Разделы презентаций


Современный православный монастырь как центр духовного просвещения молодежи"

Содержание

Свято-Духов монастырь Ливенской епархии Орловской митрополии относится к числу древнейших обителей России (первое упоминание в документах -1619 год).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1"Современный православный монастырь как центр духовного просвещения молодежи"
(на примере Свято-Духова

монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии)


Слайд 2 Свято-Духов монастырь Ливенской епархии Орловской митрополии относится к числу

древнейших обителей России (первое упоминание в документах -1619 год).

Свято-Духов монастырь Ливенской епархии Орловской митрополии относится к числу древнейших обителей России  (первое упоминание в

Слайд 3Современный вид монастыря
Монастырь находится в центре среднерусской возвышенности, у слияния

рек Неручь и Зуша. В своей книге о Ф.И. Тютчеве

писатель В.В. Кожинов отмечал особую роль мест, расположенных в бассейне рек Неручи – Зуши – Оки: «Эта малая часть России (всего каких-нибудь 3 процента площади ее европейской территории!) породила поистине великую плеяду художников слова, имена которых: Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Пришвин, Есенин». Плодоносность этих мест непосредственно связана их историей, глубинной связью с духовными истоками Святой Руси.
Современный вид монастыряМонастырь находится в центре среднерусской возвышенности, у слияния рек Неручь и Зуша. В своей книге

Слайд 4В горниле истории
В прошлом монастырь играл значительную роль в качестве

духовного центра на южных окраинах Московской Руси, был тесно связан

с системой так называемых «засечных линий». охраняемых казаками-»сторожами». Духовное окормление казаков было одной из важных сторон миссионерской деятельности Свято-Духовой обители. В 1639 году игумен Свято-Духова монастыря Симон отправляет царю Михаилу Федоровичу Романову челобитную о необходимости укрепления новосильской крепости. Царь откликнулся. В качестве одной из мер было наделение казаков землей. Есть основания утверждать, что именно это решение царя и разработанный на его основе земельный статус казачества стали поворотным пунктом преобразования дикой, буйной, плохо управляемой казачьей вольницы в оседлое государственное военное сословие, игравшее столь большую роль в становлении и защите Российского государства, начиная с середины XVII века
В горниле историиВ прошлом монастырь играл значительную роль в качестве духовного центра на южных окраинах Московской Руси,

Слайд 5Расцвет Свято-Духова монастыря в 17 веке
Свято-Духов монастырь пользовался благоволением государей

Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романова, имел вотчины, обширные земельные

угодья. Еще в середине 19 века в монастырской библиотеке хранилась книга «Пролог» с царской дарственной надписью: государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России самодержец пожаловал сию книгу в новосильский уезд в Духов монастырь в церковь Живоначальной Троицы лету 7171 (1663) августа. … дня подписал приказу большого дворца подъячий Сидор Скворцов».

Расцвет Свято-Духова монастыря в 17 векеСвято-Духов монастырь пользовался благоволением государей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романова, имел

Слайд 6Выдающиеся деятели монастыря: игумен Ювеналий Воейков
В 18 веке монастырь приходит

в упадок из-за секуляризационной политики Петра I и его преемников.

В 1764 году, в связи с учреждением «штатов» монастырей Екатериной, обитель была упразднена. Однако уже через три года открывается вновь по ходатайству представителей ряда знатных российских фамилий – новосильских помещиков, которые обязались содержать монастырь. Свято-Духов монастырь был отнесен к числу заштатных. Настоятелем его стал игумен Ювеналий Воейков, выдающийся храмосозидатель и известный духовный писатель конца 18 века. При нем был построен главный монастырский храм – во имя Живоначальной Тороицы
Выдающиеся деятели монастыря: игумен Ювеналий ВоейковВ 18 веке монастырь приходит в упадок из-за секуляризационной политики Петра I

Слайд 7Выдающиеся деятели монастыря: Митрополит Киевский Иоаникий (Руднев):1826-1900
С 1815 по

1969 год в стенах обители находилось Духовное училище, игравшее важную

роль в просвещении жителей Новосильского и других прилегающих уездов Тульской губернии. Из числа учеников Новосильского духовного училища, размещавшегося в Свято-Духовом монастыре, вышли такие известные деятели Русской Православной Церкви XIX века, как митрополит Киевский Иоаникий (Руднев), причисленный в 2016 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) к лику местночтимых святых, известный русский духовный писатель, профессор Киевской духовной академии Никифор Иванович Щеголев и др.

Выдающиеся деятели монастыря: Митрополит Киевский Иоаникий (Руднев):1826-1900 С 1815 по 1969 год в стенах обители находилось Духовное

Слайд 8Выдающиеся деятели монастыря: настоятель обители Архимандрит Геронтий Кургановский
Архимандрит Геронтий (в

миру Гавриил Михайлович Кургановский) был настоятелем Новосильского Свято-Духова монастыря с

1899 по 1901 год. Выдающийся церковный композитор и духовный писатель. Автор «Исторического очерка Свято-Духова монастыря» (1901), где отмечает высокий духовный строй жизни обители и ее благодатную красоту, пробуждающую в богомольцах благоговение.
Выдающиеся деятели монастыря: настоятель обители Архимандрит Геронтий КургановскийАрхимандрит Геронтий (в миру Гавриил Михайлович Кургановский) был настоятелем Новосильского

Слайд 9Исповедная ведомость братии Свято-духова монастыря за 1904 год
В начале двадцатого

века Свято-Духов монастырь, как отмечал архиепископ Тульский, высокопреосвященный Парфений в

интервью газете «Свет», приходит в упадок:
«Обитель эта находится в страшной глуши, вдали от железных дорог и городских поселений и, благодаря целому ряду неудачных настоятелей, пришла в сильно запущенный вид. Между тем, у нее все данные, чтобы стоять в числе виднейших русских монастырей. Имея свыше 500 десятин черноземной земли, она прекрасно обеспечена материально. С духовной стороны она также пользуется большим значением, так как хранит в своих стенах широко чтимый образ св. Николая, а среди братии ее живет старец Херувим, привлекающий к себе до 200-300 паломников в день
Исповедная ведомость братии Свято-духова монастыря за 1904 годВ начале двадцатого века Свято-Духов монастырь, как отмечал архиепископ Тульский,

Слайд 10Святыня обители
Чудотворная икона Новосильского Николы Доброго в течение веков была

самой известной и почитаемой святыней обители. Как гласит благочестивое предание,

она была написана в XI веке знаменитым подвижником Киево-Печерской Лавры Алимпием и привезена в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой. По свидетельству архимандрита Геронтия, икона святителя Николая находилась в Новосиле 510 лет и была принесена в дар Свято-Духову монастырю царем Алексеем Михайловичем Романовым в 1663 году. На поклонение иконе Святителя Николы Новосильского Доброго в Свято-Духов монастырь стекались паломники со всех концов России. По вере наших благочестивых предков, при обращении со святыми молитвами к святому угоднику Божию происходили многочисленные случаи. После Октябрьского переворота след подлинника иконы Николы Доброго потерялся.

Святыня обителиЧудотворная икона Новосильского Николы Доброго в течение веков была самой известной и почитаемой святыней обители. Как

Слайд 11Монастырь перед революцией
В начале Первой мировой войны в монастыре, по

инициативе архимандрита Лазаря, был устроен лазарет для раненых. Несколько позднее

при Свято-Духовой обители был организован приют для инвалидов войны, а также приют для мальчиков – «осиротелых детей воинов, павших в бою». Подобные приюты были устроены и в других монастырях Тульской епархии. По этому поводу в статье ,опубликованной в 11-12 выпусках «Тульских «Епархиальных ведомостей» за 1918 год (последние выпуски газеты),в частности, указывается: «Обители иноческие, таким образом, исполнили свой долг пред Родиною, в отношении устроения осиротелых детей: по примеру древних обителей святых, со всею готовностью открывались двери обителей; всем своим достоянием в годину общего бедствия делились, в дни войны монастыри,– и не затеряются в обителях монастырских эти жертвы войны, но воспитаются в духе Православной Церкви, на основах нравственности христианской, для полезной, в будущем, деятельности, общественной; инвалиды же наши, когда в сознании исполненного долга утишатся их скорби душевные, нигде, как здесь, не нашли бы для себя лучшего душевного покоя и нравственного удовлетворения»
Какова была судьба этих детей и инвалидов после закрытия монастыря Советской властью в 1921 году, мы можем только гадать…
 
Монастырь перед революциейВ начале Первой мировой войны в монастыре, по инициативе архимандрита Лазаря, был устроен лазарет для

Слайд 12Трагические страницы истории монастыря
В Новосильском уезде революционные процессы шли медленнее,

со старыми устоями расставались долго. Несмотря на установление Советской власти

в начале февраля 1918 года, монастырь некоторое время продолжал жить своей обычной жизнью. Осенью же 1919 года монастырь оказывается на переднем крае боевых действий во время так называемой Орловск-Кромской операции, когда войска Деникина стремительно продвигались к Москве и были остановлены в районе Новосиля. В октябре 1919 года, когда Свято-Духов монастырь во время боев неоднократно переходил из рук в руки, трое монахов обители были расстреляны красногвардейцами по приговору Военно-полевого трибунала 13 армии Южфронта. Это иеромонах Вениамин (Филипп Степанович Данилов), иеродьякон Никон (Николай Арсентьевич Голенищев-Кутузов ), монах Алипий (Афанасий Федорович Воробьев). Со времени ареста до расстрела прошло только 9 дней. Обвинение было сформулировано стандартно: «контрреволюционная деятельность». За этой формулировкой сплошь и рядом скрывались беззаконие и произвол. В январе 2005 года монахи были реабилитированы
Трагические страницы истории монастыряВ Новосильском уезде революционные процессы шли медленнее, со старыми устоями расставались долго. Несмотря на

Слайд 13Мерзость запустения
В 1921 году монастырь был закрыт, святыни разграблены, две

из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора

монастыря – церкви Живоначальной Троицы, построенной по древним образцам русской церковной архитектуры, превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.
Мерзость запустенияВ 1921 году монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а

Слайд 14Возрождение Свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению

схиигумена и духовника Оптиной пустыни Илия (ныне схиархимандрита, духовника Святейшего

Патриарха Московского и всея Руси Кирилла), а также архиепископа Орловского и Ливенского Паисия (1930-2008).
Возглавить работы по восстановлению монастыря отец Илий (Ноздрин) благословил послушника Виктора Маслова (ныне игумен монастыря о. Александр). Весной 2004 началась расчистка руин, в которой приняли активное участие местные жители. 25 апреля 2004 года на территории монастыря состоялся первый водосвятный молебен. В день Святого Духа на богослужение собралось особенно много людей. На службу пришли не только люди старшего поколения, но и дети – учащиеся местной школы
Возрождение Свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни Илия (ныне

Слайд 15Руины соборного монастырского храма во имя живоначальной троицы

Руины соборного монастырского храма во имя живоначальной троицы

Слайд 16Один из этапов восстановления монастырского Троицкого храма

Один из этапов восстановления монастырского Троицкого храма

Слайд 171 июня 2015 года состоялось освящение Троицкого собора епископом Ливенским

и Малоархангельским Нектарием и схиархимандритом Илием (Ноздриным).

1 июня 2015 года состоялось освящение Троицкого собора епископом Ливенским и Малоархангельским Нектарием и схиархимандритом Илием (Ноздриным).

Слайд 18В середине южного участка ограды обители воздвигнут величественный поклонный крест

в окружении белокаменных стен с бойницами, символизирующие стену святого града

Иерусалима – места искупительного подвига Спасителя
В середине южного участка ограды обители воздвигнут величественный поклонный крест в окружении белокаменных стен с бойницами, символизирующие

Слайд 19Помимо главного храма обители, в настоящее время, восстановлена разобранная в

советское время на строительные материалы монастырская ограда, некоторые участки которой

повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества
Помимо главного храма обители, в настоящее время, восстановлена разобранная в советское время на строительные материалы монастырская ограда,

Слайд 20В 2015 г. свершилось знаменательное событие: на основе сохранившейся фотографии

и дореволюционных описаний в московской мастерской была воссоздана «в меру

чудотворного образа» икона Святителя Николы Новосильского Доброго.

26 мая 2019 года, по благословению наместника Свято-Духова монастыря игумена Маслова, произошло и возрождение еще одной древней святой традиции – соборного крестного хода с иконою Николы Доброго.

В 2015 г. свершилось знаменательное событие: на основе сохранившейся фотографии и дореволюционных описаний в московской мастерской была

Слайд 22Как уже указывалось, Свято-Духов монастырь выступал в роли духовного центра

казачества, способствовал его формированию как служилого государственного сословия. Традиция духовного

окормления казачества продолжается и сейчас. Игумен Александр Маслов является вдохновителем и создателем местного хуторского казачьего общества. При этом в состав казачьего общества входит также ряд постоянных насельников обители

Казаки ведут охрану монастыря, поддерживают порядок, активно участвуют в строительстве, восстановлении обители, благоустройстве территории, обеспечении братского корпуса дровами и др. Важную роль играет казачество в возрождении народных традиций в Новосильском округе

Как уже указывалось, Свято-Духов монастырь выступал в роли духовного центра казачества, способствовал его формированию как служилого государственного

Слайд 23Молебен перед торжественным открытием памятника князю Петру Петровичу Долгорукову (1744—1815) ,

выдающемуся русскому военному и государственному деятелю, Новосильскому помещику, прихожанину и

благотворителю обители, похороненному на братском монастырском кладбище, у алтаря восстанавливаемой церкви во имя святителя николая мирликийского.
Молебен перед торжественным открытием памятника князю Петру Петровичу Долгорукову (1744—1815) , выдающемуся русскому военному и государственному деятелю, Новосильскому

