Слайд 1Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский соловецкий монастырь
Слайд 2Вот уже шестое столетие на северных границах России, на Соловецких
островах студеного Белого моря, стоит монастырь.
Его полное
название – Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Но во всех концах России его именуют короче – Соловки.
Для одних Соловки – это общерусская святыня, для других – неповторимый памятник культуры, для третьих – мир преображенной природы…
Слайд 4Соловецкий архипелаг, Северная Фиваида, или Северный Афон, как еще принято
называть эти заповедные места – группа островов у входа в
Онежский залив, в юго-западной части Белого моря, единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. Почти полгода его покрывают дрейфующие льды, зато, когда оно освобождается от них, здесь можно ежедневно любоваться приливами и отливами, наблюдать тюленей и белух, а порой и подивиться миражам, превращающим реальность в таинственную сказочную страну.
Слайд 5Соловецкие острова
Это Большой Соловецкий остров, площадь которого составляет 225 кв.
км. К востоку от него расположены Анзер (48,5 кв. км),
Большая и Малая Муксалма (19,9 и 0,6 кв. км соответственно), к западу – Большой и Малый Заяцкие острова, площадью чуть больше 1 кв. км каждый.
Слайд 6Между островами и побережьем Карелии примерно 60 км. Расстояние до
Архангельска около 300 км.
Слайд 8Судоходные каналы, соединяющие озёра
Слайд 9Вознесенская церковь на Секирной горе
Слайд 10По монастырскому преданию в 1428 на Карельском берегу Белого моря
в поисках пустыннического жития появился уроженец Тотьмы, некий Герман. В
1429 к нему присоединился Савватий. Вскоре, подготовив необходимые припасы, вышли подвижники на небольшой ладье-карбасе в открытое море. На третий день пристали они к северо-западному берегу Соловецкого острова у губы Паламановой (ныне – озеро Паламаново). Поселились они в северной части Большого Соловецкого острова у губы Сосновой, на берегу озера, «воздрузиша крест и келью себе поставиша». Место пустыннических подвигов преподобных позже получило название Савватиево. С него началась история Соловецкой обители.
Первое жительство монахов.
История монастыря
Слайд 11Кончина Савватия
Преподобный Герман отлучился на
материк по хозяйственным нуждам.
Оставшись один, преподобный
Савватий почувствовал близкую
кончину и, желая причаститься Святых
Христовых Таин, также отправился
на
материк. За два дня преподобный
доплыл до материка и в десяти верстах
от реки Выги встретил игумена
Нафанаила, шедшего в далекое селение
причащать больного крестьянина. Игумен
Нафанаил обрадовался встрече с
преподобным, исполнил его желание
Слайд 13Основание монастыря
Преподобный Герман вернулся на остров лишь на следующий, 1436
год. Вместе с ним прибыл монах Зосима.
В устье реки Сумы
встретил он преподобного Германа и уговорил его вновь отправиться на Соловки. Пристали путники к южному берегу Большого Соловецкого острова, напротив маленького островка, который теперь называют островом Зосимы.
Оно во многом удобно для устройства монастыря: находится в центре острова, с одной стороны к нему подходит закрытая морская бухта, с другой расположено пресноводное озеро. На берегу соорудили подвижники две деревянные келлии в полукилометре друг от друга.
Слайд 14Чудо явления храма.
Однажды преподобный Зосима, выйдя из
келлии, увидел необыкновенный свет, озаряющий всю окрестность, и на воздухе
прекрасную и великую церковь». Пр. Зосима рассказал ему всё, что видел. При этом святой Герман, вспомнив о чудесном прогнании мирян с острова ещё при Савватии и о пророчестве, что здесь будут жить иноки, сказал пр. Зосиме: «Не ужасайся и будь внимателен; мне кажется, что чрез тебя Господь соберёт множество монахов». Рассказ о. Германа о событии при Савватии утешил пр. Зосиму, и они решились строить монастырь. Помолившись Богу, пустынники принялись рубить лес для построек, поставили ограду и келлии. Своими руками они добывали себе пропитание, возделывая и засевая землю. Но эти телесные труды нисколько не ослабляли молитвенных подвигов их.
Слайд 15Преподобный Зосима, который со временем стал игуменом монастыря, установил в
нём строгий порядок: все занимались трудом, ели и пили вместе,
кушанье было для всех одинаково, обувь и одежду получали монастырскую, своих денег не имели, соблюдали строгую дисциплину и порядок.
Молитва, труд и пост стали правилами жизни Соловецкого монастыря.
Слайд 16Строительство монастыря.
Преподобный Зосима, видя умножение учеников, построил небольшую
деревянную церковь в честь Преображения Господня на том месте, где
было ему пророчественное видение храма в воздухе; к церкви приделал небольшую трапезу и открыл общежитие.
С умножением братий прежняя деревянная церковь оказалась тесною. Пр. Зосима построил новую, больших размеров, в честь Успения Божией Матери, а также поставил много келлий и распространил монастырь
Слайд 17Игумен Филипп и второе рождение Соловков
18 лет
- с 1546 по 1566 год – во главе Соловецкого
монастыря стоял игумен Филипп. При нём Соловки приобрели особую славу. Филипп происходил из знатного рода бояр Колычевых и в юности был при дворе Великого князя Московского Василия III. Был хорошо образован и воспитан. После смерти Василия III род Колычевых сильно пострадал. Филипп (в миру Фёдор) тайно ушёл из Москвы и вскоре был принят в братию Соловецкого монастыря. Случилось это в 1546 году. Размах и плоды хозяйственной и духовной деятельности Филиппа поражают. Соловки увеличили добычу соли, которую продавали теперь по всей стране. Новгороде и Вологде были сооружены монастырские подворья и склады. Доходы от этой торговли позволили укрепить монастырское хозяйство.
Слайд 18УСПЕНСКИЙ СОБОР
Под руководством иумена Филиппа было возведено два каменных собора
– Преображенский ( освящён в 1665 г) и Успенский (освящён
в 1557 году) По своим размерам они превосходили все имевшиеся в тогдашней Руси храмы.
Слайд 19Трапезная Успенского собора.
К Успенскому собору примыкала трапезная, в которой братия
питалась и собиралась для решения важных вопросов монастырской жизни.
Слайд 20Преображенский собор стал
самым высоким
Храмом Соловецкого ансамбля.
Внутри храм был богато
украшен.
В этом соборе были
помещены мощи преподобных Зосимы и Савватия. Долгий
и
опасный путь паломников по
морю здесь щедро вознаграждался – молитвы в
Соловецких соборах казались
по особому спасительными
Слайд 21Спасо- Преображенский собор.
Иконостас.
Жизнь игумена Филиппа завершилась мученически. В 1566
году он был вызван в Москву. Царь Иван Грозный пожелал,
чтобы Филипп стал митрополитом – главой Русской Православной церкви. Став им, Филипп выступил против жестокостей царя и его приближённых, но вскоре был отправлен в заключение в Тверской Отроч монастырь и там тайно умерщвлён.
Ныне Православная церковь почитает святителя Филиппа как всея России чудотворца. Его мощи почивают в Успенском соборе Московского Кремля.
Слайд 23Как называется время начала XVII века в российской истории?
Смута
Что такое
Смута?
Это период глубокого и острого кризиса в жизни Российского государства
и общества, который характеризовался
появлением самозванцев
борьбой за власть
восстаниями, гражданской войной
вторжением иностранных завоевателей
Слайд 24 В 1606 году в мае государем всея России
соборно избран Василий Иоаннович Шуйский. Венчал нового государя на царство
митрополит Исидор, постриженник
соловецкий.
Слайд 25Обстановка в России в 1611 г.
В 1610 году царь В.
Шуйский был свергнут. У власти оказалась «семибоярщина» - правительство из
семи бояр.
Бояре вели переговоры с польским королем Сигизмундом III о приглашении на русский престол его сына королевича Владислава.
Бояре тайно впустили поляков в Москву, чтобы предотвратить назревавшее восстание.
Слайд 26Обстановка в России в 1611 г.
Польские войска заняли Москву и
вели себя как завоеватели
Сигизмунд III захватил Смоленск и заявил свои
претензии на русский престол
Шведы захватили Новгород
Весной шведы напали на Кольский острог, от которого были отбиты с большим для себя уроном. Летом они пристали на кораблях к Кузовским островам, намереваясь напасть на монастырь, однако, узнав, что обитель сильно укреплена, сделать это не решились.
Началась борьба русского народа за независимость.
Большую роль в этой борьбе сыграла церковь
Одним из вдохновителем этой борьбы стал соловецкий монах Авраамий Палицын ( см. презентацию «Авраамий Палицын»).
Слайд 28Преподобный Елеазар, Анзерский чудотворец.
Уроженец гор. Козельска, сын
купца Севрюква, Елеазар еще
в
молодых летах в 1612 году
пришел в Соловецкую обитель
и, испытаный
послушаниями, пострижен
был
в монашество;строгим
постом, крепостью в молитве,
глубоким вниманием к себе
самому он приобрел себе
уважение братии и любовь
игумена Иринарха
Слайд 29 Ревнуя служить Господу с самоотречением более тяжким, по благословению
преподобного Иринарха удалился он на Анзерский остров, за 20 верст
от обители, и здесь стал подвизаться отшельником, не развлекаемый никем. Сперва жил он на горе у озера. Для пропитания своего на пустынном острове делал он своими руками деревянные чашки, ставил их у морской пристани, и временные гости – моряки оставляли отшельнику хлеб и другие съестные припасы.
Спустя 4 года, в 1616 г., постриженный в схиму, перешел он к ветхой церкви св. Николая, пoставленной для временных тружеников на солеварнях. Св. старец скончался после 40-летних подвигов января 13го дня 1656 г.
Слайд 30Соловки – крепость.
Частые нападения шведов на поморские земли заставили
русское правительство усилить обороноспособность. При царе Фёдоре Иоановиче в 1584
году было начато сооружение вокруг Соловецкого монастыря мощных крепостных стен с восемью башнями из камня. Строителем их в летописи назван монах Трифон, уроженец поморского села Нёнокса.
В течение десяти лет монахи и окрестные крестьяне возводили эти укрепления.
Слайд 31 Крепость не представляет собой чисто валунную кладку.
Неровности валунов скрадываются добавлением между его рядами целого или битого
кирпича и известкового раствора. Толщина стен у основания 5-7 метров.
Слайд 32Стены
Общая
протяжённость
стен Соловецкой
крепости –
1084
метра.
Высота стен
зависит от
ориентации
колеблется от 8 до
11 метров. Высота
башен 17
метров.
Слайд 33 Башни
Башни, близкие
по очертаниям, производят различное впечатление в зависимости от места их
расположения и характера кладки.
Слайд 34 Башни имеют 4 яруса, соединённые деревянными лестницами.
На деревянных перекрытиях стоят пушки, их стволы повёрнуты к
бойницам.
Слайд 35 Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную
приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.
В XVI-XVII веках
монастырь выдержал несколько нападений Ливонских рыцарей и шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах).
Позднее, в 1854 г., монастырь был атакован тремя английскими кораблями. Атака окончилась для англичан неудачей. Это отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел –
бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна, англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.
Слайд 36Церковный раскол
17 – век переломный в истории церкви
и в истории монастыря. Церковная реформа, предпринятая царём Алексеем Михайловичем
совместно с патриархом Никоном привела к расколу церкви и общества.
Иноки соловецкого монастыря оказались в лагере раскольников. Началось солвецкое восстание, которое длилось 8 лет.
Слайд 37 В мордовском селе Вельдеманове Нижегородского уезда, в
семье крестьянина Мины, родился сын Никита. Родился он в мае
1605 года, во времена Смуты. Мать Никиты умерла, когда мальчик был маленьким. Одарённый от природы, он выучился грамоте дома, а в двенадцать лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь.
Патриарх Никон.
Слайд 38 В 1636 году он прибыл в Соловецкий монастырь
Анзерскую пустынь под руководство старца Елеазара. Вскоре старец Елеазар постриг
его в монашество по имени Никон. Он был любимым его учеником.
Елеазар Анзерский,
основатель Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря
Слайд 39 По велению царя монах Никон был переведён
в Москву, и назначен игуменом Новоспасского монастыря. Молодой царь очень
хорошо и доверительно относился к Никону, что не нравилось боярам. Но царь продолжал своё общение, и уже в 1649 году игумен был избран митрополитом Новгородским.
Алексей Михайлович Романов
Слайд 40Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа
В 1652 году
по совету митрополита Никона государь повелел перенести мощи митрополита Филиппа
из Соловков, патриарха Гермогена из Чудова монастыря, патриарха Иова из Старицы в Успенский собор Кремля.
Прибыв летом на Соловки, владыка встретился с духовным учителем своим, преподобным Елеазаром Анзерским. По преданию, именно старец Елеазар помог владыке Никону выполнить поручение государя.
Слайд 41После смерти патриарха Иосифа Алексей Михайлович настоял чтобы новым патриархом
стал именно Никон (в 1652 году). И именно на Никона
царь возложил проведение церковной реформы. В 1653 – 1655 годах началось осуществление церковной реформы. В эти же годы влияние Никона на царя было практически неограниченным.
Слайд 42Соловецкое стояние 1668-1676 гг.
Часть Соловецких монахов не
приняли церкону.ю реформу. Состоялось несколько так называемых «чёрных соборов» на
которых братия монастыря принимает решение молится по старым обрядам.
Слайд 43 22 января 1676 темной снежной ночью царский
воевода Мещеринов, «взяв 50 стрельцов и руководимый монахом-перебежчиком Феоктистом, подошел
к окну Белой башни, слегка заделанному кирпичами; кирпичи были разрушены, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Монастырь был взят»
Слайд 44 Восьмилетнее сидение подорвало духовную и экономическую мощь монастыря.
После мищериновского погрома в монастыре осталось 14 монахов. А было
их 273 человека. Помимо людских потерь монастырь понёс огромный материальный ущерб. Мещеринов ограбил монастырь
В старообрядческих синодиках упоминается 33 имени «страдальцев Соловецких» Их поминали как мучеников
Популярность сидельцев в народе объясняется тем, что церковь при Петре была низведена до уровня гос. департамента, лишилась законной главы патриарха. Древние традиции осмеивались, а образцом считалась Европа. В этих условиях «старая вера» была символом сохранения традиций.
Слайд 46Посещения Петра 1
2 раза – в 1694
и в 1702 году царь Пётр 1 посещал Соловецкий монастырь.
Посещение Петра и его искреннее восхищение укладом жизни обители привлекли монаршии милости. Благодаря мудрому руководству архимандрита Фирса монастырь почти не пострадал от петровских нвовведений.
Слайд 47Преподобный Иов Анзерский.
Преподобный Иов Анзерский, в миру Иоанн,
родился в Москве в 1635 году. Свое пастырское служение начал
священником в одном из приходских храмов.
Слайд 48 Слава о добром пастыре дошла до самого
царя Петра I – преподобный был призван для священнослужения в
придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался еще более быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться
Слайд 49 В 1701 году по ложному доносу царю (якобы,
узнав о злоумышлении, «он яко духовник не открыл начальству»), преподобный
был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Петр I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем.
Слайд 50
В 1710 году преподобный
Иов принял схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Матерь Божия
определила дальнейший путь иеросхимонаху Иисусу: Она явилась ему во сне вместе с первоначальником и покровителем скита преподобным Елеазаром Анзерским (память 13 января) и сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофою, на Анзеском острове, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит
Слайд 51
За богоугодную жизнь преподобный был
удостоен особенных откровений. По его горячим молитвам Сама Пресвятая Богородица
явилась ему в келлии и назвала место на горе, где можно рыть колодец и получить воду, столь необходимую для нужд монастыря.
Слайд 52Святому Иисусу Бог открыл
время приближавшейся
кончины. Еще
задолго до смерти святой
известил братию,
что умрет он в
Воскресный день до восхода солнца.
Всю жизнь посвятив
служению Богу
и ближним, смиренный подвижник,
готовясь к назначенному часу,
сокрушенно каялся, что слишком мало
угождал Господу.
Преставился преподобный, как и
предсказывал, в воскресный день, – в
Неделю Православия, – утром,
до восхода солнца, 6 марта 1720 года
Слайд 53Причислен к лику преподобных Русской
Православной Церкви для общецерковного
почитания на Юбилейном
Архиерейском Соборе в
августе 2000 года.
Слайд 54 Церковная реформа Екатерины 2 в результате которой
были учреждены духовные штаты в 1764 года поставили монастырь в
сложное положение. Все вотчинные земли были отобраны безвозвратно и переданы в ведение коллегии экономии. К этому времени монастырь выполнил свою историческую задачу по освоению и обороне помрских земель. Крепости и содержание ратных людей было передано государству.
Казалось бы, всё это облегчало положение монастыря. Но на самом деле согласно церковной реформе, Соловецкий монастырь относился к монастырям 1 класса, а значит ему разрешалось иметь только 33 монаха, а Анзерскому скиту- 13, что поставило монастырь на грань выживания. Число монахов к 1791 году сократилось до 26, а на Анзере не значилось никого
Слайд 55 Церковная политика русских монархов 18 века, направленная на
внешнее упорядочение церковных дел, привела к бюрократизации церковной власти и
подчинению её власти светской, к подрыву авторитета духовенства, к падению веры и благочестия,как среди интеллигенции, так и среди народа. Но всё же монастырь сохранил дух и уклад древних времён и оставался духовным центром Поморья.
Слайд 56 Уже в начале 19 века в монастырь
устремилось так много желающих монашеского подвига, что в 1826 году
были сняты ограничения по количеству монашествующих. За 25 лет число монахов увеличилось вдвое.
Монастырь в 19 веке.
Слайд 57 В основном в монастырскую братию поступали выходцы из
северных губерний Российской империи. Сословный состав- большинство- крестьяне. В 19
веке «соловецкий монах» - тип крестьянина – хозяина. Он зороко блюдёт свои интересы, работает и сам , не отказываясь ни от косы, лопаты и снасти.Он готов на всё ради обители.
Слайд 58 Их усилиями были построены монастырские пароходы, док,
причалы, дамба у о. Б. Муксалма, устроена кузница, литейка, реконструирована
мельница, в 1912 году на канале «Вешняк» устроена первая в России гидроэлектростанция, заведена своя радиостанция, проложена система судоходных каналов.
Слайд 59Летом 1858 года
Соловецкую обитель
посетил государь
Александр II в
Сопровождении
епископа
Архангелогородского
Александра
(Павловича).
Слайд 60В 1881 году по ходатайству профессора Вагнера на
Соловках открыта Биологическая
станция Общества
естествоиспытателей
Слайд 61 В августе 1899 года тщанием архимандрита Иоанникия был издан
самый полный обзорный труд по истории Соловецкой обители
Слайд 63 В мае 1920 года монастырь был закрыт, и
вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ
для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки».
Слайд 64 В начале лета 1923 года Соловецкие острова
были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь принудительных работ
особого назначения (СЛОН). Лагерю были переданы почти все постройки и угодья монастыря.
Слайд 65 За время существования лагерь претерпел несколько реорганизаций. С
1934 года Соловки стали VIII отделением Беломорско-Балтийского канала, а в 1937 году
реорганизованы в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, которая была закрыта в самом конце 1939 года.
Слайд 66 За 16 лет существования на Соловках лагеря
и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых
представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь
Слайд 67Монастырь - обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков,
монашествующих, принявших монашество, монашеский обед.
Пустынь - небольшой православный монастырь, основанный
в глухой местности , место уединения христианина, решившегося на подвиг уединения, молчания и сосредоточенных молитв.
Скит - пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями
Братия - братство, товарищество, община, общество, соглас, кружок, круг; сословие.
Пострижение в монахи – посвящение в монашество. Состоит в крестообразном выстрижении священником волос на голове проходящего обряд.
Словарь.
Слайд 68Как ты понимаешь выражения?
«Вся Россия – артель, Соловки – её
общая святыня»
«На далёком северном приграничье Руси был создан остров преображения
мира»
Слайд 69Почему преподобные изображены вместе, хотя в жизни никогда не встречались?
Преподобные
Зосим и Савватий
Соловецкие
Запиши в тетрадь имена основателей Соловецкой обители
Слайд 70Соотнести слова и выражения, встретившиеся на данном уроке, с объяснением
их значения, и соединить линией.
КЕЛЬЯ
БРАТИЯ
ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАХИ
ТРАПЕЗНАЯ
МОЩИ
ИГУМЕН
ОТШЕЛЬНИК
ПАЛОМНИК
ПРЕПОДОБНЫЙ
Посвящение в монашество, сопровождавшееся
пострижением волос в знак отсечения своей воли и всех греховных помыслов
Помещение, в котором братия питалась и собиралась для решения важных вопросов монастырской жизни
Человек, совершающий длительное путешествие к святым местам
Человек, ушедший от мира ради спасения души
Монахи, живущие в монастыре
Жилище монаха
Нетленные останки тела святого
Праведный, святой человек
Настоятель (начальник) православного монастыря
Слайд 71Ответы тренинга
1 – 6
2 – 5
3 – 1
4 – 2
5
– 7
6 – 9
7 – 4
8 – 3
9 - 8
Слайд 72Воссияла весна духовная в стране лютого мороза, когда ты, богомудрый
Зосима, руководимый доблестным Германом, проник в незнакомые отоки моря, в
селение Савватия, и там собрал множество подвижников, неусыпно прославляющих Господа.