение о

Слайд 66Порядок принятия НПА законодательным органом
Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки

к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей

голосов от установленного числа депутатов.
Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.
Порядок принятия НПА законодательным органомКонституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика