Разделы презентаций


Спор о природе универсалий: номинализм, концептуализм, реализм

Содержание

УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis – общий, относящийся к целому) – слова (термины), обозначающие все то, что по природе своей способно сказываться о единичных вещах (субстанциях), а именно – их свойства или отношения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Спор о природе универсалий: номинализм, концептуализм, реализм.
Пак Е. В.
аспирант

1 курса ИЛИ РАН

Спор о природе универсалий: номинализм, концептуализм, реализм.Пак Е. В. аспирант 1 курса ИЛИ РАН

Слайд 2УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis – общий, относящийся к целому) – слова

(термины), обозначающие все то, что по природе своей способно сказываться

о единичных вещах (субстанциях), а именно – их свойства или отношения (НФЭ)
Универсалии:
род,
вид,
подвид,
существенное свойство,
несущественный признак.
УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis – общий, относящийся к целому) – слова (термины), обозначающие все то, что по природе

Слайд 3Истоки
Платон
Аристотель

ИстокиПлатонАристотель

Слайд 4Аристотель “Метафизика”, “О душе”
«Бледное первее бледного человека по определению, но

не по сущности: ведь оно не может существовать отдельно, а

всегда существует вместе с составным целым (под составным целым я разумею здесь бледного человека)».
Схема движения универсалий:
единичная вещь → абстрагирование ее свойств в душе → языковое выражение этих свойств как определение единичного
Аристотель “Метафизика”, “О душе”«Бледное первее бледного человека по определению, но не по сущности: ведь оно не может

Слайд 5Спор о природе универсалий
Существуют ли они самостоятельно или же находятся

в одних только мыслях?
Если они существуют, то тела ли это

или бестелесные вещи?
Обладают ли они отдельным бытием или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них?

Реализм (универсалии до вещей, ante res)
Концептуализм (универсалии в вещах, in rebus)
Номинализм (универсалии после вещей, post res)

Спор о природе универсалийСуществуют ли они самостоятельно или же находятся в одних только мыслях?Если они существуют, то

Слайд 6Трактовка универсалий 12 в. Гильберт Порретанский
Гильберт Порретанский
категории индивида, вида, рода

относятся не только к языку, но и укоренены в самой

реальности
знание, формулируемое посредством суждений, является истинным, если связь терминов правильно воспроизводит связь частей, обозначаемых этими терминами,
начало (quo est) ≠ что (id quod est), т.к. всякая вещь конечна,
только бог совпадает с бытием, бог сообщает другим бытие,
субстанция (род) ≠ субсистенция (вид),
субсистенции — это значения отдельных слов, субстанция - общее понятие.

Трактовка универсалий 12 в. Гильберт ПорретанскийГильберт Порретанскийкатегории индивида, вида, рода относятся не только к языку, но и

Слайд 7Трактовка универсалий в 12 в. Пьер Абеляр
Пьер Абеляр
категории индивида, вида,

рода относятся не только к языку, но и укоренены в

самой реальности
знание, формулируемое посредством суждений, является истинным, если связь терминов правильно воспроизводит связь частей, обозначаемых этими терминами,
не-различие сущностей у индивида → 1. у индивидов одинаковая сущность / 2. общей сущности нет,
реальная вещь - то, что может быть обозначено, универсалия - приписывание ко многим вещам, т.е. понятие.
У. в божественном уме → деление на слово и вещь → схватывание вещи через высказывание
Трактовка универсалий в 12 в. Пьер АбелярПьер Абеляркатегории индивида, вида, рода относятся не только к языку, но

Слайд 8Концептуализм
Пьер Абеляр
подлинная реальность - то, что можно назвать,
реально только

подлинное значение термина, как референт указательного жеста,
общие термины - неспособность

человеческого ума охватить совокупность индивидов.
КонцептуализмПьер Абелярподлинная реальность - то, что можно назвать, реально только подлинное значение термина, как референт указательного жеста,общие

Слайд 9Реализм. Против.
Критика Абеляра:
удвоение мира,
выделение общего признака в качестве самостоятельной сущности,
феномен

взаимного непонимания,
Другая сторона реализма:
проблема совмещения двух независимых измерений: форма -

материя, бытие - сущность.
Реализм. Против.Критика Абеляра:удвоение мира,выделение общего признака в качестве самостоятельной сущности,феномен взаимного непонимания,Другая сторона реализма:проблема совмещения двух независимых

Слайд 10Проблема концептуального синтеза
Фома Аквинский
доминирующая значение у категории бытия,
"быть"... этот акт

есть самая сердцевина всего, что есть, поскольку именно то, что

есть, есть бытие»,
“А есть В” и “А есть”.
Есть: 1. акциденция вещи, 2. экзистенциальный аспект,
“Есть” предшествует тому, что есть.

Проблема концептуального синтезаФома Аквинскийдоминирующая значение у категории бытия,

Слайд 11Иерархия субстанций Фомы Аквинского
Абсолютно простая божественная субстанция, в которой отсутствует

различие между формой и материей и различие сущности и существования.


Составные имматериальные субстанции, получившие свое существование от Первой Причины: ангелы, интеллект. Они состоят из сущности и существования.
Материальные субстанции, имеющие двойную составленность: из материи и формы и из сущности и существования.
Иерархия субстанций Фомы АквинскогоАбсолютно простая божественная субстанция, в которой отсутствует различие между формой и материей и различие

Слайд 12Проблема концептуального синтеза
Дунс Скот
если принять, что в основе всего сущего

лежит индивидуальное начало, то наличие общего становится необъяснимым, равно как

из общего нельзя «вывести» индивиды”,
если бы не было видов, то понятиям ума ничто не соответствовало бы,
существование индивидов в доказательстве не нуждается,
что делает индивида индивидом? - “Этость”,
концепция формального различия.
Проблема концептуального синтезаДунс Скотесли принять, что в основе всего сущего лежит индивидуальное начало, то наличие общего становится

Слайд 13Номинализм
У.Оккам
предметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический

мир,
один «уровень реальности»,
«сущности не следует умножать без необходимости»
абстрактные предметы

вне мышления не существуют,
чувственное созерцание,
интуитивное познание.

НоминализмУ.Оккампредметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический мир,один «уровень реальности», «сущности не следует умножать

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика