Слайд 1Средневековое образование и философия.
Слайд 2Представления средневекового человека о мире.
Центром или « пупом» Земли считали
город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на
средневековых картах помещали наверху.
«Пуп Земли» в
Иерусалиме
«Пуп Земли» в
Дельфах
Слайд 3Представления средневекового человека о мире.
На Востоке располагается гора, на ней
находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг
и Нил.
Карта XI века
Слайд 4Представления средневекового человека о мире.
Индийский океан в Средние века считали
замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя
ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
Обитатели далёких стран.
Средневековая
миниатюра
Слайд 5Представления средневекового человека о мире.
К историческому времени средневековые люди относились
своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили «
в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
Слайд 6Представления средневекового человека о мире.
Время определяли по тени, которую отбрасывала
вертикально вбитая в землю палка.
Солнечные часы в
древности
Слайд 7Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты
были очень не точны.
Водяные часы,
XI век
Представления средневекового человека о
мире.
Песочные часы
Слайд 8Средневековые университеты
В XII в. появился первый университет - Парижский
университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери. Слово
«университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский.
Слайд 9Страницы средневековой книги
Герб университета в
Мачерате ( Италия)
Средневековый
университет.
Слайд 10Скульптура
средневекового студента.
Слайд 11Средневековые университеты
часто создавались
в монастырях
В средневековом
университете.
Слайд 12Нелёгкой была жизнь школяров — выходцев из бедных семей. Вот
как описывает её Чосер:
Прервав над логикой усердный труд,
Студент оксфордский
с нами рядом плёлся.
Едва ль беднее нищий бы нашёлся...
Выносить Нужду и голод приучился стойко,
Полено клал он в изголовье койки.
Ему милее двадцать книг иметь,
Чем платье дорогое, лютню, снедь...
Слайд 13 Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей
молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов — бродячих
школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать.
Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках:
Бросим все премудрости,
Побоку учение!
Наслаждаться в юности — Наше назначение.
Слайд 14"Будем радоваться, пока мы молоды!.." — назло Смерти, Голоду и
Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов
первых средневековых университетов. "Гаудеамус игитур!" — звучит по-латыни очень оптимистично.
Слайд 15Здание университета в Сорбонне.
Университет в Париже, основанный
в 1257
Слайд 16Болонья - родина самого старого университета Европы. (Италия)
Авиньонский университет.
(Франция)
Слайд 17КРАКОВСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(Польша)
Оксфордский
университет (Англия)
Слайд 18Философия - любовь к мудрости.
Наука о наиболее общих законах
развития природы, человеческого общества и мышления.
Слайд 19Схоластика –религиозно - философское учение о познании Бога, мира при
помощи логических рассуждений.
Слайд 20Пьер Абеляр - (1079-1142 гг.)
Французский философ.
В1113 г. открыл
собственную школу, привлекшую множество учеников. Неоднократно осуждался католической церковью за
еретические воззрения.
Слайд 21Цитаты Пьера Абеляра
То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать
в старости.
Нельзя уверовать в то, чего бы предварительно не понял.
Любовь
одно из зол, которых нельзя скрыть; одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее.
Слайд 22Бернар Клеворский - (1090–1153), христианский святой и учитель церкви, французский
теолог-мистик, аббат монастыря в Клерво, один из основателей ордена Тамплиеров.
Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра.
Слайд 23Фома Аквинский -родился прим. в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино
— умер 7 марта 1274,наиболее авторитетный католический религиозный философ.
Слайд 24Три вида познания:
ум — вся сфера духовных способностей.
интеллект — способность
умственного познания.
разум — способность к рассуждению.
Познание — есть самая благородная
деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.
Слайд 25Роджер Бэкон – род. около 1214, -ум.после 1292, английский философ
и естествоиспытатель. Известен также как Удивительный доктор, считал, что опыта:
1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Основатель опытной науки.
Слайд 26Активно занимался алхимией, астрологией и оптикой.
Считал, что алхимия может
принести большую пользу медицине. Целью всех наук считал увеличение власти
человека над природой.
Слайд 27Николай Оре́м,или Николай Орезмский (до 1330 г.- 1382 г.) французский философ, математик,
астроном, теолог. Его научные труды оказали влияние на Николая Коперника,
Галилея и Декарта. Рассматривает все доводы против вращения Земли, окончательный вердикт Орема о возможности вращения Земли был отрицательным.