Слайд 1Уровень притязаний
Стремление к собственной значительности является одной из главных черт,
отличающих человека от животного.
Д. Карнеги
Слайд 2В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы
знать свое «социальное» положение, ранг. Например, у кур ранг особи
определяется числом сородичей, которых она может клевать. Доминантная курица может клевать всех остальных кур, а особь, находящаяся в самом низу иерархического ряда, не может клевать никого, имеет право есть лишь в самую последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании.
Слайд 3У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное,
или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство (так обстоит дело,
например, в сообществах многих обезьян).
Слайд 4Люди, как правило, входят в состав нескольких социальных групп. Человек
одновременно может заниматься работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные
функции, участвовать в политической жизни и еще быть при этом матерью или отцом семейства.
Слайд 5В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное
социальное положение (статус) — соответствующее той роли, которой, по расчетам
других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Официальное социальное положение связано с определенными правами и обязанностями.
Слайд 6Разновидности социальных положений
В обществе: герои, кумиры, преуспевающие (дельцы), политические, научные,
общественные деятели, обыкновенные люди (обыватели), отверженные (неудачники).
В рабочем (служебном) коллективе:
официальные роли: начальник, соподчиненные, руководители, рядовые работники; неофициальные роли: источник идей, создатель психологического климата, оппозиционер и др.
В семье: отец, мать, старшее поколение, дети; неофициальные: глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.
В уличной (дворовой) компании: лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.
Слайд 7«Общество и личность»
Разделим пространство на три круга. В каждом из
кругов будет находиться группа со своим заданием. Задание выполняется в
течение 20 минут.
1-й круг: «Герои, кумиры, преуспевающие». Создайте приблизительный портрет человека — «героя нашего времени», достигшего, на ваш взгляд, того социального ранга, который наиболее престижен сегодня в обществе, — «Я престижный» (лидер, богатый, известный). Какие притязания присущи этому социальному образу?
2-й круг: «Обыкновенные». Создайте коллективный портрет человека, соответствующего наиболее распространенным общим социальным притязаниям обыкновенного среднего, — «Я обыватель ».
3-й круг: «Отверженные». Создайте коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас не устраивало бы, — «Я отверженный, неудачник». Каковы его социальные притязания?
Нарисуйте ваши социальные образы на плакатах и «оживите» их в небольшой театрализации.
Коллективное обсуждение: какие причины приводят человека в ту или иную социальную группу?
Слайд 8Социальные притязания
Стремление к самоутверждению проявляется в притязании (желании, заявке) на
определенную роль в окружающем обществе.
Социальные притязания — это стремление достигнуть
определенного социального положения, выполнения определенной социальной роли, которую человек считает более соответствующей своим способностям. Это стремление к достижению своих притязаний и есть процесс самоутверждения.
Социальные притязания личности определяются: влиянием семьи, товарищей; характером образования; общекультурным уровнем личности; стечением жизненных обстоятельств.
Уровень притязаний личности может быть, как и уровень самооценки, завышенным, адекватным и заниженным.
Слайд 9Мысли мудрых
Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того,
кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить (У.Джеймс).
Не
строить на Земле рая, а хотя бы не допустить на ней ада (В. Соловьев).
Слайд 10«Прикидка индивидуальных притязаний»
Определите для себя, какого положения (статуса) вы хотите
достичь, какой образ будет вашим эталоном (в различных сферах).
Четко сформулируйте
ваши цели (идеальный образ желаемого).
Наметьте последовательность действий, ведущих к успеху.
Проанализируйте, какими средствами вы располагаете:
физические качества — здоровье, выносливость, внешность;
способности в науке, труде, спорте;
ваши умения общаться с людьми;
социальные факторы (условия).
Обсудите ваши притязания с родителями, друзьями.
Слайд 11Уровень притязаний — это уровень вашего желания достичь нашей цели,
вашей мечты, утвердить себя в определенной роли. Как пелось в
старой советской песне: «Стоит только захотеть, стоит только не робеть — все мечты сбываются, товарищ!». В этих словах подмечено отличие «притязания» от «хотения»: мало хотеть, надо еще «не робеть», «не терять веры», верно оценивать свои возможности.
Слайд 12«Отношение к людям»
Напишите ряд слов, начинающихся с приставки «со-» (со-бытие,
со-борность и т. п) Объясните, в чем сходство этих понятий.
Слайд 13Словарик
Уровень притязаний — установка личности на определенный статус, успех, результат,
формирующаяся в зависимости от успеха или неуспеха ряда прошлых действий.
Слайд 14«Вас не выбрали»
На классном собрании выбирали волейбольную команду. В считали
себя одним из лучших игроков класса. Вы очень хотели стать
членом команды. И вдруг вас не выбрали...
Задание. Что вы чувствуете? Кто виноват в этой ситуации? Почему? Что изменилось бы в ваших притязаниях, если бы команда была назначена «сверху»?
Слайд 15Социально-приемлемые позиции:
• критическое и требовательное отношение к себе (ищите
причину в себе самом);
• умение поставить свой личный интерес
на ступеньку ниже общего интереса класса;
• ориентировка на бесконфликтность;
• стремление разобраться в ситуации и в себе самом.
Слайд 16«Угроза»
Группа ребят подготовила школьное мероприятие, потратила на это много сил
и времени. Все ждали этого вечера. Два одноклассника А и
Б были ответственными за него. А сорвал вечер! (обещал и не принес микрофон). Он сказал Б, что, если Б скажет всем, кто виноват, то у него будут неприятности: А для этого постарается. На собрании класса Б защищал его, говорил, что вся! группа виновата и не предусмотрела ситуацию. Через несколько дней Б написал письмо: «Моя совесть не позволяет больше молчать. Виноват А». Тогда А снова угрожал Б, Б опять публично заявил, что вообще виноват во всем он сам.
Задание. Разберитесь, кто и как утверждал себя в этой истории.
Слайд 17Социально-приемлемые позиции:
• принципиальность;
• честность;
• чувство долга и
чести;
• ответственность за свои действия и поступки перед товарищами;
• смелость;
• способность к волевым поступкам;
• отпор агрессии и угрозам.
Слайд 18«Родители не обращают внимания»
Ваш отец только что пришел с работы
усталый. Но вам сейчас очень нужно с ним поговорить, так
как вы очень доверяете советам отца; у вас большие проблемы. На ваши слова он сказал: «Ты слишком серьезно относишься ко всему. Иди лучше обедай».
Задание. Попробуйте словесно привлечь внимание отца к себе И своим проблемам. Что вы сделаете? Что ему скажете?
Социально-приемлемые позиции: • терпение, выдержка и чувство такта; • уважение мнения близких людей; • установка на йибегание конфликтов.
Слайд 19«Всего одна тройка»
Вы закончили четверть всего лишь с одной тройкой
(или двойкой, или четверкой).
Задание: а) какова ваша реакция; б) ваше
мнение, если бы МЫ были на месте ваших родителей; в) свяжите свой результат с Вашим уровнем притязаний.
Социально-приемлемые позиции: • уважение мнения другого человека; • умение оценить ситуацию с разных позиций; • стремление понять причины происходящего; • критическое отношение к себе.