Слайд 1Создание детской иллюстрации с помощью различных приемов акварельной живописи
Презентацию подготовила
Икренникова Ксения
Слайд 2История детской иллюстрации
Иллюстрация берет свое начало глубоко в древних
временах, колыбелью книжной иллюстрации принято считать Древний Египет.
Слайд 3первое издание букваря
24 июля 1618 год, в типографии
виленского Свято-Духово братства в городе Евье Великого княжества Литовского создается
первая иллюстрированная книга для детей - букварь
Слайд 4 Появляются различные варианты букварей и азбук для обучения
детей в церковных школах. Все книги были рукописными, украшенными орнаментами.
Иллюстрация
чаще всего не связана с текстом, представляет собой только художественное оформление из растительных, геометрических и зооморфных мотивов.
Слайд 51694 г. Создание «Лицевого календаря» Кариона Истомина. Именно этот календарь
дал начало изучению алфавита по знакомым образам, ассоциациям.
К этому
времени определяются правила издания детской литературы: выбирается читабельный для детского глаза шрифт, текст выстраивают в линейные рамки, буквица прописывается красным цветом.
Слайд 6XVIII век активно создает учебную литературу для детей в виде
букварей, азбук и алфавитов. Иллюстрирование уже связано с текстом (изображаются
предметы, которые начинаются на заданную букву, бытовые сцены письма или чтения и т.д.). Но расцветать детская книжная иллюстрация начала только в XIX веке, одновременно с золотым веком русской литературы.
Слайд 7XIX век – развитие детской литературы и иллюстрации
XIX век приносит
много произведений на полки детский литературы. Иллюстрирование происходит с помощью
медной гравюры и литографии, часто картинки раскрашиваются вручную акварелью.
Слайд 8Картинки уже напрямую связаны с текстом, они показывают главных героев,
ключевые сцены, иногда несут в себе дополнительное повествование или иносказательный
характер. Издатели целенаправленно нанимают профессиональных художников для создания картинок.
Слайд 9 С научно-техническим прогрессом развивается и детская иллюстрация. В
конце XIX и на протяжении XX века качество печати улучшается
благодаря новым возможностям фотографирования и печати, что помогает лучше передавать фактуру материала.
И. Билибин «Гуси-лебеди»
Е. Поленова. Иллюстрации к сказкам
Слайд 10Ю. Васнецов. Иллюстрации к сказкам
Удивляет многообразие техник исполнения. Каждого художника
можно без труда узнать по «почерку».
Слайд 11Д. Митрохин Иллюстрация к роману Ф. Марриета «Корабль-призрак»
М. Добужинский. Иллюстрации
к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»
Слайд 12Е. Лансере. Иллюстрация к роману Л. Толстого «Хаджи – Мурат»
Л.
Бакст. Иллюстрация к повести Н. Гоголя «Нос»
Слайд 14Н. Гончарова. Иллюстрация к сказке А. Пушкина «Сказка о царе
Салтане»
А. Пластов иллюстрация к поэме Н. Некрасова «Мороз, красный нос»
Слайд 15В. Лебедев иллюстрация к произведению С. Маршака «Усатый-полосатый»
В. Лебедев. Иллюстрации
к произведениям С. Маршака
Слайд 16Ю. Анненков. Иллюстрации к сказке К. Чуковского «Мойдодыр»
Слайд 17В. Чижиков. Иллюстрация к сказке Г. Андерсена «Огниво»
Слайд 18Иллюстрация идет в ногу со временем, переживая все политические потрясения
и выполняя государственный заказ. В XX веке она становится отдельным
вид искусства, раскрывающим таланты художников с новой стороны. Отдельного вида – акварельной иллюстрации – еще не существовало. Часто цветные иллюстрации выполнялись в смешанной технике: акварель+карандаши, акварель + пастель, уголь и т.д.
Слайд 19Современная детская акварельная иллюстрация
Саркулова Тома
В современном мире иллюстрация шагнула дальше:
она отделилась от текста. Теперь необязательно согласовывать рисунок с каким-то
сочинением, его может вовсе не быть. Или история может быть полностью рассказана картинками.
Слайд 20Элина Элис
Свобода в чувствах, материалах и техниках дарит большое количества
также узнаваемых художников и, что важно для нашего урока, экспериментов
с акварелью.
Слайд 21Тоня Ткач
В работе над иллюстрацией может быть сделана подробная деталировка
и добавлена графичная акварельная линия, как показано на иллюстрациях Тони
Ткач.
Слайд 22Мария Евстифеева
На работах Марии Евстифеевой мы видим, как можно работать
пятном и тоном. Также художница использует цветные карандаши и белила
для выделения акцентов, деталировки героев.
Слайд 23Надежда Петрова
На работах Надежды Петровой мы видим как можно играть
фактурами, используя акварельную бумагу, прием процарапывания.
Слайд 24Татьяна Пятницкая
Татьяна Пятницкая на этих иллюстрациях показывает, как можно использовать
парафин (в хвосте петуха). Небольшим включением он дает интересный эффект
перьевых переливов. Также мы видим, как художница создает объем акварельными пятнами и подчеркивать его линией так, чтобы это не выглядело просто обводкой. Обратите внимание на то, как прерывается линия, где она подчеркивает фигуру петуха. И как этот же эффект четкости границ достигается в зайцах: выделение происходит благодаря разнице в тоне цветовых пятен.
Слайд 25Мария Матвеева
Медиум, маскирующая жидкость также могут давать интересные эффекты. Эти
составы, покрывая бумагу, оставляют после себя белые области, которые можно
использовать как цветовыми акцентами, так и местом для более тонких, светлых прописок, что мы видим на иллюстрации слева. Также белый цвет может быть включен поверх готовой работы с помощью белой гелиевой ручки, как показано на иллюстрации справа.
Слайд 26Адольфо Серра
Особое место в работе над иллюстрацией занимает композиция. Какие
герои изображаются? Как они взаимодействуют друг с другом и с
пространством? Разберем для примера иллюстрацию Адольфо Серра к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»: Мы видим полянку посреди темного леса, которая нарисована в виде силуэта волка, посреди нее стоит одинокое дерево с маленьким ярким акцентом: Красной Шапочкой. Первое: мы видим героев и сразу понимаем, кто они (хотя явно нарисованного волка рядом с девочкой нет), второе: мы понимаем, что кульминация книги – встреча Красной Шапочки и волка. И третье: эта встреча неизбежна, и девочка предстанет перед опасностью в одиночку. Одна картинка содержит в себе все основные моменты сказки. Для работы над иллюстрацией это важно учитывать.
Слайд 27Адольфо Серра
Работая над эскизами героев, можно использовать не только реалистичное
изображение. Подумайте, на что похож главный герой (как божья коровка
напомнила художнику фишку домино)? Что он может олицетворять в вашем тексте (как изображенная справа птица показывает зрителю лес, который видит во время полета)? Что может олицетворять вашего героя ( как огонь домашнего очага, тепло дома художник отражает в виде лисицы, несущей дом на своей спине)?
Слайд 28Задание №1
Изучите приемы передачи фактуры в акварельной живописи и выполните
пробное упражнение: выполнение красочных заливок с использованием приведенных ниже приемов
на небольших отрезах бумаги.
Слайд 30Задание №2
Выберите какое-либо литературное произведение и создайте 2-3 иллюстрации к
нему в технике акварельной живописи с использованием понравившихся вам приемов.
В одной иллюстрации допустимо использовать несколько приемов. Последовательность выполнения работы на следующем слайде.
Для сдачи работы необходимо иметь: карандашные эскизы, цветовые эскизы, готовые работы.
*
*Работы художника Анастасии Молчан. Прикреплены для наглядного представления о том, как должны выглядеть эскизы и что в себе содержать
Слайд 31Этапы работы над композицией
Выбор произведения для иллюстрации (Что я хочу
проиллюстрировать?)
Выбор эпизода и героев (Кого я хочу нарисовать? Как связаны
герои в моей сцене?)
Выполнение карандашных эскизов сцены (Как герои могут располагаться в пространстве? Как поставить акценты? На что должен обратить внимание зритель и что почувствовать? Какие тоновые отношения в работе?)
Выполнение цветовых эскизов (Какая цветовая палитра? Есть ли цветовые акценты в работе? Какие приемы из упражнения будут использованы в работе? )
Выполнение иллюстраций на формате.
Слайд 32Приятного творчества!
Спасибо за внимание!