Слайд 1Сознательное и бессознательное
Бессознательное и генеалогия культуры и морали
Археология безумия
Представление о
человеке между сознательным и бессознательным
Теории искусства и теории восприятия искусства
Чем
культурнее, тем несчастнее
Быть травмированным
Невротик или шизофреник
Слайд 2Психоанализ и современная философия: проблематизация…
Сегодня мы открываем нового Фрейда
Психоанализ мёртв
Во-первых,
потому что нейробиологическая модель сознания вытеснила фрейдовскую
Во-вторых, потому что фармокотерапия
вытесняет психоаналитическую терапию
В-третьих, потому что господство дискурса вседозволенности дискредитирует разговор о травмирующих культурных запретах
Психоаналитическая теория – это теория не только психоаналитической практики, но также теория о том, почему эта практика часто терпит крах. Психоаналитическая практика необходима для объяснения «социального безумия»
Мы получили детей, которым не хватает запретов
Традиционный психоанализ – помощь в обретении способности нормально наслаждаться, сегодня психоанализ нужен как единственный дискурс, в котором мы имеем право не наслаждаться…
Слайд 3Горизонты бессознательного: бессознательное подлежит изгнанию или подавлению
Вмешательство злых духов
Происки дьявола
Животная
(злая) природа
Слайд 4Горизонты бессознательного: человек движим бессознательным
По Канту, бессознательным является стремление человека
к трансцендентным объектам
В способности к мышлению заключены три ступени:
чувственность, рассудок, разум
Само стремление к познанию заложено в человеке, оно является жизненно необходимым условием
Но вопросы о душе, боге, мире жизненно необходимыми не являются
Задающие их люди подчиняются бессознательным импульсам
Слайд 5Бессознательное как вариант Абсолюта в НКФ (Фихте, Шеллинг) и Абсолютный
субъект (Г. Гегель)
Презумпция Абсолютного духа
«не-Я» у Фихте – деятельная бессознательная
Природа
Природа у Шеллинга – продукт бессознательного разума
Бессознательное в человеке проявляется на уровне Разума (после рассудочной логичности) – это пробуждение бессознательного Разума, дремавшего на предыдущих ступенях развития
Изначальная деятельность Духа-Природы, порождение всего существующего, является сознательной и бессознательной одновременно.
Слайд 6Мир как воля
(А. Шопенгауэр 1788-1860)
Мировая Воля – сущность мира,
это бесконечное стремление к самоутверждению и господству, у которого нет
определённой цели и определённого пути
Воля носит бессознательный характер, это инстинкт к жизни (воля к жизни)
Разум, интеллект – своеобразный придаток воли, способный её направлять (его преимущество – в способности к познанию)
Слайд 7Генеалогия морали и культуры у Ф. Ницше (1844-1900)
Стартовые принципы: критика
христианства и критика сознания как самодостоверной реальности (Юнг видит в
этом сходство с Фрейдом)
«Дионисийское начало», полное желаний и аффектов в «Рождении трагедии…»
Мораль не рациональна по своей природе. Мораль рабов – сублимация чувства неполноценности. «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности…»
Воля к власти, сама власть – единственное, что имеет значение. Только бессознательное (воля) может вывести человечество из болезненного состояния
Культура как результат болезни, травмы, ressentiment
Слайд 8Статус бессознательного у
З. Фрейда (1856-1939)
Выдвигает гипотезу о трёхуровневом строении
человеческой личности: Оно (Эрос и Танатос, принцип удовольствия), Я (сфера
осознанного и рационального, принцип реальности), Сверх-Я (запреты и нормы социокультурного характера, принцип совести)
Три стратегии человеческого поведения:
Удовлетворение Оно (чревато изоляцией)
Подавление Оно (ведёт к психическим заболеваниям)
Сублимация (перевод энергии животных инстинктов в разнообразные формы творчества)
Слайд 9Чем культурнее, тем несчастнее
Культура – подавление агрессивных и сексуальных влечений
человека запретами и нормами (первое табу – шаг к окультуриванию)
Подавление
желаний (вторая стратегия) приводит к психическим заболеваниям (чувство вины и неудовлетворённости = депрессии…)
Культура – коллективный невроз (религия – непрекращающееся чувство вины перед отцом, отступающим после регулярных обрядов-церемоний)
«Нельзя не заметить самого важного — насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность (подавление, вытеснение, или что-нибудь еще?) могущественных влечений. Эти "культурные запреты" господствуют в огромной области социальных отношений между людьми... Они — причина враждебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры».
Слайд 10По Фрейду…
Оговорки
Сны
Произведения искусства
(вслед за теорией – «как если
по Фрейду)
«Фрейдистские взгляды были настолько усвоены лидерами
сюрреализма, что превратились в способ мышления» (Андре Бретон)
Фрейдистский метод С. Дали – писать картины в ещё непроснувшемся состоянии
Слайд 11Культура и коллективное бессознательное: К. Г. Юнг (1875-1961)
Юнг обратился к
мистическим аспектам культуры: у творцов культуры помимо их индивидуального голоса
обнаруживается интуиция, далеко превосходящая сознательный ум
«…праформы всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир»
Причастность человека а мистическому можно проследить через повторяющиеся в различных культурах и проходящие через всю историю мировой мысли типичные образы-символы (не могли быть приобретены индивидуально, только унаследованы коллективным бессознательным)
Архетипы – врождённые программы поведенческих реакций (образы или мотивы без содержания)
Слайд 12Фрейдомарксизм (В. Райх и Г. Маркузе)
Фрейдомарксизм - совмещение концепций Фрейда
и Маркса
Проблемы взаимоотношения общества и государства – психологические
Фиксируют возникновение бесклассового
общества.
Общество стало обществом потребления, культура – массовой культурой.
Отношения между властью и обществом – неототалитаризм. Человеку дали свободу выбора, но лишили подлинных альтернатив.
Манипуляция нуждами и удовольствиями
Райх и Маркузе обращают внимание на проявления мазохизма и садизма между людьми
Мазохисты находят наслаждение в подчинении авторитетам
Садисты – в стремлении превратить человека в беспомощный объект свое воли
Слайд 14Ж. Делёз: Четыре тезиса о психоанализе
Слайд 15Ж. Делёз: Четыре тезиса о психоанализе
Слайд 16Жиль Делёз (1925-1996)
Феликс Гваттари (1930-1992)
Фрейдизм и неофрейдизм помогают превратить человека
в пассивного пациента (невротика на кушетке)
Невротик легко поддаётся внушениям психоаналитика,
легко выполняет социальный заказ
Централизация роли эдипова комплекса превращает бессознательное в театр
Бессознательное не театр, а завод, производящий желания
Необходима детеатрализация бессознательного (раскрепощение мира желаний)
Детеатрализация необходима для понимания роли бессознательного в социальной деятельности
Необходим пересмотр бинарных ансамблей желаний (культурных клише МvsЖ). Важен скорее психический, чем физический пол)
Слайд 17Интерес представляет не невротик, а шизофреник…
«Шизо» – социально-психологическое понятие. Это
не реальный или потенциальный психически больной человек (хотя и этот
случай исследуется авторами), но контестант, тотально отвергающий капиталистический социум и живущий по естественным законам «желающего производства». Человек должен подчиняться своим желаниям, а не репертуарам воображаемого удовлетворения
В современном обществе личные желания подменены коллективными (псевдоудовлетворяемыми)
«Машины-органы» - побуждаемы шизофреническим инстинктом жизни
«Тела без органов» – движимы параноидальным страхом смерти
Слайд 18Бессознательное в структурализме (К. Л. Строс, 1908-2009
«Если, как мы полагаем,
бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой и если
эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного... - то необходимо и достаточно прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального установления или обычая, чтобы обрести принцип истолкования, действительный и для других установлении и обычаев...»
«подсознание - это индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в коей он организован по законам бессознательного)»
Слайд 19Гипотеза
"различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее:
все они - системы поведения, каждая из которых является некоторой
проекцией не плоскость сознательного и общественного мышления всеобщих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа»
Леви-Стросс искал способы перехода биологических (кровных) связей в социальные. Тогда брачные отношения – система обмена и особый язык.
Особое значение в системе языка структурам «...Структура же остается неизменной, и именно благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию»
Слайд 20Жак Лакан (1901-1981)
Структурализм + фрейдизм = структурный психоанализ
Субъект мышления
не равен субъекту бытия
«Cogito» не исчерпывает человека
Либидо в основе гениальности
Бессознательное
структурировано как язык
Цель: рациональное объяснение бессознательного – как источника творчества
Слайд 21«Десексуализация» бессознательного
для Лакана денатурализация и дебиологизация
Он видит свою задачу в
отыскании тех механизмов ("машин"), которые, несмотря на многообразие психических структур,
создают предпосылки для формирования социума.
Человеческий мир отличается от животного выходом из области реального в область символического.
Свобода – условие человечности. Свобода реализуется в языке и художественном творчестве. Творчество – выход за границы реального существования.
Для человека как субъекта, мучимого языком, речь Не менее весома, чем реальность.
Бессознательное желание – структурно упорядоченная пульсация
Утрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовать пульсации в произведения искусства и другие явления культуры.
Внутренний структурирующий механизм объединяет все уровни психики, он функционирует подобно языку («бессознательное - это язык»)
Язык здесь на двух уровнях – лингвистическом символическом и язык пульсаций, где психология и Физиология еще слиты воедино.
Слайд 22Структура художественного процесса
В искусстве люди реализуют себя
Процесс символизации протекает бессознательно,
он подобен сну
Лакан распространил законы сновидений на период бодрствования, что
позволило его последователям (К, Метцу) считать художественный процесс «сном наяву»
Творчество – пульсация бессознательных желаний.
Психоанализ объясняет образы обращением к бессознательному (нарциссизм, умолчание, Большой Другой)
Слайд 23Психоанализ и идеология
Мы открываем для себя нового Фрейда — не того
пресловутого Фрейда-викторианца, захваченного репрессивным восприятием сексуальности, а Фрейда, чье время,
может быть, настает только сейчас, в нашем «обществе спектакля», когда то, что мы воспринимаем как обыденную реальность, все в большей степени — воплощение лжи.
Наш мир населён либеральными атеистами-гедонистами. Погоня за удовольствиями не ограничена внешней властью – что, в итоге запутоывает ихв густой сети добровольно взятых на себя Политически Корректных установок. Как будто их супер-эго контролирует их куда жестче, чем традиционная мораль: они одержимы идеей, что в достижении своих удовольствий они могут унизить других людей или нарушить границы их пространства, поэтому они регулируют свое поведение подробными предписаниями о том, как избежать «притеснения» других людей, не говоря уж о не менее сложной системе правил для заботы о себе самих (спорт и фитнес, здоровое питание, духовная релаксация...). В самом деле, нет ничего более репрессивного и управляемого, чем бытие простого гедониста.
Наш мир населён религиозными фундаменталистами (согласно Фрейду, людьми с самым ограниченным кругом действий). Но именно эти люди могут позволить себе всё во имя веры. без религии хорошие люди поступали бы хорошо, а плохие люди поступали бы плохо, но лишь религия может побудить хороших людей поступать плохо (С. ВАйнберг)
Слайд 24Киногид извращенца
Идеология — это вовсе не Большая Система типа коммунизма,
капитализма и так далее, идеология проявляется в самых интимных отношениях.
Идеология — в том, почему вы что-то принимаете, а что-то нет, в манере вашей речи, в том, как вы готовите ужин, как вы развлекаетесь и так далее…
Нам в буквальном смысле необходимо кино, чтобы понять сегодняшний мир. Только в кино мы встречаем то критическое измерение, с которым не готовы столкнуться в реальной жизни. Если вы стремитесь найти в реальности что-то более реальное, чем сама реальность, смотрите художественные фильмы
Мы можем освободиться от идеологии, признав и продекларировав своё место под её гнётом.
Слайд 25С. Жижек о потреблении идеологии