Слайд 1Теория организации
Ботош Надежда Николаевна
Преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, к.э.н., доцент
г.
Сыктывкар // 2012 г.
Слайд 2Основная литература
Балдин, К.В. Управленческие решения : теория и технология принятия
[Текст]: учебник для вузов. / К. В. Балдин, С. Н.
Воробьев. – М.: Проект, 2004. – 304 с.
Баранников А. Ф. Теория организации: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. 061100 "Менеджмент организации" / А. Ф. Баранников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 700 с.
Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5-е изд. Доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 528 с. Гардорик. 2007. – 528 с.
Латфуллин Г. Р. Теория организации : учебник для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко – СПб: Питер, 2005 – 395 с. - (Серия «Учебник для вузов»).
Мескон, М. Х. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Х. Ф. Альберт. – 3-е изд. - М.: Вильямс, 2008. – 672 с.
Мильнер, Б. З. Теория организации : учеб. / Б. З. Мильнер. - 2-е изд., перер. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 864 с.
Рогожин С. В. Теория организации : учеб. для обуч. по спец. "Менеджмент организации" / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. - Изд. 2-е, стер. - М.: Экзамен, 2006. - 315 с. - (Сер. «Учебник для вузов»).
Смирнов, Э. А. Теория организации : учеб. пособие. / Э. А. Смирнов. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 248 с. (Сер. «Вопрос-ответ»)
Слайд 4Основные определения
ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой сознательно координированное социальное образование, функционирующее на
специфической основе в определенных границах и реализующее достижение определенных целей.
ТЕОРИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ – область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (модель) системы – упорядоченная совокупность элементов и категорий, характеризующих данную модель.
Источник: Акимова Т.А. Теория организации. М., ЮНИТИ -2003
Слайд 5Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных
знаний
Термин организация трактуется по-разному:
деятельность по упорядочению всех элементов определенного
объекта во времени и пространстве;
рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой.
При таком понимании организации ее рассматривают как объект, состоящий из комплекса взаимосвязи элементов и многообразия связей – физ., технологических, экономических, правовых, человеческих отношений.
Организация обладает целенаправленностью функционирования и развития и является самоорганизуемой системой. Именно такое понимание организации лежит в основе ТО как науки.
1.1 Теория организации и ее место в системе научных знаний. Эволюция взглядов на организацию.
Слайд 6Система наук об организации
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Теория управления
Психология
Социология
Социальная психология
Антропология
Экономические науки
Юридические науки
Сущность, типы.
Цели,
миссия, среда.
Механизм функционирования.
Адаптация, проектирование.
Динамика организации.
Слайд 7Объект, предмет и метод
теории организации
Объект изучения теории организации -
любая исследуемая структура, которая может быть представлена моделью взаимоотношений между
частями целого или целого с окружающей его внешней средой.
Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а так же процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.
Метод теории организации – упорядоченная деятельность по достижению определенных целей.
Задача теории организации – исследование, анализ, систематизация и осмысливание организационного опыта, состоящего из множества факторов.
Слайд 8Основные концепции организации
Организационного
потенциала
Эволюционная теория
Институционная теория
Теория выживания
Предпринимательская теория
Неоклассическая теория
Классическая теория
Слайд 9Функциональное руководство группой по Ф.У.Тейлору
Служащий по порядку и направлению работы
Служащий
по инструкциям
Служащий по времени и стоимости
Служащий по соблюдению цеховой дисциплины
Начальник
смены
Руководитель по нормированию
Приемщик
Руководитель ремонтной мастерской
Департамент планирования
Цех
Рабочий
Классическая
теория
организации
Слайд 10Группировка принципов А. Файоля
Классическая
теория
организации
Слайд 11Универсальная теория формирования организаций (теория Гласиер)
СИСТЕМА – набор взаимосвязанных
и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести
целое
Классическая
теория
организации
Слайд 12Общие свойства организации как системы
Самоорганизация
и управляемость
Возможность
моделирования
Адаптивность
(реакция
на воздействие)
Эволюцио-
нирование
Неравномерность
(скачкообразность
развития)
Самосохранение
Динамичность
Открытость
(возможность
обмена
веществом
и энергией)
Эмергентность
(не сводимость
целого
к сумме
отдельных частей)
Разнообразие
структурных
элементов
Структури-
рованность
Слайд 14Внутренняя среда организации
Технологии
Цели
Структура
Люди
Система социальной организации
Капитал
Технико-технологическая система
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 15Внутренняя и внешняя среда организации
Все организации отличаются друг от друга
по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для
всех организаций характеристики. Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.
Различают факторы внешней и внутренней среды.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;
Слайд 16К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного
влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки
правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;
2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;
3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;
4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Слайд 17ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и
организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация
анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.
Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
Слайд 18ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и
организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация
анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.
Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
Слайд 19Жизненный цикл организации
Этап
предпринима-
тельства:
Нечеткие цели
Высокие творческие возможности
Этап коллективности:
Неформальные общение
и структура
Высокие обязательства
Этап формализации и управления:
Формализация правил
Стабильная
структура
Упор на эффективность
Этап выработки структуры:
Усложнение структуры Децентрализация
Диверсифициро-ванные рынки
Этап упадка:
Высокая текучесть кадров Возрастающие конфликты
Создание
Рост
Зрелость
Упадок
Управление
Слайд 20Управление как сущность организации
Способность системы сохранять свою качественную определенность, поддерживать
динамическое равновесие со средой, совершенствоваться
Слайд 21Объективные законы организации
Организационные системы развиваются на основе зависимостей, закономерностей и
законов. Эти категории познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе
деятельности
Закон самосохранения
Закон развития
Закон синергии
Закон информированности-упорядоченности
Закон единства анализа и синтеза
Закон гармонии (композиции и пропорциональности)
Объективные:
Законы организации
Субъективные:
Законы для организации
Слайд 22Алгоритм научного построения модели организации
Методы и формы управления организацией
Элементы и
характеристики
организации
Логика взаимосвязей элементов и характеристик организации
Наличие и сущность
организации
Модель организации
Слайд 23Основные организационно-правовые формы организаций
Источник: Ст. 50 ГК РФ
Производственные кооперативы
Хозяйственные товарищества
и общества
Учреждения
Благотворительные фонды
Потребительские кооперативы
Общественные и религиозные организации
КОММЕРЧЕСКИЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ
Слайд 24Классификация организационно-правовых форм организаций
Слайд 25Pис. Классификация организаций по ряду признаков
Слайд 26Общие характеристики организаций. Все сложные организации являются не только группами
людей, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных
целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда, подразделения. Эти общие характеристики позволяют понять, почему, чтобы достичь успеха, организацией нужно управлять.
Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ограниченных ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией - это люди (человеческие ресурсы), деньги, материалы, технология и информация.
Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами.
Термин "внешняя среда" включает потребителей, поставщиков, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, технику и технологию, международное окружение и другие составляющие.
Горизонтальное разделение труда. Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называют горизонтальным разделением труда.
Классическим примером горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, является производство, маркетинг, и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.
Слайд 27Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования
подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей.
Такие подразделения часто называются отделами или службами.
Как и целая организация, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, по сути своей большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных подразделений и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.
Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на соответствующие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Таким образом, в организации существует две органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Слайд 28Миссия организации. Одной из главных задач менеджмента является установление целей,
ради достижения которых формируется организация как целостная система. Целевая функция
начинается с установления общей цели организации, выражающей причину ее существования. Обычно она обозначается понятием "миссия". В ней детализируется статус предприятия, определяются принципы его работы, дается определение самых важных характеристик организации. Формой выражения миссии, как правило, является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство данной организации определяет цели деятельности фирмы и доводит эти идеи до всех работающих.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, её основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Хотя миссия, несомненно, имеет чрезвычайное значение для организации, нельзя недооценивать отпечаток, накладываемый на фирму ценностями и целями высшего руководства. Высшее руководство сохраняет и соблюдает определенные ценности, которые проявляются в выборе типа управления, а также в целях организации.
Слайд 29Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее
подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая
из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия. Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Слайд 30Линейно-функциональная организация
Высший руководитель
Функциональные руководители
Линейные руководители высшего уровня
Линейные руководители низшего уровня
Исполнители
Управление
процессом
принятия решений
Функциональное
управление
Дивизиональное
управление
Управление
персоналом
Управление
процессом
Содержание
управления
Использует группирование по основанию рода деятельности; объединяет виды деятельности
по роду их функций с самого низа организации и до самого верха.
Слайд 31Смешанная дивизиональная структура управления
Использует группирование по основанию конечных результатов
производства; подразделения при такой организации строятся вокруг производства определенного продукта,
услуг, групп продуктов, а также основных проектов / программ или же отделов, видов бизнеса или – получения прибылей.
Слайд 32Сравнительная характеристика
организационных структур управления
Слайд 33Модель организации стратегического управления
Слайд 34Характеристики бюрократической системы организации
Иерархическая командная цепочка
Делегирование и предоставление полномочий
Специализация должностных
обязанностей
Единые нормы и правила
Стандартизация процедур (определяется каждый вид работы)
Профессиональная карьера
Безличностные
отношения (взаимоотношения ролей)
Принцип координации :
сверху вниз
Власть руководства
Слайд 35Выявление проблем организации
Проектирование организации
Слайд 36Процесс формирования организационной структуры
Регламентация организационной структуры
Разработка состава основных подразделений и
связей между ними
Формирование общей структурной схемы организации
Разработка карты (матрицы)
распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур
Проектирование организации
Слайд 37Направления совершенствования организационной структуры
Унифицированная структура
Множественность видов структур в единой организации
Стабильность
Динамичность
Реактивность
Планируемость
Структурная
оптимизация
Оптимизация организационного потенциала
Адаптация структур
Полное конструирование структур
Классическая организация
Современная организация
Проектирование организации
Слайд 38Исследование влияния внешней среды на проектирование организации
Проектирование организации
Слайд 39Основные элементы и характеристики организации
Характеристики
Элементы
Структура организации
Слайд 40Диалектика взаимосвязей характеристик структурно-логической модели организации
Структура организации
Слайд 41Диалектика взаимосвязей
элементов
структурно-логической модели
организации
Структура организации
Слайд 42Концептуальная модель организации
Структура организации
Слайд 43Проектирование организации
Переход от целей организации к ее структуре
Цели организации
Стратегическая концепция
С
Т Р А Т Е Г И Я
Как организация собирается
добиться успеха
Возможности
Опасности
Сильные стороны
Слабые стороны
Бизнес-план
Организационная модель
Организационная структура управления
Организационная
концепция
Предыдущий
опыт
Внешние
требования
Стиль
работы
руководителя
Проектирование организации
Слайд 44 Полная бизнес-модель компании
REENGINEERING (реинжиниринг)- поиск новых моделей организационной
работы
Проектирование организации
Слайд 45Проектное и матричное управление
Проектное управление — это управление важными видами
деятельности в организации, которые требуют постоянного руководства в условиях строгих
ограничений по затратам, срокам и качеству работ.
Проектирование организации
Слайд 46Тенденции развитии организационных структур
Размывание перегородок
Уплощение структуры
Децентрализация, расширение хозяйственной самостоятельности,
Делегирование ответственности вниз
Переход от руководства персоналом к его обслуживанию
Стремление к
изменениям и «уничтожению фирмы»
Переход от согласований к прямым коммуникациям, от консенсуса к прямым полномочиям
Переход от детального к общему регулированию
Развитие кооперационных связей и партнерских отношений
Функциональные подразделения, службы
Вертикальная подотчетность
Должностные инструкции
Организационный порядок
Процессы и процедуры
Формализованные отношения
Источник: Хайниш С.В., Токарева Н.Ю. Структура организации: от реальности до виртуальности один шаг. (Принципы организационно-структурного обеспечения инновационных процессов на предприятии). - М.: МНИИПУ, 1999.
Проектирование организации
Слайд 47Некоторые организационные формы предприятий
Корпоративные организации (Корпорация, Холдинг, Концерн, Консорциумы производственные,
Консорциумы исследовательские, Конгломерат, Картель, Синдикат, Трест, Комбинат)
Финансово-промышленные группы (ФПГ)
Транснациональные
компании (ТНК)
Международные предприятия
Организации рискового бизнеса
Технополисы
Кластеры
Предприятия малого бизнеса
«Мы – свидетели и участники
формирования единого планетарного
экономического и политического организма.
Конец ХХ века подвел человечество к рубежу,
за которым оно становится
единым организмом
и приобретает общую цель,
которую, может быть,
пока далеко не все осознают»
Источник: Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. –м., Устойчивый мир, 2001
Слайд 48Сетевые организации
Внутренняя сеть
Стабильная сеть
Динамичная сеть
Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур - СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами
Структура организации
Слайд 49Круговая организация: демократичная иерархия
Отсутствие безраздельного авторитета; возможность для каждого члена
организации участвовать (непосредственно или через своих представителей) в принятии всех
решений, которые его напрямую затрагивают.
Способность членов организации (индивидуально или коллективно) принимать решения, которые затрагивают только тех, кто их принимает.
В централизованной иерархии каждый работник (кроме высшего руководителя) является субъектом высшей власти. При демократии любой руководитель является субъектом коллективной власти работников.
Представители низших уровней управления
Внешние акционеры
Рабочие
Структура организации
Слайд 50Структура организации
Финансово-промышленные группы
Способ формирования
Тип организацион-ного строения
Форма собственности
Способ внутригруппового управления
Территориальные границы
осуществления производственной деятельности
По инициативе участников
По решению государственных органов
На основе межправительственных
соглашений
Горизонтальные
Вертикальные
Конгломеративные
Частные
Смешанные
Государственные
Холдинг
Совет акционеров
Трестовая компания
Транснациональные (межгосударственные)
Межрегиональные (государственные)
Региональные
Слайд 51Оболочная (или пустотелая) организация [Hollow corporation]
Своеобразие
Передача внешним компаниям на
контрактной основе практически всех бизнес-функций, кроме управления.
Признаки
Не слишком крупная
Не слишком
бюрократизированная
Исключительно мобильная
Не является собственником средств производства товара, который продвигается на рынке
Основоположник: Рональд Коуэз (США, 1937 г.).
Нобелевская премия 1991 г.
Слайд 52Характеристики мобильно – интеллектуальной организации
Горизонтальная координация
Самоуправляющиеся рабочие группы
Многопрофильность специалистов
Неформальные системы
Давление
рынка и морали общества
Карьера на основе профессионального роста
Широкие взаимоотношения сотрудников
Институты
свободы и коллективности
Широкие права
Власть потребителя
Слайд 53ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми.
Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми
или их группами.
Внутриличностная коммуникация
Межличностная коммуникация
Внутренняя оперативная коммуникация
Личностная коммуникация
Коммуникация в малой группе
Общественная коммуникация
Внешняя оперативная коммуникация
Слайд 54Типы и эффективность коммуникационных сетей
Слайд 56Уровни телеологичности, функции и целенаправленности организации
Уровень
телеологичности
организации
Уровень
целенаправленности
организации
Уровень
функции организации
Слайд 57Современная информационная система организации
Источник: Федеральная целевая Программа «Электронная Россия»
Слайд 58Коммуникации и организационная культура организации
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – это система общих
ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации
Признаки организационной культуры
Всеобщность
организационной
культуры
Неформальность
организационной
культуры
Устойчивость
организационной
культуры
Формирование организационной культуры
Слайд 59Кодекс трудовой этики
Увязывайте вознаграждение с деятельностью, приводящей к увеличению эффективности
работы предприятия.
Выражайте публичное людям, чьи результаты превосходят средние показатели.
Реализуйте принцип, по которому каждый работник получает от увеличения производительности труда организации в целом.
Поощряйте участие работника в разработке целей и показателей, по которым можно достоверно оценить результаты деятельности сотрудников.
Обращайте особое внимание на те трудности, с которыми сталкивается руководитель среднего звена.
Не допускайте ситуаций, при которых интересы сотрудников могут приходить в противоречие с целями повышения благосостояния фирмы.
Не пытайтесь повысить стандарты качества, пока не будете в состоянии полностью оплатить все связанные с этим издержки.
Не создавайте значительного разрыва между декларациями руководства и фактической системой вознаграждения.
Не старайтесь представить дело так, что программы повышения производительности труда фактически направлены на повышение удовлетворенности работой и ее значимости.
Не поддерживайте создание привилегий для руководства, которые расширяют разрыв между сотрудниками.
Слайд 60Организационная эффективность (организационная экономика)
Эффективность (performance) –интегрированная и структурированная характеристика деятельности
организации, комплексно отражающая успешность этой деятельности, ее соответствие миссии, целям
и задачам организации
Слайд 61Организационная культура.
В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа
людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы,
которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих групп и команд.
Рис. Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней
• национальная культура – это культура страны или меньшинства в стране;
• организационная культура – культура корпорации, предприятия или ассоциации;
• рабочая культура – культура доминирующего вида деятельности общества;
• культура команды – культура рабочей или управленческой команды.
Организационная культура – это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является организационная культура.
Слайд 62Организационная культура включает следующие компоненты:
1) убеждения – представление работника
о том, что является правильным в организации;
2) ценности, доминирующие в
организации, определяют, что нужно считать важным в организации. Сферы, в которых могут выражаться ценности, включают: заботу о людях и уважение к ним, заботу о потребителях, предприимчивость, справедливость при обращении со служащими и др. Т. Питерс и Р. Уотерман, исследуя связь между культурой и успехом организации, сформулировали ряд ценностей и верований организационной культуры, которые обеспечили компаниям успех (рис.).
Рис. Ценности организационной культуры преуспевающих компаний
Слайд 633) нормы – это неписаные правила поведения, подсказывающие людям, как
им себя вести и что от них ожидается. Они никогда
не выражаются в письменной форме и передаются либо устно, либо отношением окружающих к поведению. Нормы поведения отражают такие моменты в деятельности организации, как: отношения руководитель - подчиненный, честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах интересов, получение и использование информации о других организациях, политическая деятельность внутри организации, использование ресурсов организации и т. д.;
4) поведение – ежедневные действия, которые люди совершают в процессе работы и в связи со своей работой при взаимодействии с другими (ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении);
5) психологический климат – это устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности. Климат в организации – это то, как люди воспринимают культуру, существующую в их организации или подразделении, что они думают и чувствуют в связи с ней. Его можно оценить, изучая отношения.
Слайд 64Сравнение механической и органической структур.
Слайд 65Схема линейной структуры управления.
Слайд 66Схема функциональной структуры управления
Слайд 67Линейно – функциональная структура.
Слайд 68Схема дивизиональной структуры управления
Слайд 69Схема матричной организационной структуры управления
Слайд 70Современные способы построения организации
Схема 1. Виртуальные объединения
Слайд 71Схема 2. Круговые корпорации
Круговая организация – это организация, построенная
на демократической иерархии.
Слайд 75Схема 6. Интеллектуальные организации
Особенности (характеристики):
Формируются из большого числа мелких взаимодействующих
предприятий по принципу свободного общества;
Свобода слова и свободная коммуникация между
работниками независимо от их ранга и границ структурных подразделений;
Интеллектуальная организация ориентирована на группы, нацеленные на результат, а не просто на исполнение распоряжений сверху;
Нестандартная иерархия;
Переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах. Состоящих из равных по рангу людей;
Открытость управленческой информации; свобода выбора и свобода действий каждого работника.
Слайд 76Организационные формы интеграции компании.
Схема 1. Общие понятия бизнес -интеграции
Слайд 84Схема 9. Организационные формы международного бизнеса
Слайд 85Схема 10. Причины и последствия образования ТНК