Слайд 2Научной основой
Стандарта является
системно-деятельностный подход, который предполагает:
учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечичающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Слайд 3
Цель психологического сопровождения
Создание социально – психологических условий для
развития личности учащихся и их успешного обучения.
Cоздать специальные социально-психологические
условия
для оказания помощи детям, имеющим проблемы
в психологическом развитии, обучении.
Формировать у обучающихся способности к самопознанию,
саморазвитию и самоопределению.
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус
ребенка и динамику его психологического развития в процессе
школьного обучения.
Задачи:
Слайд 9Примерный перечень методик психолого-педагогической диагностики в работе учителя и классного
руководителя
с младшими школьниками
Диагностики для изучения сформированности универсальных учебных действий
(УУД)
«Стартовая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе». Сроки проведения – 3-4 неделя сентября 1 класса.
Промежуточная педагогическая диагностика учащихся 1-го класса. Сроки проведения: декабрь – январь.
Диагностическое педагогическое обследование первоклассников в конце учебного года. Сроки проведения: апрель-май.
«Исследование словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене». Сроки проведения – на конец первого класса, начало второго года обучения.
«Диагностика готовности младших школьников к переходу на II ступень обучения». Сроки проведения – декабрь – январь 4 класса.
Слайд 10
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся
1 класс: «Рамочка для фотографий»,
«Градусник», «Краски», «Фотография»
2 класс: «Настроение», «Остров невезения», «Школа будущего»,
«Волшебник»
3 класс: «Ранжирование», «Лесная школа», «Ассоциации»
4 класс: «Сочинение», «Анкетирование», «Проектирование», «Номинация»
Диагностики для изучения детского коллектива
1 класс: «Урок физкультуры», «Солнце, туча, дождик», «Подарки»
2 класс: «Пьедестал», «Дом, в котором я живу», «Социометрия»
3 класс: «Круги на воде», «Мультфильм о нашем классе», «Аукцион»
4 класс: «Самые памятные события из жизни нашего класса», «Необитаемый остров», «Портретная галерея нашего класса».
Диагностические исследования личности учащегося
1 – 4 классы: «Мой портрет в интерьере», «10 моих Я», «Звезда», «Анкета», «Самореклама», «Сказки», «Оценка контактности младшего школьника», «Тест на выявление самооценки младшего школьника», «Оценка наблюдательности ребенка», «Оценка творческого воображения ребенка», «Пословицы», «Репка»
Диагностики для изучения взаимоотношений родителей и детей
1 – 4 классы: «Талантливый ребенок: какой он?», «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?», «Посмотрите на себя глазами детей»,
«Родительская позиция»
Слайд 14Социометрия
Цель: оценка межличностных эмоциональных связей в группе, взаимных симпатий между
членами группы.
Задачи:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Варианты вопросов:
С кем бы хотел сидеть за одной партой?
Кого из одноклассников ты бы пригласил на день рождения?
С кем из одноклассников отправился бы в опасное путешествие (поход)? и т.д.
Анализ:
Составить матрицу, определить количество положительных и отрицательных выборов, количество взаимных выборов. Определяется социометрический статус школьников: «лидеры», «принятые», «не принятые», «пренебрегаемые».
Выявляются причины социометрического статуса каждого ученика.