Слайд 2Модель структуры учебного процесса
Цель обучения
Результат
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Содержание учебного материала
Методы обучения
Средства
обучения
Организационные формы обучения
Слайд 3Средства обучения – это материальные объекты, носители учебной информации и
предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые
педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности (Назарова Т.С., Полат Е.С.).
Средства обучения – совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся (Григорьева Е.В.).
Средства обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения (И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова).
Слайд 4Средства
обучения
Вербальные
Наглядные
Вспомогательные
Основные
Слайд 5Вербальные средства обучения
Слайд 6Учебно-методический комплекс (УМКс) – система дидактических средств обучения по конкретному
предмету (при ведущей роли учебника), создаваемая в целях наиболее полной
реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности учащегося (Д.Д. Зуев).
Слайд 7Учебно-методический комплект (УМК) – это система печатных и электронных учебных
изданий по конкретному учебному предмету, объединенных концептуально, структурно и содержательно,
которая позволяет обеспечить достижение заданных государственным стандартом образовательных результатов, определяемых программой по данному предмету, на основе оптимального использования возможностей каждого вида этих изданий.
Слайд 8Компоненты УМК
Программа
Методическое
пособие для учителя
Рабочая тетрадь
для ученика
Книга
для чтения
Дидактические
карточки
Тетрадь для оценки
качества знаний
Учебник
+ электронное пособие
Слайд 9Биология
6 класс
(авторы комплекта
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
В.С. Кучменко
и др.)
Слайд 10Учебник
Тексты
Внетекстовые компоненты
Основные
Дополнительные
Пояснительные
Аппарат организации усвоения материала
Аппарат ориентировки
Иллюстративный материал
Слайд 12Внетекстовые компоненты учебника
Слайд 13Внетекстовые компоненты учебника
Слайд 15Страница учебника для самоконтроля
Слайд 16Приемы ориентирования в учебнике
Пользование оглавлением (нахождение нужного раздела, главы, параграфа).
Пользование
указателями.
Пользование шрифтовыми выделениями, выделениями цветом и рамкой, сигналами-символами.
Нахождение иллюстративного
материала, вопросов и заданий, таблиц и схем.
Слайд 17Приемы работы с текстом учебника
Чтение объяснительное, выборочное.
Пересказ подробный, краткий.
Выделение логических
частей, главного.
Составление плана.
Нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкретной
иллюстрации, определения понятий, признаков понятий и самостоятельное формулирование на их основе определений.
Формулирование выводов.
Формулирование собственных вопросов к параграфу.
Составление собственных заданий по материалам параграфа (ребусов, кроссвордов и т.д.).
Преобразование текста в схему, таблицу.
Слайд 18Приемы работы с иллюстративным материалом
Распознавание объектов, процессов, явлений.
Описание объектов, процессов,
явлений.
Сравнение объектов, процессов, явлений.
Объяснение процессов и явлений и опытов, их
демонстрирующих.
Установление взаимосвязи.
Систематизация объектов, процессов, явлений.
Слайд 19Издания на электронных носителях
Медиакурсы предназначены
для изучения, повторения и закрепления
учебного
материала курса биологии по программе
под редакцией И.Н. Пономаревой.
1С: Образование. Биология
Слайд 20Методика для учителя
Содержание:
программа курса
поурочно-тематическое планирование
методические рекомендации к урокам
дополнительный методический материал
(«Стандарт
основного общего образования
по биологии»)
Слайд 21Значение рабочей тетради
Позволяет управлять самостоятельной деятельностью учащихся.
Дает возможность дифференцировать
работу учащихся.
Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Способствует формированию универсальных учебных действий
у учащихся.
Способствует формированию у школьников самостоятельности в обучении и потребности в самообразовании.
Обеспечивает рациональное использование времени на уроке.
Слайд 23Средства
обучения
Вербальные
Наглядные
Вспомогательные
Основные
Учебные программы
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
Слайд 25Модель
Мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая
или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее
изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
Муляж
Точная копия натурального объекта, в которой отображены не только главные, но и второстепенные, незначительные его признаки.
Слайд 26Модели и муляжи
Муляжи
Барельефные модели
Объемные модели
Модели- аппликации
Слайд 27Классификация моделей
Материальные
Идеальные
Образные
Знаковые
Статические
Действующие
Модели
Слайд 28Аудиовизуальные средства обучения
Экранные (диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты)
Экранно-звуковые (учебные фильмы, кинофрагменты,
видеофильмы)
Звуковые (аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума прибоя, леса)
Слайд 30 Диафильм – это серия черно-белых или цветных диапозитивов,
объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной
последовательности.
Слайд 31Приемы работы с диафильмом
Демонстрация фрагментов или отдельных кадров диафильма.
Демонстрация только
зрительного ряда без субтитров.
Составление текстов учителем или учениками.
Сопоставление зрительного ряда
с тем, что учащиеся видели в природе.
Рассказ с опорой на зрительный ряд.
Составление плана.
Продолжение диафильма.
Слайд 33Методические требования
к применению звуковых средств обучения
При подготовке к уроку
учитель отбирает необходимый фрагмент, определяет время и место прослушивания на
уроке, составляет вопросы или задания, направленные на целенаправленное прослушивание учащимися.
Перед прослушиванием перед учащимися ставится познавательная задача. Вопросы должны быть написаны на доске или распечатаны на карточках и розданы учащимся.
После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, делают выводы.
Продолжительность прослушивания не должна составлять более 3-5 минут.
Слайд 34Экранно-звуковые
средства обучения
Слайд 35Достоинства видеофильма
Динамичность изображения.
Передача большого объема информации за короткое время.
Использование мультипликации.
Возможность
рассматривания явления в целом и по частям.
Возможность остановить кадр.
Возможность
вернуть запись.
Возможность убрать звук.
Слайд 36Методические требования
к демонстрации видеофильмов
При подготовке к уроку учитель отбирает
необходимый фрагмент, определяет время и место демонстрации на уроке, составляет
вопросы или задания для учащихся.
Перед просмотром перед учащимися ставится познавательная задача. Вопросы должны быть написаны на доске или распечатаны на карточках и розданы учащимся.
В некоторых случаях можно заранее ознакомить учащихся с натуральными объектами, которые будут демонстрироваться в фильме.
При необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах учитель может выключить дикторский текст и прокомментировать кадры сам.
После просмотра учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, делают выводы.
Продолжительность демонстрации 8 -12 минут.
Слайд 37Общая методика применения аудиовизуальных средств обучения
Подготовка учителя (отбор необходимого фрагмента,
определение времени и места демонстрации на уроке, составление вопросов или
заданий для учащихся).
Подготовка учащихся к демонстрации(актуализация знаний в ходе беседы, вступительное слово учителя, постановка вопросов по содержанию слайда).
Демонстрация аудиовизуального средства обучения.
Беседа с целью выяснения степени усвоения материала, позволяющая уточнить и дополнить полученные представления, с использованием других средств наглядности.
Слайд 38Средства
обучения
Вербальные
Наглядные
Вспомогательные
Основные
Учебные программы
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
Натуральные
объекты природы
Изображения и отображения предметов и
явлений
Аудиовизуальные
Слайд 39Вспомогательные средства обучения
Слайд 40Вспомогательные
средства обучения
Аппаратура для
проявления
информации,
заложенной
в аудиовизуальных
средствах
Компас, папки,
пакеты, линейка
для измерения
высоты снежного
покрова и
др.
Технические
средства
обучения
Лабораторное
оборудование
Экскурсионное
оборудование
Приборы,
химическая посуда,
реактивы и др.
Слайд 41
Технические средства обучения
Технические устройства экранной статической проекции
Звуковые технические средства
Диапроектор
Эпипроектор
Графопроектор
Экранно-звуковые технические
средства
Проигрыватель
Магнитофон
Плеер
Кинопроектор
Видеомагнитофон
Компьютер
Мультимедиа проектор Интерактивная доска и др.
Технические средства
ИКТ
Слайд 42Классификация педагогических программных средств (ППС)
Слайд 43Классификация педагогических программных средств (ППС)
Слайд 44Средства
обучения
Вербальные
Наглядные
Вспомогательные
Основные
Учебные программы
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
Натуральные
объекты природы
Изображения и отображения предметов и
явлений
Аудиовизуальные
Технические средства обучения
Лабораторное оборудование
Экскурсионное оборудование