Сохранение традиций.
НХК.
Слайд 2
До конца 20 в. под сохранением традиций, наследия:
-сохранение памяти
о прошлом
-популяризация памятников и их реставрация.
Слайд 3
С конца 20 в. под сохранением традиций, наследия:
-взаимосвязь культуры современности
и культуры прошлого
-взаимоотношения культуры, в русле деятельности человека в сфере
культуры
Слайд 4
Также условием существования культуры является не только сохранение
культурных ценностей, культурных традиций, а воспитание культуры, сохранение природы, сохранение
благоприятных условий взаимодействия природы и общества.
Слайд 5
Сохранение культуры – условие нравственной, духовной жизни человека.
Освоение научных знаний определяет формирование мировоззрения человека, необходимости внутреннего роста
личности, способной управлять наследием прошлого.
Слайд 6
Необходимо беречь памятники культуры, рассматривать их в
окружении природы, ведь сама эстетика пейзажа воспитывает человека.
Особое внимание следует уделять преемственности поколений.
Слайд 7
События культуры следует рассматривать в широком плане
течения мировой культуры, которые обусловлены не только политическими изменениями, сколько
ментальными свойственными каждому этносу эстетическими, этическими принципами.
Слайд 8
Сохранение культуры – предполагает сочетание научной и
общественной деятельности. Понимание древнего памятника, традиции связано с уровнем имеющихся
знаний, широты кругозора современного поколения.
Слайд 9
Популяризация, формирование общественного сознания.
Издание для широкого
круга читателей 10-ти томной библиотеки древнерусской литературы. Д.С.Лихачев полагал, что
литература – часть общественного сознания.
Слайд 10
Наука должна быть частью общественной жизни. Человек образованный,
неравнодушный к культуре – интеллигентный, способен обладать внутренней свободой. Д.С.Лихачев
в 70-е гг. выразил отчаянный протест решению изменить внешний облик Невского проспекта, парков под Петербургом.
Слайд 11
Так был создан Фонд культуры. Появилось целое направление
экология культуры.
Воспитание любви к родному краю начинается с
любви к семье. Семья- это те условия, в которых формируется личность, готовая сохранять и любить или готовая не любить и разрушать…
Слайд 12
На 90-е гг. приходится подъем развития
краеведения, школьного краеведения. Еще в начале 2000-2005 гг. в школах
преподавался предмет – краеведение.
Но уже школьники, начиная с 2000 г. не обучаются в школах основам искусства, изо, музыки, сокращаются часы на литературу.
Слайд 13
Сохранение культурной среды.
Если природная среда необходима человеку
для биологического существования, то культурная среда – необходима для духовной,
нравственной жизни человека.
Слайд 14
Изучаются отдельные виды культур, вопросы реставрации памятников, их
сохранение. Не изучается нравственное значение и влияние воздействующей среды на
человека. Общаться с культурной- постоянно обогащаться духовно. Улицы, кварталы, музеи…творения прошлого связывают нас с культурным наследием.
Слайд 15
Формирование нравственной ответственности перед будущими поколениями очень важно.
Если человек не любит смотреть на старые фотографии своих
родных, приходить в сад, где прошло его детство, не любит вещи, которые окружали других людей в минуты радости и горя- значит он не ценит человеческую память, у него не формируется любовь к своему городу и т.д.
Слайд 16
Несоблюдение законов экологии культуры приводит к нравственной
смерти человека.
Так крестьянская жизнь проходила среди полей,
лесов, созданных им самим постройками: избами, церквушками…
Понимать памятник и ландшафт надо вместе.
Слайд 17
Чтобы создать что-то достойное , надо хорошо разбираться
в прошлом. Простое подражательство – тупиковый путь развития культуры. Творческое
следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание, иногда уже отмершему.
Слайд 18
Красоту и величественность архитектуры воспевали и авторы летописей,
других литературных произведений.
Города Северо-Запада. Великий Новгород.
Развивалась «идея градостроительства»- особой среды обитания человека.
Слайд 19
Начиная с 13 в. укрепляется эта идея и
был принят и реализовывался «Закон городской», восходящий к традициям античного
градостроительского законодательства.
Слайд 20
Византийский закон апопсии-
«вид, открывающийся от здания». Каждый дом
города влияет на облик города в целом. Это может быть
вид на луга, перелески, море. Так В.Новгород опоясан полями и церквями.
Слайд 21
В 20 в. , когда стало осознаваться величие
градостроительного наследия нашего города, особое значение придавали шпилям. Они являлись
характерной чертой города: три основных- Петропавловский, Инженерный, Адмиралтейский.
Слайд 22
Природные явления в сочетании с шедеврами зодчих формировали неповторимую
картину Ленинграда. Однако, наметилась тенденция: строительства отдельных зданий, без включения
их в ансамбль микрорайона, города в целом.
Слайд 23
Гостиница «Ленинград»- «СПБ»
Была простроена
на месте, где можно было с набережных Невы наблюдать за
восходом и закатом солнца в период белый ночей.
Новое не должно противостоять старому и в культуре.
Слайд 24
Бородинское поле имеет коллосальное воспитательное значение.
Если
в природе возможно в принципе восстановление леса, поголовья животных, очищения
воды рек, если не перейдена известная грань. Иногда природа сама реализует потенциал самовосстановления.
Слайд 25
С культурными обычаями, объектами дело обстоит иначе. Памятник исчезает
навсегда. Восстановленный объект – лишь «документ» эпохи. Реставраторы часто губили
культурные объекты, привнося в и них элементы эстетики нового времени. Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик.
Слайд 26
Каждый человек- носитель прошлого и настоящего. Важно
отношение к своим традициям, истокам: развивать глубокий склад ума, богатый
язык, знание истории, родного искусства.
Слайд 27
Культура прошлого и настоящего – это же сад
и парк. «Золотой век», средневековый рай ассоциировались с садом. Сад
– это идеальная культура, где облагороженная природа идеально слита с человеком. Ф.М.Достоевский мечтал превратить самые злачные места город в сады.
Слайд 28
Самый светлый эпизод «Идиота» Ф.М. Достоевского – свидание
Мышкина и Аглаи совершается в Павловском парке.
Необходимо
сохранение исторических ландшафтов: Плес, Соловки, Новгород…
Слайд 29
Культурные ценности прошлого привлекают богатейшей гаммой
исторических ассоциаций. Нельзя легкомысленно относиться к наследию прошлого. Необходимо формирование
нового культурно-экологического подхода к сохранению наследия.
Слайд 30
Исследования. Экспедиции. Проведение комплексных программ возрождения.
Концепция:
признание того, что подлинное сохранение и эффективное использование наследия может
быть осуществлено только при понимании современных социально-экономических, политических и экологических процессов.
Слайд 31
Одним из основных субъектов сохранения и использования наследия
является местное население. Именно оно спасало –Валаам, Соловки…
Постановление
Верховного Совета РФСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального наследия народов РФ».
Слайд 32
«Закон об охране и использовании объектов культурного и
природного наследия».
Привлечение специалистов разного профиля: экологов, археологов, культурологов,
краеведов, архитекторов, палеонтологов, искусствоведов, работников музеев и т.д.
Слайд 33
Разработка концепций по сохранению культурного наследия: Лихачев, Вернадский.
Запас культурней среды, культурных памятников истощается в мире.
Слайд 34
Выделяется три подхода:
- Генетический ( наследие как носитель
исторической памяти, определяющий сохранение самобытности национальной или региональной культуры).
Слайд 35
-экологический подход ( наследие как основа устойчивого развития
общества и биосферы).
- географический подход ( наследие
как основа сохранения культурного и природного разнообразия мира, страны, отдельных регионов, этносов, групп населения).
Слайд 36
Национальные и региональные комплексные программы управления культурным и
природным наследием. Культурный ландшафт - тип объектов в Списке
культурного наследия ЮНЕСКО: ориентируется на творческий гений художника-инженера
Слайд 37
В 1972 г. в Париже принята Конвенция ЮНЕСКО
«Об охране Всемирного культурного и природного наследия.
Рекомендации о сохранении фольклора.
// Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. – С. 495-499.
Слайд 38Д.С.ЛИХАЧЕВ
1.Преемственность общественного сознания
2.Исторические корни отношения к современности
3.Теснейшее взаимодействие и взаимосвязи
природы и общества
( ландшафты, хранящие в себе память о
личностях, событиях, связанных с художественными произведениями).
Слайд 39
Тлюняева, Анна Адемировна.
Культурное наследие: философские аспекты
анализа : монография / А.А.
Тлюняева, А.В. Деринг
; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер.
гос.
бюджет. образоват. учреждение высш. проф.
образования "Сиб. гос. автомоб.-дор. акад. (
СибАДИ)". - Омск : СибАДИ, 2012. - 147 с.
Слайд 40
Мизин, Вячеслав Григорьевич (специалист в обл.
мегалитики).
Забытые священные и мифологические места
Ингерманландии / Вячеслав Мизин. - Санкт- Петербург : Центр Сохранения
Культурного Наследия, 2013. - 214, [1] с.
Слайд 41
Тарасова Е. А., Генеалогия как сфера и метод исследования культурно-исторического процесса.
(на материалекультурного наследия рода Урусовых-Шиловских). автореф. дис. на соиск. учен. степ.
к. культуролог. н. специальность 24.00.01 <Теория и история культуры> - 2012
Слайд 42
Городецкий район : иллюстрированный каталог
памятников истории и культуры / Правительство
Нижегор.
обл., Упр. гос. охраны объектов культ.
наследия Нижегор. обл. ; [редкол.:
А.В. Лисицына (
отв. ред.) и др.]. - Нижний Новгород : Кварц,
2011. - 499, [1] с.
Слайд 43
"Сохранение и развитие культурного наследия
Русского Севера. Творческое наследие Н. К.
Мешко",
всероссийская научно-практическая
конференция (2010; Архангельск).
Сохранение и развитие культурного наследия
Русского Севера. Творческое
наследие Н.К. Мешко :
материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - Архангельск : Государственный
академический Северный русский народный хор, 2010.
- 177 с.
Слайд 44
Визуальное наследие народов Якутии:
фотографический мир А.П. Курочкина (конец XIX -
начало
XX века) : каталог / М-во культуры Рос.
Федерации, Якут. гос.
объед. музей истории и
культуры народов Севера ; [авт.-сост.: Д.П.
Попова, Т.Г. Старостина ; науч. ред.: Е.Н.
Романова, д.ист.н.]. - Якутск : Медиа-холдинг "
Якутия", 2011. - 128 с.
Слайд 45
Поршнев, Валерий Павлович.
Мусей в культурном наследии античности /Валерий Поршнев. -
Москва : Новый Акрополь, 2012.- 333, [2] с.
Слайд 46
Галкова, Ольга Валентиновна.
Российские традиции охраны отечественного культурного наследия : монография
/ М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Волгоградский
гос. пед. ун-т". - Волгоград :Перемена, 2011. - 238 с.
Слайд 47
Культура и законодательство : по материалам
парламентских слушаний / [сост.: Е.
А. Сизова и др.]. - Москва : Гос. Дума, 2011.
- 110, [1] с.
Слайд 48
Постановление Правительства от 03 марта 2012 N 186 "О федеральной
целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)"
от 3 марта
2012 г. № 186
МОСКВА
О федеральной целевой программе
«Культура России (2012 - 2018 годы)»