Разделы презентаций


Оказание психологической помощи детям, пережившим травмирующий опыт насилия

Содержание

НасилиеНасилием по отношению к ребенку является произвольное или незаконное вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Оказание психологической помощи детям, пережившим травмирующий опыт насилия
Кашапова Рауза Ирековна,
психолог

ГКУ РРЦ «Семья»

Оказание психологической помощи детям, пережившим травмирующий опыт насилияКашапова Рауза Ирековна,психолог ГКУ РРЦ «Семья»

Слайд 2Насилие
Насилием по отношению к ребенку является произвольное или незаконное вмешательства

в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность

жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства. (Конвенция ООН «Права ребенка», статья 16).
Насилие – внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие. Оно представляет собой узурпацию человеческой свободы. Собственно говоря, механизм насилия и состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков. (А.А. Гусейнов, 1994).

НасилиеНасилием по отношению к ребенку является произвольное или незаконное вмешательства в осуществление его права на личную жизнь,

Слайд 3Виды насилия

Физическое

Психологическое

Сексуальное
Использование физической силы в

отношении ребёнка, которое приводит к ущербу его здоровью, жизни, развитию,

человеческому достоинству
Побои, пинки, укусы, удушения, ошпаривания, ожоги, отравления

Психологическое пренебрежение —отсутствие поддержки, внимания и привязанности.
Психологическое жестокое обращение — угрозы, унижение, оскорбление, обесценивание, запугивание, издевательства, высмеивание

Использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения
Вовлечение несовершеннолетнего в сексуальную активность, значения которой он не понимает

Пренебрежение нуждами

Необеспечение основных потребностей ребенка или подростка
в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Виды насилия Физическое Психологическое Сексуальное Использование физической силы в отношении ребёнка, которое приводит к ущербу его здоровью,

Слайд 4Ближайшие последствия насилия: физические травмы, психосоматические расстройства (головные боли, потеря

сознания и т.п.) и острые психические нарушения, которые могут проявляться

в виде возбуждения, стремления куда-то бежать и/или спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности и внешнего безразличия. У детей остро проявляется переживание страха, тревоги и гнева. Возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности и неполноценности.
Отдаленные последствия насилия над детьми: задержка физического и нервно-психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация.
Ю.М. Орлов (1991) и его последователи (Т.Н. Васильева, 2000; В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, 2003) считают, что в результате эмоционального потрясения от совершенного насилия и неоднократных переживаний-воспоминаний у ребенка формируется особое патогенное мышление, которое характеризуется следующими признаками:
патогенная психологическая защита от внешнего давления (агрессия, страх, бегство в мир фантазий);
патогенный характер повседневных эмоциональных переживаний (чувство вины и стыда, обида и т.д.);
установка на насильственное управление поведением других людей и своим собственным (ролевые ожидания, социальные стереотипы, жажда мщения и т.д.).
А.А. Реан и Я.Л. Коломинский (1999) считают, что в результате акта агрессии происходит разрушение существовавшей у ребенка Я-концепции и формирование негативной самооценки.

Последствия насилия

Ближайшие последствия насилия: физические травмы, психосоматические расстройства (головные боли, потеря сознания и т.п.) и острые психические нарушения,

Слайд 5Психическая травма
Глубоко индивидуальная реакция на то или иное, как правило

трагическое или чрезвычайно значимое для личности событие, вызывающее чрезмерное психическое

напряжение и последующие негативные переживания, которые не могут быть преодолены самостоятельно и вызывают устойчивые изменения состояния и поведения.

Сначала травма определялась исключительно как результат внешних воздействий и в терминах катастрофических событий
Затем было установлено, что участие в том или ином катастрофическом событии является обязательным, но недостаточным условием возникновения психической травмы
Определяющим компонентом является психическая конституция и индивидуальный отклик на травму.
Видео «Травма и мозг» https://youtu.be/O9xvIx6DmrQ

Психическая травмаГлубоко индивидуальная реакция на то или иное, как правило трагическое или чрезвычайно значимое для личности событие,

Слайд 6Два типа психологической травматизации
Тип 1. Острая травма (травма-событие): краткосрочное воздействие

интенсивного стрессора на фоне более или менее благополучной истории и

удовлетворительного общего уровня психологического функционирования. Описание симптомов ПТСР (ОСР) может достаточно точно характеризовать состояние детей и подростков, переживших острое травматическое воздействие
Тип 2. Хроническая травма (травма-процесс): длительное воздействие травмирующей ситуации (сила каждого отдельного стрессора при этом может быть как высокой, так и не слишком). В этом случае речь идет не о травме, нанесенной психике, а о специфическом развитии личности в условиях насилия. Несовершеннолетние с таким типом травматизации часто вызывают негативную реакцию у работающих с ними специалистов, получают отрицательную оценку как испорченные, с дурным характером, намеренно саботирующие усилия специалистов по нормализации их жизни. Такой характер психологической травмы приводит к ощущению нехватки или потери контроля, чувству беспомощности, деформации идентичности и переживания собственного «Я». На сегодняшний день психологические особенности людей, переживавших хроническую травматизацию (подвергавшихся хроническому насилию), точнее всего описаны в работах о С-ПТСР.

Два типа психологической травматизацииТип 1. Острая травма (травма-событие): краткосрочное воздействие интенсивного стрессора на фоне более или менее

Слайд 7Стратегии работы с ребенком, пережившим насилие
Кризисное вмешательство: предназначено для работы

с детьми, если произошел однократный, острый эпизод насилия. При этом

в большинстве случаев и у ребенка есть внутренние и внешние ресурсы, чтобы справиться со сложной ситуацией.
Задачи кризисного вмешательства – эмоциональная поддержка, информирование и нормализация психологического состояния ребенка. Основное отличие кризисного вмешательства состоит в том, что оно ориентировано на конкретную проблему, а не на личностные особенности клиента.

При выполнении кризисного вмешательства необходимо создать условия для:
отреагирования переживаний;
восстановления навыков заботы о себе (могут нарушаться питание, сон, личная гигиена);
планирования ближайшего будущего• (необходимо обсудить, что ребенок или родители будут делать в ближайшие часы – это нормализует психологическое состояние и препятствует развитию диссоциативных процессов; об отдаленном будущем говорить не следует, так как в кризисном состоянии человек не имеет ресурсов для такого моделирования);
формирования навыков решения проблем (можно помочь разбить проблему на более мелкие части; уточнить, что помогало справляться с проблемой раньше, если такой опыт уже был; помочь спланировать действия, направленные на преодоление кризиса).

Стратегии работы с ребенком, пережившим насилиеКризисное вмешательство: предназначено для работы с детьми, если произошел однократный, острый эпизод

Слайд 8Стратегии работы с ребенком, пережившим насилие
Длительная реабилитация – предназначена для

работы с несовершеннолетними, переживавшими длительное, хроническое насилие, чаще всего в

семейном контексте. Здесь могут наблюдаться дистресс и проблемное поведение у родителей, нарушенные взаимоотношения в семье, возможное насильственное поведение хотя бы одного из членов семьи; у ребенка, помимо эмоциональных сложностей, – множественные поведенческие проблемы, трудности в учебе, отношениях и адаптации.
В работе с детьми и подростками, пережившими насилие, рекомендуется сочетание когнитивно-поведенческой терапии и экспрессивных форм терапии (игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия и т.п.).
Когнитивноповеденческая терапия (КПТ) – формат психотерапии, рекомендованный для работы с посттравматическими состояниями, рекомендованный.
Когнитивно-поведенческая психотерапия, сфокусированная на травме (ФТ-КПТ), была разработана для работы с детьми, пережившими травматический стресс, психотерапевтами Энтони Маннарино, Джудит Коэн, Эстер.

Стратегии работы с ребенком, пережившим насилиеДлительная реабилитация – предназначена для работы с несовершеннолетними, переживавшими длительное, хроническое насилие,

Слайд 9Выполнение ФТ-КПТ включает последовательность из восьми шагов/этапов:

Шаг 1. Информирование:

способствует снижению посттравматических симптомов за счет нормализации чувств и переживаний

пострадавшего, снижает чувства вины, изоляции, смущения и «негативной уникальности», дает рациональное объяснение происходящему.
Шаг 2. Управление стрессом: научить ребенка трем навыкам: контролируемое дыхание; тренинг релаксации; остановка мысли.
Шаг 3. Выражение эмоций и управление аффектом: научить детей распознавать свои эмоции, управлять ими и справляться с тревогой.
Шаг 4. Когнитивное совладание: научить идентифицировать и понимать разницу между помогающими и не помогающими мыслями; распознавать различия и связь между чувствами, мыслями и поведением; уметь менять поведение и чувства через изменение мыслей.
Шаг 5. Создание истории о травмирующем событии: позволит переработать травмирующий опыт, снизить интенсивность эмоций, возникающих при воспоминаниях о травме, и интегрировать это событие в автобиографическую память.
Шаг 6. Когнитивная переработка: помочь ребенку исследовать свои мысли о пережитом насилии и прийти к более адаптивному пониманию этого опыта.
Шаг 7. Тренинг управления поведением: научить родителей (или других людей, осуществляющих заботу о ребенке) хорошим техникам совладания с поведенческими проблемами, которые могут быть у ребенка.
Шаг 8. Совместные сессии «родитель–ребенок» (там, где это возможно): родитель должен моделировать для ребенка здоровые формы совладания с травматическим опытом, а также демонстрировать поддержку.
Выполнение ФТ-КПТ включает последовательность из восьми шагов/этапов: Шаг 1. Информирование: способствует снижению посттравматических симптомов за счет нормализации

Слайд 10Теория травмы
Франца Рупперта
Рекомендации:
Наращивать ресурсы здоровой части психики (границы, знания, умения,

интересы, ценности, позитивный телесный опыт, эмоции);
Психологические защиты не ломать!
Контакт

с травмированной частью осуществляем через здоровую: интересы, общие увлечения, простое человеческое общение.
В выживающей части работают защитные механизмы, поведенческие паттерны, установки. Они направлены на защиту травмированной части, где также как и в здоровой есть границы, знания, умения, интересы, ценности, позитивный телесный опыт, эмоции.
Постепенно «размачивается» выживающая часть. Происходит освобождение травмированной части, восстановление здоровой части, высвобождаются заблокированные эмоции.
Теория травмыФранца РуппертаРекомендации:Наращивать ресурсы здоровой части психики (границы, знания, умения, интересы, ценности, позитивный телесный опыт, эмоции);Психологические защиты

Слайд 11Мишени работы с травмой
Эмоции: учим их выражать
Для многих детей, переживших

насилие, характерны сложности с контролированием гнева и агрессии. Это может

быть связано и с особенностями протекания посттравматических реакций, и с тем, что в семьях, где они воспитывались, родители были не способны моделировать нормальное выражение недовольства и гнева.
Составить арсенал способов выражения гнева: рвать бумагу, что-то побить, направить на дело/спорт, играть на музыкальном инструменте, потопать, завязывать узлы и бить ими маты, кричать
Упражнение. Два участника (или группа делится на пары). Берут лист бумаги и 2 карандаша. Каждый придумывает, каким он будет животным. Далее с помощью карандашей на листе бумаге эти два животных сражаются, пока не победит один. Обсуждаем.
Упражнение с клубком пряжи. Предоставляем на выбор клубки разного цвета и размера. Кладем на пол черную однотонную ткань. Предлагаем выразить себя с помощью клубка нити: составить рисунок/узор на ковре. Занятие помогает снизить эмоциональное напряжение, проявить творчество. Техника может быть проведена как в группе, так и с 1 ребенком.
 

Мишени работы с травмойЭмоции: учим их выражатьДля многих детей, переживших насилие, характерны сложности с контролированием гнева и

Слайд 12Мишени работы с травмой
Границы: учим здоровым способам их установления
Упражнение «Дверь

в ваше Я»: на установление контакта с травмированной частью ребенка,

рекомендуется с 13 лет.
Инструкция (участники с закрытыми глазами): Представьте, что вы выходите из своего я. Выйдите. Обернитесь. Посмотрите, что видите. Нарисуйте дверь в ваше Я.» Выдаются листы и цветные карандаши.
Вопросы для обсуждения:
Где ваша дверь?
Как ее можно открыть?
Кто еще может туда попасть?
Как она вам?
Как стоит? Где?
Если замок, то как ее открываете?
Как это похоже на вашу жизнь?

Примечание к упражнению. Главное не интерпретации, а то, что на листе и в своей психике ребенок нарисовал границы. Важно: не добавлять ничего своего и не добавлять позитива. Сконтейнировать, если столкнетесь со сложными эмоциями.

Мишени работы с травмойГраницы: учим здоровым способам их установленияУпражнение «Дверь в ваше Я»: на установление контакта с

Слайд 13Мишени работы с травмой
Тело: учим получать приятные ощущения
Рекомендация к просмотру:


семейная мягкая школа Эллы Глушковой http://softschool.ru/

Упражнения на получение приятных телесных

ощущений.
Лепим пирожок. Ребенок – тесто (мягко мнем тело, уточняя, не больно ли). Спрашиваем, с какой начинкой он сегодня. В конце в печку сажаем – обнимаем.
Стирка. Намыливаем, прополаскиваем, отжимаем, сушим (качаем).
Важно! Ребенок должен быть предварительно готов к прикосновениям.
Мишени работы с травмойТело: учим получать приятные ощущенияРекомендация к просмотру: семейная мягкая школа Эллы Глушковой http://softschool.ru/Упражнения на

Слайд 14Контейнирование эмоций
В оказании помощи детям, пострадавшим от насилия, главным навыком

помогающего специалиста является способность к контейнированию эмоций.
Контейнирование - способность

к выдерживанию различных видов психической энергии, таких как - эмоции, напряжение, инстинктивные импульсы и многое другое, перерабатывать и конструктивно выражать эмоции свои и клиента.
Для иллюстрации: видео про контейнирование проекта «Компетентный родитель» https://www.youtube.com/watch?v=OtDB2LUYqn0
Упражнение для самоисследования:

Контейнирование эмоцийВ оказании помощи детям, пострадавшим от насилия, главным навыком помогающего специалиста является способность к контейнированию эмоций.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика