В РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОЛЬСКОЙ АЭС, С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АТОМНО-ВОДОРОДНОЙ
ЭНЕРГЕТИКИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»Конев Юрий Николаевич
Руководитель проекта
Москва | 02 ноября 2020 года
Конев Юрий Николаевич
Руководитель проекта
Москва | 02 ноября 2020 года
Баллоны
Umatex (в перспективе)
Протяженность: 10400 км
Время в пути: 19-20 суток
Схема производства-упаковки H2:
производительность до 900 тLH2/год
Центр компетенций ВЭ Кольской АЭС
Центр компетенций ВЭ ПАТЭС
КОНЦЕПТ ПРОЕКТ ПОСТАВОК ВОДОРОДА: СМОЛЕНСКАЯ АЭС - ЕВРОПА
- ВЗС в эксплуатации
- Планируемые к сооружению
От ОДИЦ ИВЭ Кольской АЭС
От ОДИЦ ИВЭ Ленинградской АЭС
Танкер для транспортировки жидкого водорода
«В Германии в рамках создания общенациональной инфраструктуры H2, планируется к 2023 году увеличение числа водородных заправочных станций до 400 штук. Компания – генподрядчик строительства ВЗС в Германии H2 MOBILITY Deutschland GmbH & Co. KG.»
Расстояние Смоленск-Берлин: 1400 км
Стоимость наземной транспортировки криогенного контейнера : 2 $/км (1,8 евро/км)
Итого: 2800 $
Удельная стоимость наземной транспортировки криогенного контейнера: 1,5 $/кгLH2
ВЗС при Калининской АЭС
Водород 350 бар
Перевозка персонала АЭС
Перевозка контейнера хранения водорода
+1 $/кг
Контейнер хранения водорода
Водород 400 бар
Водород 400 бар
ВЗС для Мосгортранса в г. Москва
Заправочный модуль ВЗС
+1,5 $/кг
Водород 350 бар
Потенциальный потребитель водорода
г. Москва
(Мосгоротранс)
Генерация водорода на существующих ЭУ Калининской АЭС:
30 Нм3/ч
Африканда-2
6 МВт
2 МВт
1 МВт
4 МВт
НЕ БОЛЕЕ 400 КМ
НЕ БОЛЕЕ 800 КМ
НЕ БОЛЕЕ 1 МЕСЯЦА
ТРАНСПОРТИРОВКИ
Технико-экономические характеристики:
Производительность 3000 кгLH2/сут (1400 Нм3/час, 125 кгLH2/ч)
Удельное энергопотребление на ожижение, не более 15 кВтч/кгLH2, (полная мощность 1,8 МВт)
САРЕХ 2,5 $/кгLH2
СУТЬ РЕШЕНИЙ: Наиболее эффективным способом транспортировки водорода на средние и дальние расстояния, В УСЛОВИЯХ НИЗКОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК И НЕСТАБИЛЬНОЙ РЕГУЛЯРНОСТИ ПОСТАВОК, является ожижение водорода и его транспортировка в криогенных танк-контейнерах до потребителя.
В России отсутствуют собственные технические решения способные обеспечить конкурентоспособную стоимость процесса упаковки водорода посредством его криогенного ожижения. С целью повышения энергоэффективности технологии ожижения водорода с уровнем потребления не более 15 кВт/кгLH2, а также снижения удельной капиталоемкости установки ожижения до уровня 2,5 $/кгLH2 предлагается создание установки ожижения водорода с контуром предварительного охлаждения на смешанном хладагенте, с низким давлением нагнетания в гелиевых циклах.
* Капитальная стоимость установок оценена по эмпирической формуле по методу, который применялся в проекте DOE H2A Delivery Analysis)
Научная новизна в части схемы заключается в:
1) наличии новых элементов в схеме газового цикла основного охлаждения водорода;
2) применении оригинальной схемы цикла на смесевом хладагенте для предварительного охлаждения водорода;
3) применении оригинального состава смесевого хладагента
КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА: контур предварительного охлаждения, работающий по дроссельному циклу с применением многокомпонентного рабочего тела (смеси) позволяет отказаться от использования расходуемого жидкого азота, что повышает автономность установки. В основном контуре охлаждения используется гелий, что существенно понижает взрыво и пожароопасность всей установки. Переход на более низкие давления нагнетания в контуре предварительного охлаждения на смесевом хладагенте и в гелиевом контуре позволят использовать компрессорное оборудование отечественного производства
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть