Разделы презентаций


Гендина Н.И., директор НИИ информационных технологий социальной сферы

Содержание

Наша общая концепция информационного общества:«…Мы, представители народов мира, … заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Гендина Н.И., директор НИИ информационных технологий
социальной сферы Кемеровского государственного


университета культуры и искусств,
доктор пед. наук, профессор
Формирование информационной
культуры

личности:
от теории – к модели
информационного образования
Гендина Н.И., директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор пед. наук,

Слайд 2Наша общая концепция информационного общества:

«…Мы, представители народов мира, … заявляем

о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы

людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, … с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни…»

Декларация принципов: Документ WSIS03/GENEVA/ DOC/4R. 12 декабря 2003 г. //Всемирный Саммит по информационному обществу

«Построение информационного общества –
глобальная задача в новом тысячелетии»

Наша общая концепция информационного общества:«…Мы, представители народов мира, … заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить

Слайд 4…ЮНЕСКО поддерживает концепцию множества обществ знаний, а не концепцию глобального

информационного общества, потому что все возрастающие информационные потоки сами по

себе являются недостаточным условием для того, чтобы понять те благоприятные возможности для развития, которые дает знание.

Общества знаний … должны обеспечивать полную реализацию права на образование и всех прав в области культуры.

В обществах знаний получение и распространение образовательных, научных и культурных сведений, сохранение своего наследия в цифровой форме, качество обучения и образования должны рассматриваться как важнейшие задачи….

Абдул Вахид Хан, Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации (Мониторинг информационного общества и обществ знаний: статистические данные. – СПб, 2004.-С.5-7.)

ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА -
К ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ

…ЮНЕСКО поддерживает концепцию множества обществ знаний, а не концепцию глобального информационного общества, потому что все возрастающие информационные

Слайд 5 Информация и знания – это главная преобразующая

сила общества, а информационные ресурсы – это

стратегические ресурсы общества;
Глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий – основа новой экономики, экономики знаний;
Новизна, быстротечность, ускорение - наиболее характерные черты жизни;
Замена парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование в течение всей жизни».

Факторы, характеризующие информационное
общество и общество знаний

Информация и знания – это главная преобразующая     сила общества, а информационные ресурсы

Слайд 6 Смещение основного акцента с усвоения значительных

объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами

непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
Освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (креативного), а не репродуктивного типа мышления;
Дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

Сущность новой парадигмы образования

Смещение основного акцента с усвоения     значительных объемов информации, накопленной

Слайд 7Образование для общества знаний:
необходимость реализации
креативной модели

Образование для общества знаний: необходимость реализации креативной модели

Слайд 8Всемирный информационный саммит
по проблемам информационного общества
и сохранения оцифрованного

наследия
2 этапа проведения саммита:
1. Женева, 10-12 декабря 2003 г.
2. Тунис,

16-18 ноября 2005 г.
Всемирный информационный саммит по проблемам информационного общества и сохранения оцифрованного наследия2 этапа проведения саммита:1. Женева, 10-12 декабря

Слайд 101. Анализ понятийно-терминологического аппарата
2. Анализ теоретических подходов
3.

Анализ отечественного и зарубежного опыта
4. Анализ содержания

информационной подготовки
5. Анализ общеучебных знаний и умений
6. Анализ уровня информационной подготовки различных категорий потребителей информации

Научные исследования, положенные в основу
разработки концепции и модели
информационной подготовки

1. Анализ понятийно-терминологического    аппарата2. Анализ теоретических подходов 3. Анализ отечественного и зарубежного

Слайд 11Неоднородность русскоязычного
терминологического поля
Неоднородность англоязычного
терминологического поля
1. Анализ понятийно-терминологического аппарата

Неоднородность русскоязычного терминологического поляНеоднородность англоязычного терминологического поля1. Анализ понятийно-терминологического аппарата

Слайд 121. Анализ понятийно-терминологического аппарата
Доминирующий термин в
русскоязычной терминологии

1. Анализ понятийно-терминологического аппаратаДоминирующий термин в русскоязычной терминологии

Слайд 132. Анализ теоретических подходов
Информационная культура -
междисциплинарное научное направление

2. Анализ теоретических подходов Информационная культура - междисциплинарное научное направление

Слайд 14Эволюция объектов информационной подготовки
2. Анализ теоретических подходов

Эволюция объектов информационной подготовки2. Анализ теоретических подходов

Слайд 153. Анализ отечественного опыта
Ведомственная разобщенность деятельности
по информационной подготовке

3. Анализ отечественного опыта Ведомственная разобщенность деятельности по информационной подготовке

Слайд 16Хаотичность формирования информационной культуры личности
3. Анализ отечественного опыта

Хаотичность формирования информационной культуры личности3. Анализ отечественного опыта

Слайд 17Нарушение общедидактических принципов
системности, последовательности, преемственности
при организации информационной подготовки
3.

Анализ отечественного опыта

Нарушение общедидактических принципов системности, последовательности, преемственности при организации информационной подготовки3. Анализ отечественного опыта

Слайд 18Разрыв между традиционной, книжной
и компьютерной информационной культурой
3. Анализ отечественного

опыта

Разрыв между традиционной, книжной и компьютерной информационной культурой3. Анализ отечественного опыта

Слайд 19ИФЛА
2002г. - создание секции по информационной грамотности, поставившей

задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных странах, и

разработки на этой основе международного стандарта.

2001г. – начало реализации Программы «Информация для всех», включающей Раздел 2. «Развитие потенциала и возможностей человека, его навыков и умений в век информации»

ЮНЕСКО

Международные инициативы

3. Анализ зарубежного опыта

ИФЛА 2002г. - создание секции по информационной грамотности, поставившей  задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в

Слайд 20Стандарты информационной грамотности,
разработанные Американской
библиотечной ассоциацией
3. Анализ зарубежного опыта


INFORMATION LITERACY STANDARDS FOR STUDENT LEARNING
Copyright © 1998 by

the American Library Association and the Association for Educational Communications and Technology.

INFORMATION LITERACY COMPETENCY STANDARDS FOR HIGHER EDUCATION
Copyright © 2000 by the American Library Association and the Association of College and Research Libraries

Стандарты информационной грамотности, разработанные Американской библиотечной ассоциацией3. Анализ зарубежного опыта INFORMATION LITERACY STANDARDS FOR STUDENT LEARNING Copyright

Слайд 21Умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы.
Знания информационных ресурсов.
Знания

возможностей библиотеки и умения их использовать.
Умения вести информационный поиск.


Знания и умения по обработке информации.
Умения критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.
Умения пользоваться современными ИКТ.

Компонентный состав информационной
подготовки личности: результаты анализа
РЖ «Информатика» за 1982 – 2005 гг.

4. Анализ содержания информационной подготовки

Умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы.Знания информационных ресурсов.Знания возможностей библиотеки и умения их использовать. Умения

Слайд 225. Анализ общеучебных знаний

5. Анализ общеучебных знаний

Слайд 235. Анализ общеучебных умений

5. Анализ общеучебных умений

Слайд 24Неумение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы;
Незнание информационных ресурсов;
Незнание

возможностей библиотеки и неумение их использовать;
Неумение вести информационный поиск,

обрабатывать и критически оценивать информацию.

Отсутствие осознания своей информационной некомпетентности
Отсутствие мотивации информационной подготовки
Отсутствие понимания зависимости между информационной подготовкой и учебной (профессиональной деятельностью)

6. Анализ уровня информационной подготовки
различных категорий потребителей информации
(учащиеся, специалисты)

Неумение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы;Незнание информационных ресурсов;Незнание возможностей библиотеки и неумение их использовать; Неумение

Слайд 25 Понятие «Информационная культура личности»
Принципы информационного

обучения
Модель содержания информационной подготовки
Концепция формирования информационной


культуры личности: основные компоненты
Понятие «Информационная культура    личности» Принципы информационного    обучения Модель содержания информационной

Слайд 26«Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека;

совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную

самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе».

Определение понятия
«Информационная культура личности»

«Информационная культура личности -  одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний

Слайд 27Информационная культура в структуре
общей культуры личности

Информационная культура в структуре общей культуры личности

Слайд 28ИК: Информацион-ная культура
ИГ: информацион-ная грамотность
ИМ: Информацион-ное мировоззрение
ИКТГ: ИКТ грамотность
где:
Формула информационной культуры

ИК: Информацион-ная культураИГ: информацион-ная грамотностьИМ: Информацион-ное мировоззрениеИКТГ: ИКТ грамотностьгде:Формула информационной культуры

Слайд 29Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации

и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя

убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Эта система выражается в ценностях образа жизни личности, социальной группы и общества в целом в век информации. Информационное мировоззрение тесно связана с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Предлагаемая трактовка
информационного мировоззрения

Информационное мировоззрение –  это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное

Слайд 30Древо информационной культуры

Древо информационной культуры

Слайд 31Принцип культурологического подхода
Принцип системного подхода
Принцип интегративности
Принцип деятельностного подхода
Принцип технологического подхода
Принцип

непрерывности
Общеметодологические принципы
информационного образования

Принцип культурологического подходаПринцип системного подходаПринцип интегративностиПринцип деятельностного подходаПринцип технологического подходаПринцип непрерывностиОбщеметодологические принципы информационного образования

Слайд 32Требования к модели
информационной подготовки
Целостное представление содержания

обучения
Определение последовательности обучения: «развертывание во

времени» содержания обучения
Обеспечение интегративности старой (ББЗ) и новой (ИКТ) системы знаний и умений в структуре информационной подготовки
Обеспечение дифференцированного деятельностно-ориентированного подхода в организации информационной подготовки
Требования к модели информационной подготовки Целостное представление содержания     обучения Определение последовательности обучения:

Слайд 33Целостное представление содержания обучения
РАЗДЕЛ I. Информационные ресурсы

общества
РАЗДЕЛ II. Основные типы информационно-

поисковых задач и алгоритмы их решения
РАЗДЕЛ III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
РАЗДЕЛ IV. Технология подготовки информационных продуктов

Требования к модели
информационной подготовки

Целостное представление содержания обученияРАЗДЕЛ I. Информационные ресурсы          обществаРАЗДЕЛ

Слайд 34Раздел 1.
Информационные ресурсы общества

Раздел 1. Информационные ресурсы общества

Слайд 35Раздел 2.
Информационно-поисковые системы

Раздел 2. Информационно-поисковые системы

Слайд 36Раздел 3.
Информационный анализ и синтез

Раздел 3. Информационный анализ и синтез

Слайд 37Раздел 4.
Технология подготовки
информационных продуктов

Раздел 4. Технология подготовки информационных продуктов

Слайд 38Требования к модели
информационной подготовки
Определение последовательности обучения: «развертывание во времени»

содержания обучения

Требования к модели информационной подготовкиОпределение последовательности обучения: «развертывание во времени» содержания обучения

Слайд 39Определение «порционности» обучения
Требования к модели информационной подготовки

Определение «порционности» обученияТребования к модели информационной подготовки

Слайд 40Обеспечение интегративности старой (ББЗ) и новой (ИКТ) системы знаний и

умений в структуре информационной подготовки
Требования к модели
информационной подготовки

Обеспечение интегративности старой (ББЗ) и новой (ИКТ) системы знаний и умений в структуре информационной подготовкиТребования к модели

Слайд 41Обеспечение дифференцированного деятельностно-ориентированного подхода в организации информационной подготовки
Требования к модели

информационной подготовки

Обеспечение дифференцированного деятельностно-ориентированного подхода в организации информационной подготовкиТребования к модели информационной подготовки

Слайд 42Компоненты модели
информационного образования
Учебная дисциплина «Основы информационной культуры личности»
Комплекс учебных

программ курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых
Условия

организации информационного обучения
Компоненты модели информационного образованияУчебная дисциплина «Основы информационной культуры личности»Комплекс учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для

Слайд 43Учебная дисциплина
«Основы информационной
культуры личности»

Учебная дисциплина «Основы информационной культуры личности»

Слайд 44Комплекс учебных программ
курса «Основы информационной
культуры личности» для различных


категорий обучаемых

Комплекс учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых

Слайд 45Модель информационной подготовки:
реализация принципа системности

Модель информационной подготовки: реализация принципа системности

Слайд 46 Разработка национальных стандартов информационной культуры личности для различных уровней

образования
Организация подготовки кадров, владеющих технологией формирования информационной

культуры
Наличие распределенной информационно- учебной среды
Создание комплекса традиционных и электронных учебных изданий: - учебно-программных - учебно-теоретических - учебно-практических - учебно-методических

Условия организации
информационного образования

Разработка национальных стандартов информационной культуры личности для различных уровней образованияОрганизация подготовки кадров, владеющих

Слайд 47Почтовый адрес: Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17 Тел., факс: (384-2)

35-96-15
http://nii.art.kemerovonet.ru E-mail: nii@art.kemerovonet.ru
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Почтовый адрес:  Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17 Тел., факс: (384-2) 35-96-15 http://nii.art.kemerovonet.ru E-mail: nii@art.kemerovonet.ruНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика