Слайд 1Спортивные игры
Виды спортивных игр
Опытные спортсмены и тренеры знают, как важна
физическая активность для взрослых, детей и подростков. Возможность играть, двигаться
в свое удовольствие и соревноваться необходима для роста и развития, поддержки тела в хорошей физической форме. Спортивные игры для детей – это величайший подарок, который взрослые могут сделать ребятам. Играя, ребенок укрепляет здоровье, развивает координацию, учится действовать в команде и получает массу положительных эмоций. Особенно полезно играть всем вместе – детям, родителям и педагогам. Это лучший способ создать дружеские и доверительные отношения.
Слайд 2Разновидности спортивных игр
Игровые виды спорта возникли в незапамятные времена. На
фресках египетских пирамид и древнеримского города Помпея, на вазах античной
Греции и настенных росписях древнего Крита запечатлено множество фигур, занятых подвижными играми. Каждый народ имеет национальные спортивные развлечения. Имеются универсальные игры, популярные во всех странах мира.
Для любой спортивной игры характерно:
Наличие правил;
Взаимодействие с партнерами;
Соревновательность;
Двигательная активность;
Простота содержания;
Сильное эмоциональное воздействие.
Слайд 3Группы игр
Все игровые виды деятельности в спорте можно разделить на
несколько групп. Это:
Игры парные с небольшим разнообразием движений;
Командные виды деятельности
с большим разнообразием движений;
Командные игры с большой физической нагрузкой;
Военно-спортивные игры;
Интеллектуальные игры.
Слайд 4Польза спортивных игр
Спортивные и подвижные игры полезны людям любого возраста.
Физическая активность, сопряженная с соревнованием и азартом даёт ни с
чем несравнимое удовольствие. Взрослые люди до преклонных лет чувствуют себя бодрыми и молодыми, если играют в теннис, гольф, бадминтон. Детям игровая физическая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития.
Играть в спорт важно для совершенствования:
Движений (ходьбы, бега, метания, ловли, балансировки);
Мелкой моторики (тонкие движения при еде, рисовании, письме, одевании);
Речи и общения;
Мыслительных навыков (обучение, понимание. Решение задач, рассуждение, запоминание, чтение, счёт);
Социальное и эмоциональное взаимодействие (семья, друзья, учителя)
Слайд 5Спортивные игры
Энергичная физическая деятельность нужна для нормального роста костей. Нормальная
двигательная нагрузка на скелет помогает сохранить кости сильными, прочными, сделать
их устойчивыми к давлению, амортизации. Активность помогает костям и мышцам пропорционально и эффективно развиваться. Игры помогают избежать такого явления, как перетренированность, которая часто присутствует в неигровых видах спорта из-за чрезмерных нагрузок во время тренировок.
Участие в игровых видах спорта помогает человеку с детства и на протяжении всей жизни сохранять правильные пропорции тела.
Спорт позволяет предотвратить накопление лишнего жира, усилить мышцы, укрепить связки.
Подвижные игры развивают чувственное восприятие, а именно: быстроту реакции, ориентацию в пространстве, боковое зрение, слух, осязание.
Слайд 6Спортивные игры
Многие двигательные навыки совершенствуются, когда человек играет. Бег, прыжки
на одной и на двух ногах, метание, быстрая ходьба, повороты
отрабатываются значительно лучше, чем в повседневной жизни. В игровой деятельности нет различий возраста и пола. Мальчики и девочки, юные и пожилые люди – все становятся равными. В этом преимущество игры.
Навыки мыслительной деятельности – речь, память, общение, концентрация внимания также улучшаются во время спортивных занятий. Быстрая, требующая мгновенной реакции и расчёта, игра обостряет все чувства, заставляет мозг работать ускоренными темпами.
Участие в спортивных мероприятиях – отличный способ расширять социальные связи для взрослых и формировать социальное поведение для детей. Спортивные командные игры побуждают человека чувствовать себя членом сообщества, учат его сопереживать, помогать, конкурировать.
Слайд 7Правила спортивных игр
Спортивные игры – это состязания в игровой форме,
опирающиеся на определенные приемы и тактику. Борьба может происходить между
двумя партнерами или двумя командами. Во многих играх определена цель – ворота, мяч, волан, площадка. Каждое состязание имеет набор правил. Не зная их, трудно не только участвовать, но и наблюдать за ходом соревнования. Существуют общие правила для всех спортивных действий. Это:
Безопасное поведение;
Честная спортивная борьба;
Соблюдение правил игры;
Поддержка товарищей по команде;
Уважение соперников;
Анти-допинг.
Слайд 8Популярность различных видов спорта не одинакова. Статистические данные, собранные в
200 странах мирах показывают следующее:
Процент популярности, игры спортивные: футбол –
8,4%.
Баскетбол – 5,7%.
Волейбол – 5,4 %. Остальные игры располагаются в рейтинге популярности соответственно: теннис, гольф, настольный теннис, бильярд, боулинг.
Слайд 9Футбол
Один из древнейших видов спорта. Традиционно считается, что футбол изобрели
в Англии в средние века. Но китайские хроники III –
II веков до нашей эры описывают «состязание Цу Чу». Смысл его состоял в том, чтобы забить ногами кожаный мяч, набитый перьями и волосом в сеть, натянутую на бамбуковой основе. Примерные описания встречаются у древнеегипетских и древнегреческих авторов. Следовательно, англичане не изобрели футбол, а лишь развили и популяризировали его. Правила этого вида спорта изменялись с течением времени.
Слайд 10Главные принципы футбола:
В игре участвуют две команды, из 11 игроков
каждая. Цель – забить мяч в ворота соперника. Футболисты направляют
мяч только ногами и головой, использовать руки запрещается. Побеждает команда, которой удалось забить мяч большее количество раз.
Здесь имеются роли:
Вратарь;
4 защитника;
3 полузащитника;
3 нападающих.
Слайд 11Оборудование
Мяч, двое ворот с сеткой.
Всем игрокам рекомендуется носить бутсы
с шипами и щитки для защиты голени. Обычно каждая команда
имеет форму одинакового цвета.
Одежда вратаря отличается по цвету, этот игрок должен иметь специальные перчатки.
Футбол притягивает к себе огромное количество, как взрослых, так и детей, потому что это очень страстный, эмоциональный вид спорта. Результат остается интригой до последнего момента.
Заниматься футболом, в отличие от хоккея, может каждый человек.
Слайд 12Баскетбол
Перечисляя популярные спортивные игры, баскетбол называют вторым после футбола. В
отличие от футбола, происхождение этой игры известно точно. Изобрёл баскетбол
американский врач, тренер и священник — Джеймс Нейсмит. Основой нового вида спорта стало школьное развлечение «утка на скале». В самом первом баскетбольном соревновании 1891 года использовались корзины из-под персиков и футбольный мяч. Игра понравилась широкой публике и скоро распространилась по всему миру. Первоначальные правила Нейсмита видоизменились с тех пор.
Слайд 13Главные принципы
Участвуют две команды по 12 человек;
На площадке могут играть
одновременно от 3 до 5 человек;
Игроки должны забросить мяч в
корзину соперника, и не допускать забрасывания мячей в свою корзину;
Все действия с мячом производятся только руками;
Нельзя бить по мячу кулаком;
Мяч передвигают, только ударяя им об пол.
Слайд 14В баскетбол играют на открытых площадках и в спортивных залах.
Он популярен из-за своей азартности, стремительности и внешней эстетичности. Профессиональные
баскетболисты – высокие, стройные, длинноногие. Всем хочется быть похожими на них. Тем более что в баскетбол могут играть и женщины.
Слайд 15Волейбол
Этот спорт, подобно баскетболу, изобретен искусственно тоже в США. Тренер
христианской ассоциации Уильям Морган придумал оригинальный микс баскетбола, тенниса, гандбола
и бейсбола. В 1895 году состоялась первая игра, на которой придумали современное название. Для волейбола нужна площадка с сеткой, натянутой поперек. Сетку располагают на высоте 2,43 м и 2, 25 м для мужчин и женщин соответственно. В командах по 5 человек. Игроки меняются местами по ходу подач мяча. Цель игры – приземлить мяч на территории противоположной команды. Волейболисты действуют только руками. Запрещено дотрагиваться руками до сетки. Разыгрывается не больше пяти партий до 25 очков каждая.
Дети и взрослые во всем мире любят волейбол, так как он развивает реакцию, даёт чувство дружбы и поддержки команды. Характеризуя различные спортивные игры, волейбол можно назвать самым демократичным. Этот спорт доступен везде – во дворе, на пляже. Играть могут все желающие, специальная подготовка не нужна.
Слайд 16Спортивные игры с мячом
Игры с мячом, как видно на примере
описанного выше футбола, баскетбола и волейбола самые динамичные и популярные.
Мячи придуманы на заре человеческой цивилизации. Многие национальные виды спорта и дворовые детские игры используют мячи большие, маленькие, кожаные, тряпичные, деревянные, алебастровые. Современные спортивные игры с мячом, главным образом, командные.
Слайд 17Действия с мячом могут разнообразными:
Забивание мяча в цель (футбол, поло,
баскетбол, гандбол).
Удары по мячу особым инструментом – ракеткой, битой (лапта,
бейсбол и т.д.).
Перебрасывание мяча через препятствие (волейбол, теннис).
Некомандные игры с поражением цели (боулинг, бильярд).
Слайд 18Существует много увлекательных подвижных развлечений с мячом для детей, которые
распространены во дворах, лагерях, а также на уроках физкультуры. Например:
Картошка.
Игроки, стоящие в кругу, бросают друг другу мяч как можно быстрее. Тот, кто не успел поймать или отбить мяч, садится в центр круга. Он может выбраться оттуда, если успеет перехватить или отбить мяч у другого игрока.
Вышибалы. На земле проводят две черты на расстоянии 5 метров друг от друга. Игроки становятся между чертами, на которых занимают позиции два вышибалы. Вышибалы по очереди кидают мяч по направлению друг к другу, стараясь задеть мячом игроков. Если мяч никого не коснулся, его ловит вышибала-соперник, а игроки должны отбегать назад. Когда выбит последний игрок, первые выбывшие занимают места вышибал.
Слайд 19Военно-спортивные игры
В наше время широко распространились военно-спортивные игры, предполагающие включение
элементов боевой тактики. Здесь используется оружие, применяются армейские способы перемещения
по игровому пространству.
Команды формируются по военному принципу: отделение, взвод и т.д. Сфера действия приближена к обычной для ведения реальных боевых действий – поле, лес.
Команды могут вести оборону, атаку, разведку. Военно-спортивная стратегия предполагает взаимодействие членов команды, создает ситуацию ведения боя. Выигрывает группа, поразившая всех членов команды-соперника.
Слайд 20Пейнтбол.
Соперничающие команды стреляют друг в друга из пневматического оружия шариками
с краской. Шарики разбиваются о живую мишень и «отмечают» достижение
цели.
Слайд 21Хардбол
В этом состязании используется пневматическое развлекательное оружие со скоростью пули
180 метров в секунду
Слайд 22Лазертаг.
В качестве оружия применяют лазерный излучатель, поражающий сенсорные датчики.
Слайд 23Страйкбол.
Оружие – пневматика и электропневматика с пластмассовыми шариками (калибр –
6 мм).
Слайд 24Олимпийские игры:
виды спорта
Многие из перечисленных игр представлены на летних
и зимних Олимпийских играх. Ежегодно список расширяется. В последние годы
олимпийскими видами спорта считались:
Лето
бадминтон;
баскетбол;
водное поло;
волейбол;
пляжный волейбол;
гандбол;
настольный теннис;
теннис;
футбол;
хоккей на траве.
Зима
кёрлинг;
хоккей.
Многие игры не входят в официальную программу Олимпиад, хотя по популярности не уступают олимпийским видам.
Слайд 25Многие игры не входят в официальную программу Олимпиад, хотя по
популярности не уступают олимпийским видам.
Регби;
Гольф;
Пейнтбол;
Бильярд;
Дартс;
Сквош.
Слайд 26Дворовые подвижные игры
В наши дни многие дети и подростки привязаны
к компьютерным играм. Это затягивающее увлечение может великолепно развить фантазию,
мышление и целеустремленность, но резко снижает физическую активность и сводит на нет общительность. Родители современных тинейджеров помнят замечательные детские спортивные игры, в которые они часами играли в летних лагерях, школьных спортивных секциях и просто во дворах.
Это:
Русская лапта;
Пионербол;
Али-Баба;
Разрывные цепи;
Арам-шим-шим;
Сантики-фантики-лимпомпо.
Родители, вожатые в лагерях и учителя физкультуры должны обязательно вовлекать детей и подростков в активную физическую деятельность. Совместная игра воспитывает дружбу и взаимопомощь, нацеливает на победу, вырабатывает привычку к активному проведению досуга и укрепляет здоровье.