Слайд 1Спрос.
Кривая спроса.
Нимерницкая И.А..
2018
©
Слайд 2Основные понятия
Спрос
Величина спроса
Неценовые факторы, влияющие на спрос
Кривая спроса
Сдвиг кривой спроса
Слайд 3Рынок
На рынке производители товара конкурируют за потребителя.
Предприниматель, выходя на
рынок, сталкивается с проблемой спроса на свой товар.
Товар не будет
продан, если он не понравится потребителю.
Слайд 4Спрос
Платежеспособная потребность покупателя в определенном товаре в данном месте
в данное время.
Неплатежеспособный спрос остается лишь мечтой и желанием.
Слайд 5Спрос как основа рынка
Покупательский спрос выступает в качестве важнейшего элемента
рынка, так как в его основе лежат потребности людей.
Отсутствие
потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.
Слайд 6Возникновение понятия «платежеспособный спрос»
Понятие ввел в научную лексику выдающийся английский
экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834).
Для того, чтобы провести четкую
грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.
Слайд 7Адам Смит о спросе
«Даже очень бедный человек может, в определенном
смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он
может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека».
Слайд 8Виды спроса
По удовлетворенности:
Реальный спрос. Размер фактической реализации товаров
за определенный срок
Удовлетворенный. Меньше реального.
Неудовлетворенный. Предъявлен, но неудовлетворен
по любой причине – цена, нет в продаже итд.
Слайд 9Виды спроса
По периодичности возникновения:
Повседневный спрос. Предъявляется практически ежедневно (продукты питания,);
Периодический. Предъявляется через определенные промежутки времени (обувь, одежда);
Эпизодический. Предъявляется
изредка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликатесы).
Слайд 10Величина спроса
Количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по
данной цене в течение определенного промежутка времени
Слайд 11Спрос и цена товара
Цена товара препятствует потребителю с ограниченными средствами
совершить покупку.
Снижение цены делает покупку доступнее
Слайд 12Спрос и величина спроса
Величина спроса представляет собой готовность купить
определённое количество товара при одной конкретной цене
Полный спрос на товар
— это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть функциональная зависимость величины спроса от цены.
Слайд 13Закон спроса
При прочих равных условиях
потребитель приобретет тем больше товара,
чем ниже его рыночная цена.
Эту формулировку часто называют первым законом
экономики.
Слайд 14Кривая спроса
Общий вид кривой спроса Q = f (P)
Слайд 15График и обозначения
Кривая спроса обозначается буквой D от английского «спрос»
- «Demand»
Цена товара обозначается буквой Р (от английского слова «price»
- «цена»)
Количество проданного товара обозначается буквой Q (от английского слова «quantity» – «количество»)
Кривая отражает обратную зависимость между P и Q.
Слайд 16Кривая спроса как совокупность точек
Каждая точка на кривой спроса —
величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном
уровне его цены.
Например, точка с координатами (Р1 Q1) обозначает, что при цене P1 руб. покупатели готовы приобрести Q1 товара.
Слайд 17Кривая спроса позволяет ответить на вопросы
Какова будет величина спроса при
разных уровнях цен?
Как изменится величина спроса при изменении цены?
Слайд 18Сдвиг кривой спроса
Если спрос снижается, то кривая спроса смещается влево
(D1)
Если спрос увеличивается, то кривая спроса смещается вправо (D2);
Слайд 19Изменения спроса и величины спроса
Изменение величины спроса наблюдается при изменении
цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов,
цен на другие товары)
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов
Слайд 20Главным фактором, влияющим на величину(объем) спроса, является цена
Как следует из
главного закона экономики.
Но существует большое количество неценовых факторов, влияющих на
сам спрос.
Слайд 21Изменение объема спроса (сhange in quantity)
Термин “величина спроса" относится к
какой-либо отдельной точке линии спроса
Слайд 22Влияние неценовых факторов
Приводит к сдвигу кривой спроса вправо (при
его увеличении) или влево (при его уменьшении)
Слайд 23На спрос влияет огромное количество неценовых факторов
Рост (снижение) доходов потребителей.
Предпочтения
покупателей (мода, вкусы, реклама, сезонные изменения).
Стоимость взаимосвязанных товаров (дополняющих товаров
и товаров-заменителей.
Экономические ожидания
Доступность товара.
Изменение числа покупателей.
Слайд 24Виды благ
с точки зрения спроса
Качественные блага (нормальные, высшей категории).
При росте доходов спрос на них растет.
Низшей категории. При росте
доходов спрос на них падает.
Нейтральные блага. Не зависят от роста доходов.
Слайд 25Изменение спроса
на различные блага
Для качественных товаров рост дохода вызывает
рост спроса при тех же ценах и смещение кривой спроса
вправо.
Для худших товаров, имеющих низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить худший товар качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.
Снижение доходов потребителя производит обратный эффект
Слайд 26Доходы потребителя и спрос
При росте доходов спрос на блага вообще
растет (люди могут позволить себе больше). Это и рост уровня
жизни, и увеличение социальных трансфертов (пенсии, пособия).
При снижении доходов (увеличение налогов, отчислений, росте пошлин) спрос падает.
Слайд 27Вкусы и предпочтения потребителей
Активная рекламная компания здорового образа жизни, может
привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты,
увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).
Товары, вышедшие из моды, теряют в спросе.
На новогодние игрушки спрос возникает примерно на 1 месяц в году. В другое время он просто нулевой;
Слайд 28Цены
на другие товары
С точки зрения изучения спроса нас интересуют
следующие товары:
Заменители (субституты, конкуренты), удовлетворяющие аналогичные потребности, являющиеся конкурентами для
основного товара (чай и кофе)
Дополняющие (комплементы), чье потребление обусловлено потреблением основного товара, (чай и сахар)
Слайд 29Стоимость товаров-заменителей
Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса
на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной
товар.
Рост цен на нефть спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.
Снижение цены заменителя производит обратный эффект
Слайд 30Рост цены на дополняющий товар
Ведет к сокращению спроса на основной
товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию.
Снижение цен
на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу и, соответственно, рост цены на нее.
Слайд 31Экономические ожидания потребителей
Ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут
вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени
Ожидания
сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса.
Слайд 32Доступность товара
На дефицитный товар всегда наблюдается повышенный спрос, в отличие
от общедоступной продукции.
Слайд 33Число потребителей
При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей,
тем выше рыночный спрос на товар.
Слайд 34Запасы блага у покупателей
Если у потенциального потребителя существует некоторое количество
блага в запасе, спрос на благо будет отложен на некоторое
время и количество проданного не увеличится.
Слайд 35Закон спроса не действует в следующих случаях
Парадокс Гиффена
Рост цен
на товары первой необходимости приводит к отказу от более дорогих
и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на основной продукт
Во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился, выросла и его цена.
Слайд 36Исключения
из закона спроса
При ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
Для
некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения
денег;
При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Слайд 37Цена является показателем качества
В этом случае потребитель может считать что
высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и этот
факт ведет к увеличению спроса.
Слайд 38Факторы
формирования спроса
Экономические: уровень развития производства, денежные доходы населения;
Социальные: социальная
культура общества, профессиональный состав населения;
Демографические: численность населения, размер и состав
семьи;
Природно-климатические факторы, географические и климатические условия, традиции;
Политические факторы: непредвиденные чрезвычайные ситуации.
Слайд 39Изменение и формирование спроса
Чтобы повлиять на сбыт продукции, многие факторы,
влияющие на формирование спроса, можно вызвать в том числе и
искусственным образом.
Главным методом является реклама
Слайд 42Список использованной литературы
Экономика. Основы экономической теории. Под ред. Д.эк.н., профессора
Иванова С.И . Изд. 19-е. М., Вита, 2013.
http://kak-bog.ru/faktory-vliyayushchie-na-spros
http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/spros-i-predlozhenie.html
http://www.nvtc.ee/e-oppe/Kurt/spros/___2.html
http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidy-sprosa.html