Слайд 1Язык?, сознание??, эволюция???
Л?ша Ви?яр
Слайд 4Язык и мышление
Вспоминаем:
Языки разные
Но разные не «хаотично», есть закономерности
Языковая способность,
скорее всего, оформляется некоторыми общими «функциональными» принципами
Социальные ситуации связаны с
лингвистическими ситуациями (когда языки контактируют и когда внутри языка вариативность)
Языки не «лучше» или «хуже» один другого (вспомните историю про пиджин и креольский)
Язык - одна из когнитивных способностей человека
Как он связан с другими способностями?
Слайд 5Мышление и язык
Есть ли не функциональные вещи, а «случайные», которые
систематически связывают язык и мышление?
Дж. Лакофф 1980: метафоры – важная
часть того, как мы мыслим и говорим. И метафоры систематичны, хотя и не очень функциональны
Слайд 6Пример: время
Преподаватель тратит наше время!
Она оглянулась на прожитую жизнь
Время занятия
истекает…
Он уверенно смотрит вперед в будущее
Если бы мы не пришли
на занятие, мы сберегли бы свое время.
…
Слайд 7Пример: время
В куче языков: время через пространство
Общий принцип: сложные категории
(ментальная деятельность, абстрактные понятия и тд) через простые (физическое взаимодействие,
объекты, которые можно почувствовать телесно)
Не универсально для разных языков
пекинский китайский (Mandarin)
tā xià le shān méi yǒu
has she descended the mountain or not?
xià ge yuè
next (or following) month
Слайд 9Язык и культура/мышление
Общая интуиция: «то, как мы видим мир, связано
с нашим языком»
Гипотеза лингвистической относительности:
Вопрос: что такое мышление и как
оно связано с культурой?
Лингвистический детерминизм (сильная лингвистическая относительность):
язык однозначно определяет мышление
язык = мышление
Слабая лингвистическая относительность:
язык частично определяет мышление
язык ≠ мышление
Слайд 10Культура и язык: простые вещи
qejuqɬikin – теленок-самец до года
ɬewmiɬeŋ –
теленок, чувствующий привязанность к матери
kəteɣət – стельная важенка
kəwʔiɬʔən – важенка,
у которой сдох теленок
jʔiɬəɬʔu – «луннолицый олень»
ejkeki – олень без пальцеобразного отростка у изгиба рогов
…. И так еще очень-очень много
Слайд 13«тупая онтология»
объекты
события и отношения
одушевлённые неодушевлённые
все мыслимые сущности
предметы субстанции
Слайд 14одушевленность
Род (gender) в лакском (нахско-дагестанский)
лас муж
б-лас- мужья
д-нину мать
б-нину- матери
б-ккачи собака
б-ккачи- собаки
д-усттул стол
д-усттул- столы
Слайд 15одушевленность
Род (gender) в лакском (нахско-дагестанский)
д-нину мать
б-нину- матери
б-душ девушка
б-душ- девушки
б-ккачи собака
б-ккачи- собака
д-усттул стол
д-усттул- столы
Слайд 16одушевленность
Род (gender) в лакском (нахско-дагестанский)
д-нину мать
б-нину- матери
б-душ девушка
б-душ- девушки
б-ккачи собака
б-ккачи- собака
д-усттул стол
д-усттул- столы
Есть языки, где (незамужние/молодые..) женщины относятся
к менее одушевленному классу (конкани в Индии, некоторые польские диалекты),
но нет языков, где мужчины бы относились к менее одушевленному классу, чем женщины
Слайд 17одушевленность
!НО! Неправда, что в языках без рода (gender) нет гендера
(в соц. смысле)
Слайд 18Саммари: язык и культура
Лексика ТОЧНО связана с культурой (наверное, в
одну сторону?)
Грамматика если и связана, то совсем не напрямую (более
абстрактное – сложнее найти связь?)
Подумайте, может ли В ПРИНЦИПЕ такая вещь, как порядок слов, быть связана с конкретной культурой
Можно представить, как культура обуславливает язык, но сложнее, как язык обуславливает культуру (стрелочка не поворачивается)
!НО! Задумайтесь, что утраты языков и утраты культур идут довольно параллельно
Надо делать не громкие заявления, а небольшие конкретные исследования с хорошо определяемыми понятиями
Слайд 19«тупая онтология»
объекты
события и отношения
одушевлённые неодушевлённые
все мыслимые сущности
предметы субстанции
Слайд 20Сознание и язык: общие места
Как прошлый слайд отражается в устройстве
(почти) всех языков?
Слайд 21Сознание и язык: общие места
Как прошлый слайд отражается
в устройстве
(почти) всех языков?
Существительные (объекты) и глаголы
(события и отношения) –
противопоставлены
(почти) всюду в грамматике
Денис читает лекции. ЧАСТО
Денисом читает лекции. РЕЖЕ
Денисом читают лекции. РЕДКО
Лекции денисятся чтением НИКОГДА
Денис лекционирует чтение.... НИКОГДА
Слайд 22Языки без имен и глаголов?
Ирокезские: новые понятия описываются глаголами
Вакашские: почти
любые корни могут быть и предикатами, и аргументами (решает синтаксис)
Слайд 23Языки без имен и глаголов?
Ирокезские: новые понятия описываются глаголами
Вакашские: почти
любые корни могут быть и предикатами, и аргументами (решает синтаксис)
Слайд 24Одушевленные объекты – глаголы?
Илгар (Австралия, Evans 2000; 2017) Нормальный и
более точный способ описывать родственные отношения – не называть кого-то
существительным (Мой отец пришел), а через глаголы («Он, он меня отцовит, пришел»).
Слайд 25Одушевленные объекты – глаголы?
Являются ли у них родственные отношения ситуациями
в сознании?
Что на что влияет?
Kinship verbs – на севере Австралии
и в Сев. Америке, где в принципе языки глаголоцентричны и очень много можно выразить в глаголе
Как все это проверять – не совсем ясно…
Слайд 27Мышление и язык
Есть ли не функциональные вещи, а «случайные», которые
систематически связывают язык и мышление?
Дж. Лакофф 1980: метафоры – важная
часть того, как мы мыслим и говорим. И метафоры систематичны, хотя и не очень функциональны
Слайд 28Вернемся к науке
Наличие/количество слов для важных в культуре концептов –
не так интересно
Бывает ли, когда носители одного языка «эффективнее» мыслят
некоторые концепты благодаря тому, как устроен этот язык?
пекинский китайский (Mandarin)
tā xià le shān méi yǒu
has she descended the mountain or not?
xià ge yuè
next (or following) month
Слайд 29Boroditsky 2001
Связано ли наличие вертикальной метафоры с осмыслением времени как
вертикали?
Людям показывали картинку, где объекты по
горизонтали или по вертикали
Потом
задавали вопрос про время, который устроен
либо с пространственной горизонтальной метафорой
(Апрель идет перед маем), либо без метафоры
(Апрель идет раньше мая).
Если язык влияет на мышление, то китайцы ответят
быстрее на второй вопрос после вертикальной
картинки, а англичане – после горизонтальной
Слайд 33обсуждение
Думанье о вертикальности
помогает китайцам отвечать
на вопрос о времени (и
наоборот для
англичан)
Именно язык влияет на сознание?
Если англичан натренировать
на вертикальность, то они
тоже
так умеют.
Это именно язык, а не культура?
Слайд 34Всем спасибо!
И пройдите, пожалуйста, опрос
https://forms.gle/JqybWpL8vYu2aP259