Слайд 1СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ХИМИЯ
ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
Тема лекции
Слайд 2Основные вопросы,
рассматриваемые на лекции
Цели изучения курса химии на профильном уровне
среднего общего образования
Содержания курса химии на профильном уровне среднего общего
образования
Слайд 3Цели изучения химии
на профильном уровне
среднего (полного) образования
освоение системы
знаний:
о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной
картины мира
Слайд 4овладение умениями:
характеризовать вещества, материалы и химические реакции
выполнять лабораторные эксперименты
Слайд 5проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
осуществлять поиск химической
информации и оценивать ее достоверность
ориентироваться и принимать решения в
проблемных ситуациях
Слайд 6 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический
прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной науки
Слайд 7 воспитание убежденности в том, что химия – мощный
инструмент воздействии на окружающую среду, и чувства ответственности за применение
полученных знаний и умений
Слайд 8
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на
производстве
применение полученных
знаний и умений для:
Слайд 9решения практических задач в повседневной жизни: предупреждения явлений, наносимых вред
здоровью человека и окружающей среде
проведение исследовательских работ
сознательного выбора профессии,
связанной с химией
Слайд 10увеличения научности: обогащения и уточнения понятийного аппарата
увеличения количества рассматриваемых базовых
законов
Приращение химического содержания на профильном уровне должно осуществляться путем:
Слайд 11усиления системности излагаемого материала
усиления практической направленности образования, его насыщения практико-ориентированными
жизненными ситуациями
Слайд 12включения в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательских работ учащихся,
постановки эксперимента, проекта и т.д.
обеспечения содержанием, направленным на профессиональную ориентацию
Слайд 13Содержание профильного курса химии представлено следующими блоками:
Методы научного познания
Основы теоретической
химии
Неорганическая химия
Органическая химия
Химия и жизнь
Экспериментальные основы химии
Слайд 14Раздел «Методы научного познания»
Учащиеся знакомятся с научными методами
исследования химических веществ и превращений, ролью химического эксперимента в познании
природы
Демонстрируется взаимосвязь химии, физики, математики и биологии, как
необходимое условие формирования целостной естественнонаучной картины мира
Слайд 15Раздел
«Основы теоретической химии»
Атом. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Тема 1
Слайд 16знакомит учащихся с основными квантово-механическими представлениями о строении атома
завершает
рассмотрение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
в свете учения о строении атома
Тема 1
Слайд 17Учащиеся должны:
познакомиться:
с моделями строения атома: планетарной и современной
усвоить понятия:
«нуклон: протон и нейтрон»
«нуклид»
«изобары и изотопы»
«атомная орбиталь»
«валентные электроны»
«основное и возбужденное состояние атомов»
Тема 1
Слайд 18
иметь представление:
о корпускулярно-волновом дуализме электрона
о квантовых числах:
главном, орбитальном (побочном), магнитном и спиновым
Тема 1
Слайд 19знать:
современную формулировку периодического закона Д.И.Менделеева
иметь представление:
о современном состоянии периодической системы
химических элементов
Тема 1
Слайд 20научиться определять:
электронные конфигурации s- и p- элементов, а также
и d-элементов
иметь представление о таком явлении, как «провал электрона»
Тема 1
Слайд 21Тема 2
Молекулы
и химическая связь
Задача изучения темы:
обобщение знаний
учащихся об основных типах химической связи:
ковалентной
ионной
металлической
водородной
Слайд 22При изучении ковалентной связи рассматриваются следующие вопросы:
определение ковалентной связи
механизмы
образования и способы разрыва связи
свойства ковалентной связи – направленность и
насыщаемость
теория гибридизации и пространственное строение молекул
Тема 2
Слайд 23понятие «валентность»
параметры ковалентной связи (длина, энергия, валентный угол, полярность)
разновидности связи
по степени смещения общего электронного облака
сравнительная характеристика ковалентной полярной
и ионной связей
Тема 2
Слайд 24Тема 2
водородной связи:
виды связи
биологическая роль в
организации структур биополимеров
Вопросы, рассматриваемые
при изучении:
металлической связи:
особенности связи
физические
свойства металлов как функция металлической связи и металлической кристаллической решетки
Слайд 25
с вардерваальсовыми взаимодействиями между частицами
со строением комплексных соединений
Завершается изучение темы
обобщением:
рассмотрением вопросов современной теории строения химических соединений как органических,
так и неорганических
Тема 2
В теме учащиеся знакомятся также:
Слайд 26Вещества
По сравнению с базовым курсом химии в этот
раздел добавлены понятия:
Тема 3
классификация и номенклатура неорганических и органических веществ
дисперсные
системы
Слайд 27
коллоидные системы
тепловые явления при растворении
способы выражения концентрации растворов: молярная и
моляйная концентрации
Слайд 28Тема 4
Химические
реакции
с классификацией реакций в органической и неорганической
химии
с основами термохимии и химической термодинамики
с основами химической
кинетики
При изучении темы учащиеся знакомятся:
Слайд 29Вопросы рассматриваемые в теме «Химические реакции»
Тема 4
основы термохимии
и химической
термодинамики:
тепловые эффекты реакций
термохимические уравнение
понятие об энтальпии и энтропии
закон
Гесса и следствия из него
понятие «энергия Гиббса»
Слайд 30понятие «скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов»
закон
действующих масс
химическая кинетика:
Тема 4
катализ:
теория активных столкновений
понятие
энергии активации
Слайд 31обратимость реакций
химическое равновесие
константа равновесия
смещение равновесия под действием различных факторов
принцип Ле Шателье
Тема 4
химическое равновесие:
Слайд 32В рамках темы
«Химические реакции»
учащиеся должны уметь формулировать понятия:
электролитическая
диссоциация
сильные и слабые электролиты
константа диссоциации
реакции ионного обмена
произведение
растворимости
Тема 4
Слайд 33кислотно-основные взаимодействия в растворах
амфотерность
ионное произведение воды
водородный показатель
гидролиз
органических и неорганических веществ
Слайд 34 Изучая
«Окислительно-восстановительные
реакции», учащиеся должны:
знать классификацию окислительно-восстановительных реакций
уметь
применять метод электронного и электронно-ионного баланса
Тема 4
Слайд 35ряд стандартных электронных потенциалов
коррозия металлов и способы защиты от нее
химические
источники тока
электролиз растворов и расплавов
усвоить понятия:
Слайд 36Раздел
«Неорганическая химия»
изучение свойств металлов, неметаллов и основных классов
неорганических веществ
Задача раздела:
Слайд 37Дидактические единицы
содержания раздела:
Водород. Изотопы водорода. соединения водорода с металлами
и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.
Галогены. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородосодержащие соединения хлора.
Слайд 38 Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.
Сера. Сероводород и сульфиды.
Оксиды серы. Сернистая и серная кислота и их соли.
Азот. Аммиак,
соли аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислота и их соли.
Слайд 39Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорная кислота. Ортофосфаты
Углерод. Метан. Карбиды кальция,
алюминия и железа. Угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота
и ее соли
Кремний. Силан. Оксид кремния (IY). Кремневая кислота, силикаты
Благородные газы
Слайд 40Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения
Алюминий и его соединения
Переходные
металлы (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их
соединения
Учащиеся должны уметь объяснять физико-химические свойства металлов и их соединений:
Слайд 41Комплексные соединения
переходных металлов
Общие способы получения металлов.
Понятие о металлургии.
Сплавы (черные и цветные)
Слайд 42Теория строения органических соединений
Углеродный скелет
Радикал
Функциональная группа
Гомологи
и гомологический ряд
Теоретические вопросы раздела
Раздел
«Органическая химия»
Слайд 43Структурная и пространственная изомерия
Типы связей в молекулах органических веществ
и способы их разрыва
Типы реакций в органической химии
Ионный и
радикальный механизмы реакций
Слайд 44Затем изучаются классы органических веществ:
Алканы и циклоалканы
Алкены, диены. Алкины
Бензол и его гомологи. Стирол
Галогенопроизводные углеводородов
Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы
Простые эфиры
Альдегиды и кетоны
Слайд 45Карбоновые кислоты
Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры неорганических и органических
кислот
Жиры, мыла
Углеводы. Моносахариды, дисахариды, полисахариды
Нитросоединения
Амины, анилин
Аминокислоты
Пептиды. Белки. Структура белков
Слайд 46Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых
кислот
Представление о структуре нуклеиновых кислот
Далее добавлены вопросы, которые
в базовом
курсе химии не рассматриваются:
Затем следует раздел, посвященный высокомолекулярным соединениям, реакциям полимеризации и поликонденсации
Слайд 47Раздел
«Химия и жизнь»
В разделе рассматриваются вопросы, подтверждающие важную прикладную
роль химической науки в современной жизни человека и общества
Слайд 48
понимание ими глобальных проблем, стоящих перед человечеством, – экологических, энергетических
и сырьевых
объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве
формирование экологически грамотного поведения в окружающей среде
Приобретенные учащимися при изучении раздела знания и умения, направлены на:
Слайд 49Химические процессы в живых организмах
Биологически активные вещества
Химия и
здоровье
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов
Дидактические единицы
содержания раздела
«Химия и жизнь»
Слайд 50
Общие принципы химической технологии
Природные источники химических веществ
Химия в повседневной
жизни.
Моющие и чистящие средств.
Правила безопасной работы со средствами бытовой химии
Слайд 51Полимеры
Пластмассы, волокна, каучуки
Новые вещества и материалы в технике
Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия
Слайд 52Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни
Токсические,
горючие и взрывоопасные вещества
Слайд 53учебные
научные и научно-популярные
издания
компьютерные базы данных
ресурсы
Интернета
Источники химической информации:
Слайд 54Данный раздел направлен на
формирование у учащихся:
- практических умений и
навыков безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на
производстве
Раздел
«Экспериментальные
основы химии»
Слайд 55 - исследовательских умений и навыков по распознаванию и
идентификации важнейших веществ и материалов, оценки качества питьевой воды и
отдельных пищевых продуктов
Слайд 56Овладение знаниями методов работы с химическими веществами и химическим оборудованием,
будет способствовать:
развитию интеллекта учащихся
повышению уровня их химической подготовленности
создаст предпосылки
к полноценному использованию ими возможностей химии в сфере быта, повседневной жизни, защиты окружающей среды
Слайд 57Правила работы в лаборатории
Лабораторная посуда и оборудование
Правила безопасности при
работе с едкими, горючими и токсическими веществами
Дидактические единицы
содержания раздела
«Экспериментальные основы химии»
Слайд 58
Кристаллизация, экстракция, дистилляция
Синтез органических и неорганических газообразных веществ
Физические методы разделения
смесей и очистки веществ
Слайд 59Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители
Качественный и количественный анализ
веществ. определение характера среды.
Индикаторы
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы
Идентификация
органических соединений, обнаружение функциональных групп
Слайд 60Измерение физических свойств веществ
(масс, объем,
плотность)
Современные физико-химические методы установления структуры веществ
Химические методы разделения
смесей
Слайд 61 Изучение химии на профильном уровне предусмотрено в классах
физико-химического или
химико-биологического профилей
На изучение химии в названных профильных
классах отводится
3 часа в неделю
Слайд 62В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен уметь:
называть
изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
Слайд 63определять:
валентность и степень окисления химических элементов
заряд иона
тип химической
связи
пространственное строение молекул
тип кристаллической решетки
характер среды в
водных растворах
окислитель и восстановитель
Слайд 64 направление смещения химического равновесия под влиянием различных факторов
изомеры и гомологи
принадлежность веществ к различным классам органических
соединений
характер взаимного влияния атомов в молекулах
типы реакций в неорганической и органической химии
Слайд 65характеризовать:
s -, p- и d-элементы по их положению в периодической
системе Д.И. Менделеева
общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических
соединений
строение и свойства органических соединений
(углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов)
Слайд 66
зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения
в периодической системе Д.И. Менделеева
зависимость свойств неорганических веществ от
их состава и строения
природу и способы образования химической связи
объяснять:
Слайд 67
зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной
способности органических соединений,
от строения их молекул
Слайд 68по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
получению конкретных веществ, относящихся
к изученным классам соединений
выполнять
химический эксперимент:
Слайд 69 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
Слайд 70осуществлять:
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и
ее представления в различных формах
самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников: справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета
Слайд 71 Традиционно значительное место в преподавании химии занимает решение
расчетных и качественных задач
позволяет закрепить или обогатить полученные
теоретические знания
способствует развитию мировоззрения
помогает получить представление о естественнонаучной картине мира
Решение химических задач:
Дано:
Слайд 72интеграции физико-химических знаний
выявлении и демонстрации межпредметных связей между физиков
и химией
Специфика содержания курса химии в классах физико-химического профиля состоит
в:
Слайд 73рассмотрения одних и тех же объектов с точки зрения естественных
наук
использования при рассмотрении разных объектов единых методологических подходов, составляющих
сущность естественнонаучного метода познания природы
Интеграция
физико-химических знаний может быть достигнута за счет:
Слайд 74 В этом профиле большое значение приобретает изучение курса
органической химии, вершиной и заключительным этапом которого становится изучение биологически
активных соединений: белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот, витаминов и др.
Особенность содержания курса химии в классах химико-биологического профиля обусловлена необходимостью интеграции знаний по химии и биологии.