Слайд 24В последние годы Свято-Духов монастырь занимается просветительско-издательской деятельностью. С апреля

2001 года, по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Высокопреосвященнейшего Антония,

издается газета «Монастырский вестник». На его страницах освящаются текущие события в жизни монастыря, публикуются материалы духовного содержания и нравственные поучения, печатаются историко-патриотические статьи, проповеди, очерки.
Вышел в свет первый выпуск альманаха «Известия Свято-Духова монастыря», в котором опубликованы нравственно-богословские статьи, а также материалы по истории Церкви и, в частности, истории Орловской митрополии, по православной педагогике, воспоминания, стихи. Для бесплатного распространения издаются листки душеполезного содержания,. Значительное внимание уделяется сайту монастыря, где получают освещение будни и праздники монастыря, размещаются материалы по православному просвещению (разделы «Монастырская педагогика», «Церковь и Орловский край», «Христианская поэзия», «Мир семьи» и др.).
В последние годы Свято-Духов монастырь занимается просветительско-издательской деятельностью. С апреля 2001 года, по благословению архиепископа Орловского и

Слайд 25При монастыре действует небольшое животноводческое хозяйство, являющееся важным подспорьем в

обеспечении монашествующих и трудников продуктами питания. Насельники обители ухаживают за

огородами, пасекой. На прежнем месте разбит монастырский фруктовый сад, поражавший всех в прошлом своим зеленым великолепием. Территорию монастыря сегодня украшают цветы, декоративные растения и деревья.
При монастыре действует небольшое животноводческое хозяйство, являющееся важным подспорьем в обеспечении монашествующих и трудников продуктами питания. Насельники

Слайд 26Монастырь имеет подворье и земельные участки. Каждый год насельники обители

при помощи местных казаков засеивают их пшеницей, овсом, гречкой и

другими зерновыми культурами. В течение всего лета насельники монастыря и казаки вносят удобрения, ухаживают за полями, наблюдают за ростом и созреванием посеянного.
Монастырь имеет подворье и земельные участки. Каждый год насельники обители при помощи местных казаков засеивают их пшеницей,

Слайд 27Монастырь сегодня выступает в качестве центра духовного просвещения для населения

Новосильского и окружающих районов а также в качестве центра возрождения

казачества, народных фольклорных традиций.
Духовенство обители в течение ряда лет окормляет казачий ансамбль «Волюшка», широко известный не только на Новосильской земле, но по всей Орловщине.
Монастырь сегодня выступает в качестве центра духовного просвещения для населения Новосильского и окружающих районов а также в

Слайд 28Казачий детский поход и крестный ход
Особое внимание в монастыре уделяется

духовному просвещению и патриотическому воспитанию молодежи

Казачий детский поход и крестный ходОсобое внимание в монастыре уделяется духовному просвещению и патриотическому воспитанию молодежи

Слайд 29Рассказ об истории монастыря для школьников
Духовенство монастыря совместно с окормляемым

им местным казачес твом проводят беседы на духовные и патриотические

темы в школах
Рассказ об истории монастыря для школьниковДуховенство монастыря совместно с окормляемым им местным казачес твом проводят беседы на

Слайд 30Богослужение в восстанавливаемом храме во имя Живоначальной троицы
Дети постоянно участвуют

в монастырских богослужениях, принимают активное участие в восстановлении монастыря

Богослужение в восстанавливаемом храме во имя Живоначальной троицыДети постоянно участвуют в монастырских богослужениях, принимают активное участие в

Слайд 31Вместо эпилога
2 марта 2019 года, в день Родительской субботы в

Троицком храме Свято-Духова монастыря состоялась примечательная встреча и беседа с

местными школьниками, в которой приняли участие и юные орловские гости. Перед этим дети молились об упокоении их усопших предков, среди которых были и те, кто защищал Православную Веру и Церковь, и те, кто вольно или невольно способствовали попранию святынь. Звучали утешительные и примиряющие слова: «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина». Участие в поминовении усопших юных новосильцев и орловцев создавало в храме особую атмосферу единения ушедших, живущих и будущих поколений. Казалось, молитва детей сливается с молитвой тех, кто столетия молился в стенах соборной монастырской церкви Живоначальной Троицы, тех, кто защищал в самые трудные годы становления молодого русского государства его южные рубежи – пушкарей, стрельцов, казаков, потомки которых отдают дань памяти ушедшим, воссоздавая и восстанавливая попранное – под окормлением Церкви, под сенью Святого Духа.
Вместо эпилога2 марта 2019 года, в день Родительской субботы в Троицком храме Свято-Духова монастыря состоялась примечательная встреча

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика