Разделы презентаций


Способы словообразования в русском языке. Словообразовательный анализ

Содержание

Пути пополнения лексического состава любого языка За счет заимствования слов из других языков (+-10%).??? Лифт-ёр - корень лифт (из английского lift «поднимать; подъём; лифт», нем.). Суффикс –ёр – франц.происхождения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Способы словообразования в русском языке. Словообразовательный анализ

Способы словообразования в русском языке. Словообразовательный анализ

Слайд 2 Пути пополнения лексического состава любого языка
За счет заимствования слов из

других языков (+-10%).
??? Лифт-ёр - корень лифт (из английского lift

«поднимать; подъём; лифт», нем.). Суффикс –ёр – франц.происхождения.
???Кислоро́д. Название этого газообразного химического элемента было образовано способом кальки с латинского охуgenium, где оху означает кислый, a genium является производным от genus — «род».


2. За счет образования новых слов на базе уже имеющихся в родном языке (это- основной способ).

Подавляющее большинство новых слов, в том числе неологизмы и окказионализмы, создаются по существующим в языке моделям. Причем сами модели имеют определенную семантику.

Глаголы:
за+ корень+ся = совершать действие в большом количестве: за-думать-ся, за-читать-ся, за-сникерснить-ся…)

Существительные:
корень сущ.или прилаг.+изм = абстрактное сущ. со знач. общественного направления, строя: капитал-изм, эго-изм, сволоч-изм, наплев-изм…

Сущ.:
основа глагола+тель= сущ. со значением действующего лица или предмета: учи-тель, воспита-тель, вари-тель улыба-тель…


Пути пополнения лексического состава  любого языка За счет заимствования слов из других языков (+-10%).??? Лифт-ёр

Слайд 3Словообразовательная модель – это схема построения производных слов одного способа

образования, позволяющая объединить их в отдельные группы. Слова, образованные по

одной модели, составляют словообразовательный тип.
Выключатель, проигрыватель, отражатель, ….
Летний, школьный, яблочный, вечерний, ….

Для определения модели образования слова надо выделить производящую основу и формант.

Производящая основа – та часть слова (а иногда и нескольких слов), от которой образуется новое слово.
Формант - это совокупность всех средств, которые участвуют в образовании нового слова (аффиксы, фонетические чередования, изменение ударения и т.п.).
Читать – чт-ени[i-э] - производящая основа – корень глагола, формант – суффикс -ени[i] -, окончание имени сущ. ср.рода, исторические фонетические чередования в корне слова.
Словообразовательная модель – это схема построения производных слов одного способа образования, позволяющая объединить их в отдельные группы.

Слайд 5Морфологический (аффиксальный) способ и его разновидности
Образование нового слова происходит путем

присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе.
Разновидность способа определяется по виду

присоединяемой (присоединяемых) морфемы (морфем).

Суффиксальный способ (суффиксация) используется для образования практически всех частей речи. Присоединение суффикса обычно происходит к основе слова, не к слову в целом.
Москв-а - москв+ич+□

Лет-о - лет+н+ый

Ʌ
Бежа-ть - бег+о+ □


Хорош-ий – хорош+о

Морфологический (аффиксальный) способ и его разновидностиОбразование нового слова происходит путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе.Разновидность способа

Слайд 6Надо различать образование новых слов и образование форм слова с

помощью суффиксов.
???
Учи+тель
учи-л
уч-а
учи-вш-ий
Быстр-ый
быстр-от-а
быстр-ее

Надо различать образование новых слов и образование форм слова с помощью суффиксов.???Учи+тельучи-луч-аучи-вш-ийБыстр-ый быстр-от-абыстр-ее

Слайд 7При префиксальном способе словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову в

целом, а не к его основе. Префиксальным способом чаще всего

образуются глаголы и прилагательные.
Гуманный + анти
Звук + ультра
Играть + пере, раз, под

Надо различать образование новых слов и образование форм слова с помощью префиксов.
???
Делать
Пере-делать
С-делать
Писать
На-писать
Пере-писать

При префиксальном способе словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову в целом, а не к его основе. Префиксальным

Слайд 8При префиксально-суффиксальном способе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Производящей основой

может быть сочетание предлога с существительным или основой слова другой

части речи. В составе нового слова предлог превращается в приставку.
Под-осин-овик – под осиной
При-школь-н-ый – при школе
Вз-мор-[i-э] – мор-е
При префиксально-суффиксальном способе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Производящей основой может быть сочетание предлога с существительным или

Слайд 9Постфиксация – это добавление к целому производящему слову постфикса (ся,

то, либо, нибудь).
Стучать+ся, кто+то, кто+нибудь.

!!!
С помощью постфиксов могут быть образованы

не только новые слова, но и формы слов:
Иди+те, отдай-□+те, (дом) стро-ит+ся

Постфиксация – это добавление к целому производящему слову постфикса (ся, то, либо, нибудь).Стучать+ся, кто+то, кто+нибудь.!!!С помощью постфиксов

Слайд 10Выберите способы образования следующих слов:
префиксально-постфиксальный,
суффиксально-постфиксальный,
префиксально-суффиксально-постфиксальный.

Слез-а - слез-и-ть-ся
Банкрот – о-банкрот-и-ть-ся
Говорить

– за-говорить-ся

Выберите способы образования следующих слов: префиксально-постфиксальный,суффиксально-постфиксальный,префиксально-суффиксально-постфиксальный.Слез-а - слез-и-ть-сяБанкрот – о-банкрот-и-ть-сяГоворить – за-говорить-ся

Слайд 11При способе сложения одна или несколько производящих основ объединяются в

новое производное слово с помощью интерфиксов, в том числе и

нулевых. Этот способ наиболее продуктивен для имен существительных, прилагательных, нехарактерен для глаголов и наречий.
Мороз-о-стойкий (стойкий к морозу).
Рельс-о-укладчик (укладчик рельсов)
Ʌ
Нов+о+ город□ (нов-ый город+нулевой интерфикс)

При сложносуффиксальном способе сложение сочетается с прибавлением суффикса, в том числе возможна и нулевая суффиксация.
Коньк-о-беж-ец (бегать на коньках)
Ʌ
Рыб+о+ лово-□ (ловить рыбу+ нулевой суффикс)

При способе сложения одна или несколько производящих основ объединяются в новое производное слово с помощью интерфиксов, в

Слайд 12Разновидностью способа сложения является аббревиация. При аббревиации могут складываться:

первые буквы

нескольких слов (СНГ, ФСБ),

первые звуки нескольких слов (вуз, тюз),

любые произвольно

сокращенные части слов (зарплата, колхоз, шкраб).
Разновидностью способа сложения является аббревиация. При аббревиации могут складываться:первые буквы нескольких слов (СНГ, ФСБ),первые звуки нескольких слов

Слайд 13Неморфологические способы словообразования
В отличие от морфологических способов, при которых новое

слово образуется от производящей основы с помощью морфем, неморфологические способы

имеют принципиально другую основу.
Материальный облик слова при неморфологическом словообразовании не изменяется, но меняется одно их трех основных свойств слова:
значение слова, т.е. его семантика;
принадлежность слова к определенной части речи и его грамматические признаки;
самостоятельность употребления слова в составе предложения и словосочетания.

Подумайте, что должно быть характерно для каждого из трех неморфологических способов:
лексико-грамматического,
лексико-синтаксического,
лексико-семантического.
.


Неморфологические способы словообразованияВ отличие от морфологических способов, при которых новое слово образуется от производящей основы с помощью

Слайд 14При лексико-семантическом способе слово получает новое значение. Обычно это происходит

со словами многозначными, когда ранее соотносимые значения слова расходятся

по семантике. Вместо двух значений одного слова появляются слова-омонимы:
титан – богоборец,
титан – большой кипятильник для воды
Форум – площадь в Древнем Риме, где принимались самые важные государственные решения,
Форум – представительное собрание.
Этот процесс происходит достаточно долго, и в ряде случаев даже словари по-разному трактуют многозначные слова и слова-омонимы.
Подумайте, какие значения имеют слова зайчик, лисичка, загорать, варяг, зубр.

При лексико-семантическом способе слово получает новое значение. Обычно это происходит со словами многозначными, когда ранее  соотносимые

Слайд 15Лексико-грамматический (=морфолого-синтаксический) способ состоит в изменении значения и грамматических признаков

слова вследствие перехода его из одной части речи в другую.
В

современном русском языке этот способ используется чаще всего для образования имен существительных (субстантивация).
Сравните, какие значения имеют слова и как они могут изменяться:
Столовая ложка - обедать в столовой, часовой механизм – часовой на посту).
Реже происходит переход причастий в прилагательные:
Блестящая гладь моря – блестящий ответ.

Лексико-грамматический (=морфолого-синтаксический) способ состоит в изменении значения и грамматических признаков слова вследствие перехода его из одной части

Слайд 16Лексико-синтаксический способ (=сращение) – это образование нового слова из целого

словосочетания. При этом ни одна буква, ни один звук в

слове не меняются:
сумасшедший – с ума сшедший,
тотчас – тот час,
заблагорассудится – за благо рассудится,
сегодня – сего дня.
В современном языке этим способом образуются только прилагательные из словосочетаний прилагательных или причастий с наречиями на –о:
Вечнозеленый, труднодоступный, быстрорастворимый.
Чаще всего это термины.
Сравните: вечнозеленые растения, вечно зеленая юбка соседки.
Лексико-синтаксический способ (=сращение) – это образование нового слова из целого словосочетания. При этом ни одна буква, ни

Слайд 17Словообразовательный анализ
Цель словообразовательного анализа – определить, от чего и с

помощью каких средств образовано анализируемое слово.
Алгоритм словообразовательного анализа.
Определить, производным или

непроизводным в современном языке является слово. Словообразовательный анализ можно делать только для производных слов. Столица - непроизводное слово, читатель – производное. Объясните, почему.
Определить значение слова через слово производящее, обязательно однокоренное (читатель – тот, кто читает). Выделить производящую основу путем сравнения двух слов: читатель – читать.
Определить, с помощью чего образовано слово, и указать способ словообразования: чита+тель – суффиксальный способ.

!!!
При поиске производящего слова надо соблюдать два принципа.

Во-первых, производное и производящее слова должны быть логически связаны по значению: поднебесный – расположенный под небесами, значит, образовано от слова небеса приставочно-суффиксальным способом, а со словом небесный логически не связано; пришкольный - расположенный при школе, способ образования – приставочно-суффиксальный, со словом школьный не связано логически.

Во-вторых, надо учитывать категориальное значение слово (предмет, признак предмета, действие, количество) и принадлежность его к определенной части речи.
???
Что от чего образовано? Бег – бежать. Синь – синий. Три – утроить. Каким способом?


Словообразовательный анализЦель словообразовательного анализа – определить, от чего и с помощью каких средств образовано анализируемое слово.Алгоритм словообразовательного

Слайд 18Словообразовательные цепочки
Последовательность образования слова обычно отражается с помощью словообразовательных цепочек.
Поверхностн-ость

□ поверхност-н-ый по-верхн-ость □ -

верх-н-ий верх□.

Словообразовательный анализ, составление словообразовательных цепочек помогает точно выделить морфемы в слове:
по-верх-н-ост-н-ость □

Помощь в определении способа образования слова может оказать словообразовательный словарь. Самым популярным считается словообразовательный словарь русского языка А.Н.Тихонова.
Словообразовательные цепочкиПоследовательность образования слова обычно отражается с помощью словообразовательных цепочек.Поверхностн-ость □    поверхност-н-ый

Слайд 19Словообразовательный словарь А.Н. Тихонова

Словообразовательный словарь А.Н. Тихонова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика