Слайд 1Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по
идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового
процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1.Трудовой кодекс РФ;
2.Федеральный закон "О специальной оценке
условий труда» N426-ФЗ от 28.12.2013г.(вступил в силу 01.01.14г.)
В соответствии с п.3
ст.8 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утв. Приказом №33Н от 24.01.14г. МТ и СР РФ
Слайд 3Методика устанавливает требования:
1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
2) исследованиям
(испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) отнесению
условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Слайд 4СОУТ не проводится
В отношении условий труда надомников, дистанционных работников
и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими
лицами, не являющимися ИП.
Проведение СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Слайд 5Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
1)разработки и реализации
мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об
условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3)обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 6Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
4) осуществления контроля
за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях,
установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6)установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
Слайд 7Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
8) расчета скидок
(надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Слайд 8Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
12)рассмотрения и урегулирования
разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и
работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14)принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Слайд 9СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ
Принятие решения работодателем о проведении;
Выбор организации, проводящей СОУТ;
Создание комиссии;
Определение графика работ, перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке;
5. Анализ состояния
условий труда на рабочих местах;
6. Установление класса условий труда;
7. Составление отчета;
8.Передача итоговых сведений в контрольно-надзорные органы.
Слайд 10КОМИССИЯ ПО СПЕЦОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Работодатель создает и возглавляет комиссию, которая
контролирует весь процесс и утверждает результаты спецоценки.
В комиссию по
проведению спецоценки входят представители профсоюза и работодателя, в том числе специалист по охране труда.
Комиссия решит, будут проводиться инструментальные замеры или подготовит декларацию для Минтруда с заключением оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах.
Слайд 11ИП образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда из
3 человек в составе: ИП (как работодатель), специалист по охране
труда (привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору) и один из работников (как представитель работников) или (если нет возможности привлечь специалиста по охране труда) индивидуальный предприниматель (как работодатель и специалист по охране труда) и два работника. Комиссию возглавляет ИП (ст.9 N 426-ФЗ).
Слайд 12АНАЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА
Расположены в одном или нескольких однотипных производственных
помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха,
отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Слайд 13Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственных факторов
Сопоставление и
установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и
трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Слайд 14Идентификация потенциально вредных и опасных факторов
В случае, если вредные и
(или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия
труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов
Слайд 15ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
В отношении рабочих мест, на которых
вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации
не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Слайд 16Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора
за соблюдением трудового законодательства обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций
соответствия условий труда
Если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве или у него выявлено профессиональное заболевание, действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.
Слайд 17Вредные и (или) опасные факторы, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению
при проведении СОУТ
1) физические факторы;
2) химические факторы;
3) биологические факторы;
4) тяжесть трудового
процесса;
5) напряженность трудового процесса
Слайд 18ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный,
вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное
поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности
Слайд 19ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей
зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые
вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа
Слайд 20БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры,
содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
Слайд 21ТЯЖЕСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на
функциональные системы организма работника;
длина пути перемещения груза, мышечное усилие,
масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений;
Слайд 22НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА РАБОТНИКОВ, ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ КОТОРЫХ
заключается в диспетчеризации, управлении
транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и
сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);
заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа;
связана с длительной работой с оптическими приборами;
связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат;
Слайд 23ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
Аккредитованная в системе Росаккредитации на выполнение работ в
области СОУ, с областью аккредитации на АРМ до 01.01.2019 года
(действие аттестата - 5 лет);
Независимая к деятельности работодателя и к предоставлению результатов (обязательное страхование ответственности);
Иметь лабораторию, оснащенную оборудованием, способным измерять предусмотренные законом производственные факторы
Иметь в штате не менее пяти экспертов, имеющих сертификаты МТ и СЗ РФ.
Слайд 24ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
Сертификат каждому из экспертов необходимо получить лично. Это
делает его профессионально независимым. Должен быть один эксперт по одному
из профильных образований по специальности – врач по общей гигиене, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям или по гигиене труда.
Сведения об экспертах будут храниться реестре экспертов, в нем будет отражаться информация о практической деятельности, стаже, направлениях деятельности и сроках действия сертификата на право выполнения работ по СОУТ
Слайд 25Результаты проведения специальной оценки условий труда
отчет о ее проведении,
в который включаются:
1) сведения об организации, проводящей СОУТ;
2) перечень
рабочих мест
3) карты специальной оценки условий труда,
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений;
5) протоколы оценки эффективности СИЗ;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) 7) сводная ведомость СОУТ
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Слайд 26
Работодатели, которые имеют рабочие места, относящиеся к Спискам №1 и
№2 на льготное пенсионное обеспечение, при выявлении неблагоприятных факторов будут
обязаны выплачивать повышенные страховые взносы в ПФР
Работники, которые трудятся в неудовлетворительных условиях, должны быть осведомлены об этом, как и о полагающихся компенсациях и льготах.
Работодатели должны видеть экспертную оценку условий труда, чтобы предотвратить инциденты, которые случаются из-за неправильной организации труда и, тем самым, уберечь себя от административной и уголовной ответственности
Слайд 27Работодатель должен разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем
официальном сайте (при наличии). А оценивающая организация, с 2016 года
обязана будет вводить данные о результатах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.
У работодателя есть право (но не обязанность) передать данные о результатах спецоценки в территориальный орган Роструда. Это дополнительная гарантия на случай, если оценивающая организация по каким-либо причинам данные в систему не введет. Тогда данные, представленные работодателем, в систему введет Роструд.
Слайд 28
Для чего необходимо под роспись знакомить работников с результатами спецоценки?
От результатов спецоценки зависит объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций:
надбавка к заработной плате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск.
Если рабочее место "списочное", но условия труда по результатам спецоценки были признаны безопасными, с этого момента у работника прекращает формироваться льготный пенсионный стаж. Заработанный до этого льготный стаж не сгорает, но новый начисляться не будет.
Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может пожаловаться в трудовую инспекцию.
Слайд 29Изменили систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных
условиях
Например, до 1 января 2014 года запрещалось заменять дополнительный отпуск
за вредные условия труда денежной компенсацией.
С нового года нельзя заменять компенсацией лишь 7 дней дополнительного отпуска, остальные дни по договоренности можно поменять на деньги.
Если же условия труда работника улучшились, стали более безопасными, его объем гарантий и компенсаций сократится.
Слайд 30
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С принятием закона о СОУТ максимальный штраф для
юридического лица будет составлять 200 тысяч рублей ст. 5.27 КОАП
РФ ( с 1 января 2015 года).
Нарушения государственных нормативных требований ОТ, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юр. лиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
Слайд 31АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Нарушение установленного порядка проведения СОУТ либо ее не проведение
влечет предупреждение или наложение административного штраф - на должностных лиц
– от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на ю.л. – от 60 до 80 тыс. рублей.
Допуск работника без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, влечет наложение штрафа- на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
Слайд 32АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
За необеспечение работников СИЗ штраф для должностных лиц в
размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП –
от 20 до 30 тыс. рублей, для юр.лица – от 130 до 150 тыс. рублей.
Ответственность за не своевременную передачу результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда
для должностного лица от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей ( статью 19.5 КоАП РФ)
Слайд 33АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В случае нарушения организацией порядка спецоценки для дол. лиц
штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года
до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для ю.л. – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. (Ст. 14.54)
Слайд 34УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Причинение тяжкого вреда штраф 400 тыс. рублей, срок для
обязательных работ от 180 до 240 часов, для исправительных работ
2 года. Деяния, повлекшее смерть человека по неосторожности, наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет (ч.1 ст.143 УК РФ). За правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, для д.л. принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет ( ч.3 ст.143 УК РФ )