Слайд 1Сплавы из золота.
Оттенки золота.
Слайд 2«Золотые ювелирные изделия» на самом деле изготовляют не из чистого
золота, а из золотосодержащих сплавов. Золото является основной составляющей частью
золотого сплава, и его доля как раз и маркируется пробой (например, золото 585 пробы содержит 58,5% чистого золота).
Слайд 3Дополнительные металлы, входящие в состав сплава, называются лигатурой.
Золотые сплавы чаще
всего бывают трехкомпонентными: золото + серебро + медь. Однако, в
некоторых случаях сплав может быть более сложносоставным. При приготовлении золотого сплава нужно учитывать, что некоторые элементы не смешиваются между собой, делясь в жидком состоянии на отдельные слои. Поэтому бывает необходимо следовать определенной очередности приготовления раствора, для чего конечно требуется достаточная квалификация.
Слайд 4Доля чистого золота и лигатура определяют свойства, которые будет иметь
тот или иной сплав — в том числе и оттенок
будущих ювелирных изделий из золота.
Слайд 5Влияние разных металлов в лигатуре на свойства золотого сплава
Мы все привыкли к тому, что золото может быть
«красным», «желтым» или «белым». Однако, на самом деле оттенков больше. Ниже в таблице приведены возможные сочетания металлов при приготовлении золотых сплавов разных проб и оттенков. В колонке Au (процент содержания золота) как раз и указана проба изделия (58,5% — это 585 проба, и так далее).
Слайд 6Главный цвет золота – желтый. Именно таким предстает оно старателю,
намывшему пригоршню золотого песка или снявшему наслоения с золотого самородка.
Таким его любят во многих странах Востока. Желтые обручальные кольца (чаще всего необычной формы) стали трендом на Западе.
Слайд 7 Замечательно смотрятся контрастные сочетания желтого золота и
зеленых изумрудов, голубых топазов, многоцветных опалов. Однако как оправа для
бесцветного бриллианта этот сплав не слишком хорош: прозрачный камень в определенных ракурсах откровенно желтит, что снижает его эстетичность.
Желтое золото – превосходная оправа для самоцветных камней теплых тонов.
Слайд 8Белое золото
Белый оттенок золотому сплаву добавляется за
счет платины, серебра, палладия и никеля. Белое золото на основе палладия получается,
если доля этого металла превышает 16%.
Слайд 9Правда, такой сплав будет заметно дороже за счет высокой стоимости
палладия. Более «бюджетный» вариант белого золота включает никель, медь и
немного цинка.
Палладий придает сплаву дополнительную прочность и бледный оттенок естественного благородства, а также наилучшие характеристики.
Слайд 10До начала 20-х годов прошлого века в ювелирной практике было
принято оправы для бесцветных камней изготавливать из серебра или платины.
Однако серебро – даже наивысшей пробы – со временем темнело, особенно в местах, труднодоступных для чистки. Платина же весьма тугоплавка и потому сложна в обработке.
Для оправления бриллиантов, фианитов, цирконов и многих других самоцветов используется белое золото.
Слайд 11 Сплав 750-й пробы из золота, никеля, цинка
и меди достоверно имитировал платину. Однако снижение процентного содержания золота
в сплаве приводило к ухудшению внешнего вида изделий, и потому металлургами было разработано несколько рецептур белого золота.
Сплавив золото с никелем, мастера получили материал относительно низкой себестоимости и прекрасных практических качеств.
Слайд 12Если художник, создающий изделие, никак не обыгрывает цветовые девиации сплавов
белого золота, в ход идет родиевое покрытие. Тонкий слой родия,
нанесенный на поверхность белого золота, помогает выправить цвет сплава, защищает изделие от абразивного износа.
Некоторые из разновидностей белого золота характеризуются более или менее выраженными оттенками – от бледно-желтого до бледно-коричневого.
Слайд 13 Сплавы белого золота, изготовленные без никеля (с
палладием, марганцем), делают драгоценный металл похожим на нержавеющую сталь. Платина,
соединенная с золотом в целях создания практичного белого сплава, придает составу яркость, блеск, глянец.
Сам по себе родий обладает серебристо-серой окраской. Однако его тончайший слой сообщает белому золоту голубоватый отлив.
Слайд 14Розовое золото
– предмет многолетнего пренебрежения западных ювелиров и
объект глубокой привязанности населения малоцивилизованных стран.
Розовым золото делается при
сплавлении с медью и серебром. Из-за того, что такие соединения часто возникают как побочный продукт переработки золотоносных руд, к ним сложилось априорно негативное отношение. Однако стремление к разнообразию вдохновило мир: розовое золото вошло в моду и стало полноправным золотым сплавом, используемым для изготовления ювелирных украшений.
Слайд 15Красное золото 585-й пробы содержит 41% меди – что делает
его относительно недорогим, а главное, весьма практичным сплавом. Медная лигатура
сообщает золоту прочность. Из красного золота с успехом производятся объемные и ажурные изделия. Оно прекрасно держит массивные вставки, неплохо сопротивляется истиранию.
Издавна популярное в России, красное золото – из-за высокого содержания меди в сплаве – считалось западными снобами низкосортным.
Слайд 16По мнению особо придирчивых экспертов, бесцветный камень в оправе красного
золота производит впечатления желтого, то есть низкокачественного. Мнение это спорно:
многие модельеры и дизайнеры успешно оправляют бриллианты даже не в красное, а в червонное золото.
Невысокая в прошлом популярность красного золота на Западе обуславливалась свойством этого металла отсвечивать в бриллиантовых бликах.
Слайд 17Червонное золото лишено либо почти лишено примесей. Его цвет близок
к цвету красного золота, однако в нем имеется и коричневый
оттенок. И хотя в современном языке прилагательные «красный» и «червонный» синонимичны, есть обоснованное мнение о разнице в этимологии названий. Дело в том, что чистое золото (каковым и является золото червонное), при нагревании до температур, близких к температурам плавления, обретает явный красноватый оттенок. Наличие примесей исключает возможность покраснения золота при нагревании. Свойство это любопытно с точки зрения физики отражения света: дело в том, что жидкое (расплавленное) золото выглядит уже не красным, а зеленоватым.
Слайд 18Синее золото
- получается при сплавлении золота с железом (редкий случай
двухкомпонентного сплава).
Зеленое золото
Зеленый оттенок получается при плавлении золота с серебром
с добавлением кадмия.
Лиловое золото
Оттенок золота может стать даже лиловым — для этого в сплав нужно добавить алюминий, кобальт и палладий.
Кроме того, возможно получение светло-оливкового оттенка золотого сплава (добавление теллура), блестящего черного оттенка (добавление серебра или никеля и кобальта), а также некоторых других.
Слайд 19 Темно зеленое золото получается при сплавлении золота
и рубидия. Однако используется этот металл редко из-за хрупкости и
сложности механической обработки. Добавка кадмия или цинка также зеленит золото, однако оба эти металла признаны вредными для человека, и потому подобные сплавы в ювелирном деле не применяются.
Зеленым золото бывает и твердом виде: красивым салатовым оттенком славится сплав золота и серебра.
Слайд 20Чрезвычайно дорогие и сложные в изготовлении, вариации на тему черного
золота пользуются огромным спросом. Чрезвычайно элегантные изделия матовой черноты сделаны
из вполне привычного драгоценного металла, зато их внешний слой – настоящее произведение металлургического искусства.
Цветовая палитра золотых сплавов не исчерпывается старыми разработками металлургов. Сегодня трендом стали изделия с покрытием из черного золота.
Слайд 21Золото в расплаве плохо смешивается с кобальтом и хромом (главными
«виновниками» почернения), и потому технологии производства изделий из черного золота
держатся в строжайшем секрете. Известно лишь, что в качестве чернящего покрытия могут использоваться рутений, родий, и даже аморфный углерод.
Слайд 22 Так называемое серое золото не следует рассматривать
как «недокрашеное» черное. Серое золото – тусклый вариант белого золота.
Сплав серого золота состоит из ингредиентов, используемых для производства белого золота. Красив сероватый оттенок сплава золота и палладия. Введения в золото стальной лигатуры может дать прекрасный вариант серого золота – однако далеко не всякая сталь пригодна для подобных опытов.
Слайд 23Только сплав железа, углерода и легирующих добавок, лишающих сталь возможности
окисляться, может пригодиться в качестве лигатуры серого золота.
Слайд 24 Во всяком случае, Британский комитет пробирования драгоценных
металлов принципиально возражает против применения подобных словосочетаний. Голубое покрытие на
белом золоте – да, такая формулировка допустима. А вот собственно голубого золота не создано – да и теоретической возможности произвести сплав этого цвета нет.
Впрочем, тончайшая пленка оксида железа на поверхности золотого сплава дает изделию красивый голубой оттенок. Свойством этим пользуются изготовители элитных марок наручных часов. Однако как таковое голубое золото все-таки не существует.
Слайд 25Самое любопытное, что синее золото время от времени появляется на
витринах ювелирных выставок. Густой синий цвет дает сплавление золота с
индием. Соединенный с золотом галлий окрашивает сплав в синий тон размытого характера. Однако технология создания подобных сплавов чересчур сложна для того, чтобы эти металлы стали частыми гостями торговых прилавков.
Слайд 26Золото может быть даже фиолетовым! Возникает фиолетовое золото исключительно по
воле человека и при его непосредственном участии. Сплавить плотное золото
и легкий алюминий непросто. Да и результат впечатляет только необычным аметистовым блеском сплава. Технологические особенности производства и обработки подобного соединения не позволяют вести массовое изготовление фиолетового золота.
Слайд 27Коричневое золото до недавних пор существовало на условиях, сходных с
условиями существования голубого золота. То есть выражение коричневое золото –
было, но относилось оно лишь к изделиям, покрытым составами с высоким содержанием меди (дающей коричневый цвет). Однако не так давно канадская компания подала заявку на изобретения золотого сплава, характеризующегося высокой ковкостью и прочими признаками ювелирного металла, и при этом имеющего красивый коричневый цвет. Подробности состава пока не разглашаются.
Слайд 30Как маркируются золотые сплавы?
По принятому стандарту, маркировка золотых
сплавов выглядит следующим образом:
ЗлСрМ 583-80 (то есть, сплав включает 58,3%
золота, 8% серебра, 33,7% меди) и тому подобное.
Содержание примесей (включения неблагородных металлов) в золотых сплавах не должно превышать допустимой нормы 0,17%.
Слайд 31Цвета золотых сплавов в зависимости от состава